Файл: Разработка и применение технологии проектного обучения на уроках обж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это один из наиболее популярных и эффективных методов организации работы с обучающимися. Идея проектного обучения возникла еще в XIX веке в США. Однако претерпела со временем некоторые изменения став интегрированным компонентом в системе образования. И получает все более широкое распространение как за рубежом, так и в России. При этом суть осталась прежней - стимуляция у обучающихся интереса к определенным вопросам. Задача преподавателя через проектную деятельность показать обучающимся практическое применение полученных знаний.
К требованиям, предъявляемым к проектному обучению относятся:
- значимая в теоретическом, техническом и исследовательском плане задача, решение которой приведет к созданию определенного продукта;
- разрабатываемая идея должна отличаться своей новизной;
- результаты проекта должны быть представлены на выставке, конференции или семинаре;
- как правило, достаточно хорошо разработанный проект должен иметь возможность продолжения для коммерциализации .
Проектная технология предполагает:
- существующую проблему, которую необходимо решить с помощью имеющихся знаний;
- самостоятельность студента при выполнении работы;
- структурирование студентом своего проекта с указанием достигнутых результатов на каждом этапе;
- сбор информации, ее изучение, систематизация и защита.
К современным образовательным проектным технологиям на уровне организации учебного взаимодействия относятся:
- групповая форма работы;
- учебное сотрудничество;
- учебные диалоги;
- проектно-исследовательская работа.
На уровне методов и средств:
- инновационные методики;
- коммуникативно-информационные технологии .
Ожидаемые результаты от технологии проектного обучения:
- освоение и систематизация знаний;
- овладение умениями представления результатов исследования с использованием современных информационных технологий (презентация, публикация);
- развитие интереса к изучению того или иного предмета, навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет;
- преодоление трудностей в процессе проектирования, разработки и реализации учебного проекта.
Таким образом, анализируя понятие технологии, проекта и проектной деятельности, мы выделили их значение во всех областях педагогической деятельности в частности в преподавании основ безопасности жизнедеятельности, т.е разработанная система проектирования значительно увеличит показатели грамотности учащихся в заявленном курсе.
При изучении основ безопасности жизнедеятельности целесообразно задать тему проекта, на основе которого получится готовый продукт. Через проект возникает интерес к изучаемой теме, повышается качество освоения, желание найти новые возможности программы, появляется личностно – значимый результат, формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения учащихся. Выполняя проект, ученики пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, защищать проект.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.
Методические основы преподавания основ безопасности жизнедеятельности средствами проектной деятельности более подробно рассмотрим в следующем подразделе.
1.2. Основная методология применения технологии проектного обучения на уроках ОБЖ
ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями ОБЖ важные и серьёзные задачи опережающего качественного обучения учащихся и студентов: от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритетному предотвращению этих ситуаций, устранению причин угроз, обеспечению безопасности своей жизнедеятельности, и решать их надо по государственному.4
Современный урок ОБЖ по ФГОС – это:
- профессиональная и методическая подготовка учителя;
- целеполагание и мотивация учения;
- компетентностный подход;
- современные средства обучения;
- создание условий для саморазвития;
- анализ каждого занятия.
При этом педагогические задачи, которые позволяют решать данные технологии, зависят от этапа обучения. Так, в основной школе ведущие задачи связаны с формированием основ грамотности обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, осознанием ими необходимости бережного отношения к жизни и здоровью, как собственному, так и других людей, становлением субъекта учебной деятельности. На этом этапе обучения у школьников накапливается опыт учебного и социального позиционирования, конструирования коллективной и персональной образовательной среды на уровне ведущей деятельности — общения и со-проектирования (с учителями и сверстниками). В старшей школе ведущие задачи определяются формированием и развитием у школьников ряда ключевых компетенций. Решение этих задач сопряжено со становлением системы ценностей, ориентированной на безопасную жизнедеятельность, проектированием своего жизненного пути, социализацией, партнерством, профессиональным самоопределением.
