Файл: Разработка и применение технологии проектного обучения на уроках обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы

Формы продуктов проектной деятельности :

‒ Сборник ключевых задач;

‒ Учебное пособие, конспект, памятка по методам решения задач;

‒ Видеофильм ‒ Выставка ‒ Газета, журнал, справочник и т.д. ;

Презентация результатов — представление готового продукта.

Требования к оформлению проекта:

- должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;

- получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);

- представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;

-оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль).

Рекомендации к компьютерной презентации индивидуального проекта:

- Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12 слайдов. Титульный лист презентации включает:

- Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 12 слайдов.

- Титульный лист презентации включает:

- Полное наименование образовательной организации; Сведения об авторе и руководителе проекта; Год разработки проекта. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. Слайды должны быть озаглавлены. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point.

- Полное наименование образовательной организации; Сведения об авторе и руководителе проекта; Год разработки проекта.

- Полное наименование образовательной организации;

- Сведения об авторе и руководителе проекта;

- Год разработки проекта.

- Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.


- Слайды должны быть озаглавлены.

- Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.

- Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point.

Результаты работы над проектом могут быть:

‒ Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

‒ Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность является метапредметным результатом, поэтому составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.

1. Личностные универсальные учебные действия устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, готовность к самообразованию и самовоспитанию.

2. Регулятивные универсальные учебные действия самостоятельное планирование достижения целей, установка целевых приоритетов, оценивание правильности выполнения действия и необходимых корректив, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников, способов взаимодействия; планирования общих способов работы.

5. Познавательные универсальные учебные действия установление причинно-следственных связей, сравнение и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для логических операций .

Работа над проектом ученикам дает возможность для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: ‒ развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; ‒ формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; ‒ воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; ‒ благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению. Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

8

Структура проектной деятельности на уроках ОБЖ.

Усиление роли в собственном образовании; Самореализация творческого потенциала школьников

Обучение навыкам самообразования; Расширение круга общение при участии в телекоммуникационных проектах; Развитие коммуникативных качеств.

На что направлена?

Создание условий для исследовательской деятельности; Расширение возможностей для изучения курса ОБЖ

Качественное освоение содержательных линий курса; Развитие творческой и исследовательской инициативы;

Какими способами, приёмами реализуется деятельность?

Постановка цели с постоянной корректировкой в процессе деятельности;

Внедрение сетевых технологий в учебный процесс;

Работа с учебной, популярной литературой;

Подбор тем для проектной деятельности; Оказание помощи в уточнении цели; Подготовка инструкций по организационным вопросам; Консультирование; Организация подведения промежуточных итогов;

Выбор дизайна, стиля, соответствующего основной идее проекта; Создание дополнительных атрибутов.

Ниже в таблице можно ознакомиться наглядно с примерным планированием уроков ОБЖ с применением средств проективной технологии:

1. Итоговый проект: «Предмет ОБЖ в сказках»

Учебный проект по ОБЖ "Вредные привычки"

Обеспечить практическое применение правил ОБЖ через поисковую деятельность для развития литературных и творческих способностей учащихся

Рисунки, фотографии; комиксы; сказки собственного сочинения; сценарий заключительной игры; плакаты по ОБЖ с участием героев сказок.

Организовать изучение влияния вредных привычек на организм ребенка. Пагубные последствия вредных привычек.

2. Тематический проект: «Здоровый образ жизни»

Научить обучающихся анализировать свой индивидуальный образ жизни

Таблица контроля режима дня; презентация; таблица энергозатрат; диетические правила питания школьника.

3. Практико–ориентированный проект: «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».

Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме

- картотека съедобных и несъедобных грибов и растений;

- фотоброшюра «Лесные ягоды»;

- комплекс упражнений для снятия тревоги;

- аптечка природных лекарственных средств; - макеты и презентация временных укрытий в лесу


Выводы по главе 1.

Итак, решение проектных задач не является еще одной техникой, которую можно просто приобщить к уже существующим учебным, практическим, творческим и исследовательским задачам. Проектные задачи в системе учебной деятельности достаточно сильно влияют на составные части учебного процесса: тип взаимоотношений между педагогом и учеником, систему оценивания, отбор учебного содержания. Метод проектов дает широкие возможности для развития творческой стороны обучающегося, коммуникативных умений, самостоятельности, что способствует более легкому формированию личности, мобильной, и готовой подстраиваться в быстро изменяющихся современных жизненных условиях.9

В 8-10 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Основные требования к использованию метода проекта:

- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

- приобретает коммуникативные навыки и умения;

- овладевает практическими умениями исследовательской работы:

- собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.10


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ В 8 КЛАССЕ

2.1. Определение исходного уровня заинтересованности проектной деятельностью на уроках ОБЖ у обучающихся 8 класса
Практическое исследование проводилось с целью изучения динамики уровня заинтересованностью проектированием в условиях урока ОБЖ у обучающихся 8 класса.

В работе были заявлены три этапа, на каждом из которых решались определённые задачи:

1 этап: констатирующий этап.

Задачи констатирующего этапа:

2. Подобрать диагностические задания для изучения сформированности у обучающихся интереса к проектной деятельности;

4. Провести анализ состояния работы по проектной деятельности в условиях урочной деятельности 8 класса.

2 этап: формирующий: разработка рекомендаций по усовершенствованию образовательной деятельности на уроках ОБЖ через методы проектной деятельности.

Для решения поставленной цели и задач был использован комплекс исследовательских методов, который включал в себя:

1. Анкетирование обучающихся в аспекте применения на уроках ОБЖ различных методических приемов, помогающим легко усвоить программный материал.

2. Анкетирование педагогов.

База исследования: _________________

Экспериментом охвачено 14 обучающихся 8 класса.

По результатам ответов на вопрос анкеты: «Что для вас является наиболее интересным при изучении основ безопасности жизнедеятельности?» можно констатировать следующую результативность (таблица 1.5.):

- практические работы (68,1 %),

- исследовательская деятельность (59,5 %),

- экскурсии (57,7 %). Некоторые учащиеся хотели бы составлять схемы действий в случае возникновения различных чрезвычайных ситуациях (36,2 %), а также самостоятельно находить и анализировать информацию по различным аспектам безопасности жизнедеятельности в научно-популярных журналах, интернет-сайтах. Интересными явились результаты понимания учениками сути учебно-исследовательской работы.

Для значительной части опрошенных (59,7 %) УИР предполагает написание реферата, творческой работы. Типичными были такие ответы, как: «более подробное изучение материала, предусмотренного учебником», «практическое применение теоретических знаний», что соответственно составляет 28,1 % и 18 %. Необходимо отметить, что 23,4 % опрошенных под проектной работой понимают работу с учебником и научно-популярной литературой. Ответы остальных респондентов на поставленный вопрос носили слишком узкий характер, например: «экскурсии», «сбор и анализ научной информации», «работа в архиве», «выполнение практических работ» др. Чтобы выяснить отношение учащихся к проектной деятельности, мы составили следующий вопрос анкеты: «Хотели бы вы заниматься проектной работой на уроке ОБЖ?».