Файл: Разработка и применение технологии проектного обучения на уроках обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для ответа предлагалось выбрать одно из трех высказываний:

1) да, хотел бы;

2) затрудняюсь ответить;

3) не хотел бы.

Результаты распределились соответственно: 76 %; 15 %; 8 %.

Какие же характерные мотивы побуждают учащихся к проектной деятельности?

Одним из них является желание узнать новое из области безопасности жизнедеятельности (71,4 %), повысить уровень знаний и умений (52,8 %). Среди других ответов отмечалось желание проявить самостоятельность (12,6 %), возможность работать в группе (8,1 %) и другие ответы.

В целях конкретизации содержания проектной работы, которой хотели бы заниматься учащиеся при изучении основ безопасности жизнедеятельности, ученикам был задан вопрос на выявление интереса к различным видам исследовательской деятельности.

Ответы распределились следующим образом: выполнение заданий с элементами практических исследований (69,8 %), написание реферата (33,2 %), участие в конкурсах, проектах (30,8 %), работа с дополнительной литературой (25,4 %). И только небольшое количество опрошенных (10,4 %) считают интересной работу с учебником по безопасности жизнедеятельности.

В целом, изучение практики организации проектной работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности позволило обнаружить трудности, основными из которых являются недостаток методической литературы по вопросам содержания, организации познавательной деятельности учащихся, особенно практической направленности; слабая материально-техническая база кабинетов ОБЖ.

Вместе с тем, учащиеся отмечают заинтересованность к выполнению проектов, однако не точно представляют сущность подобной деятельности. Результатами организации проектных работ в процессе изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» являются формирование и развитие знаний, умений и навыков безопасного поведения, общеучебных и исследовательских умений; ценностных ориентиров по рациональному отношению к собственному и общественному здоровью; понимание важности сохранения окружающей природной среды как условия безопасного существования. Выполнение проектных работ влияет на воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций; позволяет знакомить с научными методами познания в области прогнозирования и оценки последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
11

С целью изучения и оценки состояния возможности организации учебно-исследовательской деятельности в школьном курсе ОБЖ также был проведен социологический опрос учителей, средний педагогический стаж, которых составил 15-20 лет.

При анкетировании учителей были использованы следующие вопросы:

1.      По вашему мнению, как методы проектного обучения помогают школьникам в усвоении знаний по ОБЖ?

2.      При помощи, каких средств, форм и методов обучения вы развиваете исследовательские умения учащихся на своем уроке?

3.      Как Вы осуществляете контроль проектной деятельности обучающихся?

4.      Какие существуют причины того, что школьники не достаточно владеют исследовательскими умениями?

5.      Какие Вы можете внести предложения по организации проектной деятельностью в школьном курсе?

Результатом  исследования явились следующие статистические данные: Подавляющее большинство опрошенных учителей на вопрос, «Какие умения относятся к исследовательским?»: выполнение заданий с элементами исследования, работу с дополнительной литературой.

Результаты ответов на вопрос 1 отражены в таблице 1.6. Необходимо отметить, что осуществление преемственности при формировании данных умений в процессе изучения курса ОБЖ позволит успешно сформировать исследовательские умения.12
Таблица 1.6

Результаты анкетирования педагогов школы по вопросу актуальности формирования умений обучающихся применять проектное обучение

Характер ответов учителей

Оценка результатов ответов

Участие в тематических конференциях по ОБЖ

9

Выполнение задания с элементами проектирования

39

Проведение наблюдения

17

Участие в конкурсах, проектах

13

Работа с дополнительной литературой

22


Анализ ответов на данный вопрос «По вашему мнению, как учебно-исследовательская деятельность помогает школьникам в усвоении знаний по ОБЖ?» позволяет установить: большинство учителей (65%) считают, что учебно-исследовательская деятельность развивает мышление при усвоении знаний. Так же некоторые учителя (22%) отмечают важность организации учебно-исследовательской деятельности, т.к. это способствует развитию интереса к предмету. Некоторые опрошенные учителя (13%) относят систематизацию полученных  знаний к положительному моменту в усвоении знаний данного курса. Такие результаты позволяют говорить о возможности успешного использования данного вида учебной деятельности и тем самым повышение эффективности обучения.         



Другой вопрос анкеты позволил определить используемые учителями приемы и средства, развивающие исследовательских умений у учащихся. Таким образом,  резюмируя ответы учителей, нами было отмечено, что учителя осознают важность и нужность применений заданий с элементами проектного обучения, т.к. это способствует не только развитию интереса к изучению данного курса в школе, но и необходимостью использования методики организации проектной деятельности по ОБЖ.

Так же в ответах учителей отражены и недостатки по организации исследовательской деятельности, это связано с малой обеспеченностью методической литературы или вообще ее отсутствием, с нежеланием самого ребенка заниматься исследовательской деятельностью.  В результате анкетирования нами было выяснено, что школьный курс ОБЖ обладает возможностями для организации и проведения проектной деятельности, как в урочное, так и внеурочное время. 

Далее выделим результативность последней методики.