В старшей школе проекты могут быть как общекультурной направленности, так и связанные с профессиональным и личностным самоопределением школьников. Раздел «Основы здорового образа жизни» школьного курса ОБЖ нацелен на формирование и развитие у учащихся целостных представлений о здоровом образе жизни, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения.
При организации проектной деятельности школьников в процессе изучения основ здорового образа жизни следует обратить особое внимание:
- во-первых, на выбор тем ученических проектов;
- во-вторых, на содержание и место презентации результатов проекта;
-в-третьих, на оценку достижений учащихся.5
Используя технологию проектного обучения на уроках ОБЖ, обучающиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.6
Существуют следующие формы организации технологии проектной деятельности на уроках ОБЖ:
- урочная, когда работа над проектом может занимать весь урок, или его часть;
- урочно-внеурочная, когда проект реализуется как на уроке (вводный этап по проекту, промежуточные групповые отчёты, презентация результатов), так и вне него (проведение исследований).
В практике обучения ОБЖ технологию проектного обучения можно успешно использовать в 8 классе при изучении вопросов экологической безопасности и опасных ситуаций техногенного характера, здорового образа жизни в 7, 8, 9, 10 классах и т.д.7
Логика работы над проектом выстраивается следующим образом:
1 – этап. Мотивационный.
Постановка проблемы, стимулирование интереса детей.
2- этап. Проблемно – деятельностный.
- Обогащение представлений детей по теме .
- Развитие исследовательской деятельности (поиск информации, ее обработка)
- Совершенствуются умения в разных видах продуктивной деятельности.
3 – этап. Творческий.
Обобщение и оформление продукта и его публичная презентация.
Схема планирования проекта:
1.Тема проекта.
2. Продукт.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Предварительная работа (в случае необходимости).
6. Содержание (расписывается по этапам проекта).
Структура проекта (этапов) при планировании является обязательной.
«Тема проекта- то, что мы узнаём. Проект- то, что мы делаем».
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Таблица 1.3
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IY этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт |
Также в рамках настоящей проблемы, следует выделить особенности реализации долгосрочных и краткосрочных проектов.
1. Условия для реализации долгосрочного проекта:
- Разработка индивидуального план – графика для консультаций обучающихся;
- Разработка критериев оценивания проекта;
- Предоставление по необходимости наглядных материалов и специальной литературы по проблеме исследования;
- Привлечение родительского состава к оформлению проекта;
- В случае работы в условиях школы предоставление доступа в интернет.
- Возможность привлечения сторонних педагогов для решения текущих вопросов, связанных с проектной работой.
- Возможность подключения специалистов компаний, занимающихся обеспечением населения антивирусными программами
- Помощь в оформлении проекта, подготовке презентации и защитной речи.
Таблица 1.4
Этапы реализации долгосрочного проекта
Этапы проекта | Описание | Сроки проведения, количество консультаций |
1.Организационный этап | Формирование проблемы. Выбор названия проекта. Обсуждение плана работы над проектом. | |
2.Подготовительный этап | Рассмотрение вопросов, которые больше всего интересуют. | |
3.Практический этап. | Работа в библиотеке. Работа в сети Интернет по нахождению информации к проекту. | |
4.Аналитический этап. | Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений. | |
5.Заключительный этап. Реализация проекта. | Подготовка презентации. Представление результатов в виде проекта. Защита проекта. Представление продукта, обсуждение результатов, подведение итогов проекта. Рефлексия. | |
Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться.
При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат.
Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: ученики осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем.
2. Условия для реализации краткосрочного проекта:
Краткосрочный проект — это проект, создаваемый на уроке, в течение нескольких уроков или при прохождении одной темы. Возможно, часть работы перенести на домашнее задание или внеурочную работу.
Алгоритм реализации проекта Проект — это «пять П» Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы — нет деятельности. Обязательное планирование действий. Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают интернет-ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе. Результат работы — продукт.