Файл: Разработка и применение технологии проектного обучения на уроках обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: Разработка и применение технологии проектного обучения на уроках обж

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….




Глава 1. Теоретические основы технологии проектного обучения на уроках ОБЖ………………………………………………………………..




1.1.Сущность технологии проектного обучения……………………….




1.2. Основная методология применения технологии проектного обучения на уроках ОБЖ………………………………………………..




Глава 2. Практическое исследование проблемы применения проектного обучения на уроках ОБЖ в 8 классе________(наименование школы)………………………………




2.1. Определение исходного уровня заинтересованности проектной деятельностью на уроках ОБЖ у обучающихся 8 класса……………..




2.2. Разработка рекомендаций по внедрению в условия уроков ОБЖ методов проектного обучения как средство эффективного освоения программного материала…………………………………………………




Заключение………………………………………………………………..




Список использованной литературы……………………………………





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ

1.1.Основные понятия и сущностная характеристика технологии проектного обучения

Анализируя различные педагогические источники, целесообразно начать исследование с основополагающей терминологии.

В первую очередь обратимся к определению « технология», если акцентировать внимание на проблеме исследования, то здесь ближе всего находится определение « образовательная технология», которая представляет собой построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата (качества образования) и имеет вероятностный прогнозируемый характер.


Такого вида технология в максимальной степени связана с образовательным процессом - деятельностью педагога и обучающегося, ее структурой, средствами, методами и формами. В структуру технологии должны входить концептуальная основа, содержательный и процессуальный компоненты. Концептуальная основа - это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе.

Содержательный компонент - это цели обучения (общие и частные), содержание учебного материала, дидактическая структура учебного материала и формы его изложения.

Процессуальный компонент - это особенности методов и средств обучения, мотивационная характеристика, организационные формы обучения, управление образовательным процессом. Ведущим компонентом в этом перечне является концептуальная основа. Освоив его, педагог осознанно может использовать образовательную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям педагогической деятельности.

Далее обратимся к литературе, чтобы кратко охарактеризовать проектное обучение.

Метод проектов заинтересовал отечественных педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, А.У. Зеленко и др. Такие ученые, методисты, как Е.С. Полат, Т.А. Воронина, И.Е. Брусникина, А.И. Савенков и др. способствовали его возрождению в практике. Также Е.С. Полат предложила наиболее полную классификацию проектов по следующим типологическим признакам:

1) доминирующий вид деятельности (ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.);

2) предметно-содержательная область (монопроект и межпредметный проект);

3) характер координации проекта (непосредственный - с открытой координацией и скрытый - с неявной);

4) характер контактов (внутренний, региональный, международный);

5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) .

Среди современных работ по использованию метода проектов в образовании нами проанализированы работы И.В. Комаровой, Н.Ю. Пахомовой, И.С. Сергеева, Н.А. Заграничной, К.Н. Поливановой и др. Методу проектов, применительно к образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности», уделяли пристальное внимание многие педагоги и методисты: В.П. Соломин, В.П. Станкевич, Л.А. Михайлов, А.В. Старостенко, Э.М. Киселёва, Р.И. Попова и др.

1

С.Т. Шацкий, опираясь на работу Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» дает следующие определения.

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможности, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Проектирование — это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде (естественной и искусственной).

Г.К. Селевко и С.Т. Шацкий определяют суть проектного обучения как постижение учеником в процессе работы над учебным реальных процессов, объектов и т.д. То есть во время выполнения творческого проекта обучаемый проживает конкретные ситуации преодоления трудностей; приобщается к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов.2

В настоящее время проекты классифицируются:

- по предметно – содержательной области;

- по характеру доминирующей деятельности;

- по количеству участников;

- продолжительности.

По предметно – содержательной области:

- монопроекты (одна образовательная область);

- межпредметные ( или интегрированные).

По характеру доминирующей деятельности:

- творческо – игровые (с элементами творческих игр, когда дети сами входят в образ персонажей сказки и решают проблему);

- исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем результаты оформляют в виде дневника наблюдений, исследовательских карт, газет детского дизайна, коллажей по результатам эксперементов);

- информационно-практические (дети собирают информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни (оформление и дизайн группы, выращенный лук, поделки к празднику, подготовка к СРИ, книжки с детскими рассказами, коллажи с правилами поведения, умывания);

- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

По количеству участников:

- индивидуальные;

- парные (объединение двух детей или родителя и ребенка);


- групповые (небольшая подгруппа участников);

- коллективные (все дети возрастной группы);

- массовые.

По продолжительности:

- краткосрочные (мини – проекты, младшая группа. 2-3 образовательные ситуации, 2- 3 дня)

- средней продолжительности (старшие группы, 1 – 2 недели)

- долгосрочные (могут продолжаться учебного года).

Главные характеристики проекта:

- Наличие общей темы.

- Конечного результата.

- Формулировка общей проблемы.

В таблице 1.1. представим виды проектов в условиях образовательной организации.

Таблица 1.1

Виды проектов в условиях образовательной организации

Виды проектов

Содержание

Исследовательско-познавательный проект



Совместные эксперименты, результаты оформляются в виде газет, альбомов, дизайнерских сооружений, брошюр.

Игровой проект

Использование различных элементов творческих игр, моделирование проблемной ситуации.

Информационно-практико-ориентированный проект

Сбор информации с дальнейшим ее реализацией (разработка дизайна развивающей среды с последующим внедрением и пр.).

Творческий проект

Оформление итога деятельности в виде праздника, театрализованного шоу, презентаций продуктов труда.

Досуговый проект

Проведение спортивно-массовых, развлекательных мероприятий


Технология проектной деятельности претендует на статус инновационной образовательной технологии. Выделяется три аспекта проектной деятельности как инновационной образовательной технологии:

1) создание нового продукта, которым является проектная работа;

2) активизация дальнейшей познавательной активности обучающихся и повышение и интереса собственно к учебной деятельности;

3) развитие творческого потенциала школьников.

В контексте характеристики педагогического потенциала проектной деятельности как образовательной технологии (в частности, в аспекте создания нового продукта) принципиальное значение приобретает вопрос сущностного соотнесения содержания видов деятельности: проектной, исследовательской и проектно-исследовательской. Проектная деятельность обучающихся представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.


Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Таким образом, соотношение проектирования и исследования подчеркивает и подразумевает: в случае проектирования - разработку и создание планируемого объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы; подготовку конкретного варианта изменения элементов среды; тогда как в случае исследования, соответственно, -необязательность/отсутствие плана/образа конечного результата; создание нового интеллектуального продукта; процесс поиска неизвестного, получение нового знания.3

Проектная деятельность включает в себя анализ проблемы; формулировку темы; постановку цели; определение задач; выбор средств достижения цели; анализ ресурсного обеспечения проекта (баланс задач и условий); поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов; презентацию и обсуждение результатов.

По - мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.

Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

Метод проектов совершенно естественно вписывается в преподавание курса основ безопасности жизнедеятельности (далее по тексту ОБЖ), так как при изучении программного материала всегда возникает необходимость дать тематический материал, на основе которого интереснее, полезнее показывать возможности тех или иных действий.