Проект с элементами дискуссии «Причины возникновения пожаров и взрывов».

Данное проектное обучение с элементами дискуссии проводилось на уроке ОБЖ

Цели:

1. активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;

2. развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся;

3. развивать навыки проектной работы, творческие способности обучающихся;

4. закрепить лексический и грамматический материал;

5. повысить мотивацию в обучении ОБЖ.

Задачи:

1. учебные: развитие коммуникативных умений обучающихся, умения воспринимать на слух и понимать краткие сообщения, умения делать краткие сообщения на заданную тему, умения вести диалог, умения высказывать свое мнение;

2. познавательные: увеличение объема знаний о международных научных проектах, расширение общего кругозора обучающихся;

3. развивающие: развитие познавательных способностей, готовности к общению, развитие творческих способностей учащихся и самостоятельной деятельности при работе с проектом;

4. воспитательные: воспитывать уважительное отношение к чужому мнению.

Структура проекта: (в виде презентации):

1. Вступительное слово ведущего.


2. Музыкальное вступление

3. История возникновения терроризма.

4. Страны-участники выступающие против террористически группировок.

7. Основные задачи.

8. Преимущества и недостатки.

9. Мнения ученых.

10. Планы на будущее.

11. Дискуссия о преимуществах и недостатках этого проекта.

12. Заключительное слово ведущего.

Из опыта работы отметим плюсы и минусы проведения данной работы:

Плюсы:

- повышение мотивации обучающихся;

- расширение общего кругозора как учащихся, так и преподавателя;

- совершенствование языковых навыков;

- повышенный интерес обучающихся к данной теме;

- развитие их творческих способностей и самостоятельной деятельности при работе с проектом;

- развитие умения вести дискуссию и воспитание уважительного отношения к чужому мнению.

Минусы:

- недостаточная языковая компетентность некоторых учащихся (при этом есть желание участвовать в проекте);

- нежелание некоторых участвовать в проекте (не явно выраженное, а просто по лени);

- недостаточная компетентность обучающихся в данном вопросе (поверхностные знания: нужны более глубокие знания в области истории);

- организационные проблемы при подготовке проекта (пропуски на уроках, неподготовленность, технические проблемы);

- недостаточная подготовленность некоторых моментов дискуссии;

- недостаточное количество аудиторных часов для хорошей подготовки проекта.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности применения проектного обучения наряду с другими методами и способами преподавания. Оно является более продуктивным по сравнению с традиционным, так как при выполнении учебного проекта знания приобретаются обучающимися в процессе использования информации при решении практических задач.

Проектное обучение развивает критическое и творческое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли в совместной деятельности; способствует формированию собственной аргументированной точки зрения. Данное обучение работает на конечный результат - создание готового продукта и выход с ним в общество.
2.2. Разработка рекомендаций по внедрению в условия уроков ОБЖ методов проектного обучения как средства эффективного освоения программного материала
Проектная деятельность на уроках ОБЖ должна соответствовать содержанию программы образования.


В начале учебного года рекомендуется выделять разделы, которые будут вынесены на «проектирование», также анализируется возможности всех учащихся, продумывается тематика будущих проектов.  

Ниже приведены актуальные темы проектов по ОБЖ для 8 класса, которые посвящены проблеме пагубного влияния курения и других вредных привычек на молодой организм, первой помощи при обморожении и других повреждениях, анализу последствий катастроф и др.

Выживание при вынужденной автономии в условиях нашей природной полосы.

  1. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

  2. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  3. Типичные криминогенные ситуации и правила поведения в них.

  4. Правила безопасного поведения в жилище и меры профилактики бытовых травм.

  5. Юридическая ответственность подростков [3].

Работая над проектом, выделяю следующие этапы деятельности: 1. Постановка проблемы (ситуации); 2. Планирование деятельности; 3. Поиск информации; 4. Оформление проекта 5. Защита проекта.

На уроках и во внеурочной деятельности выполняется много межпредметных проектов, связанных с экологией, химией, обществознанием. Особое значение придаю исследовательским проектам.

По продолжительности выполняем долгосрочные (рассчитанные на изучение целого раздела программы) и мини-проекты (1-2 урока).

Конечно же работа над проектом требует определённых временных затрат, и поэтому большая часть работы выполняется обучающимися во внеурочное время. Но мы живём в век компьютерных технологий, и сегодня организовать работу над проектом прямо на уроке позволяет мне использование технологии «Мобильный класс». Для этого на уроке каждой группе, работающей над своим проектом, предоставляются ноутбуки (обычно 3-4 группы), связанные между собой локальной сетью. У команды есть свой дидактический материал, своя папка для работы над проектом, выход в Интернет. Время работы над проектом сокращается, так как поиск информации совмещается с оформлением готового продукта (презентацией, буклетом, плакатом и т.д.). После того как работа над проектом закончена ребята копируют свои презентации в сетевой диск, и защищают работы. Внедрение мною на уроках ОБЖ технологии «Мобильный класс» предоставило большие возможности по организации групповой деятельности обучающихся, экономии времени, а