Файл: Разработка и применение технологии проектного обучения на уроках обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Это один из наиболее популярных и эффективных методов организации работы с обучающимися. Идея проектного обучения возникла еще в XIX веке в США. Однако претерпела со временем некоторые изменения став интегрированным компонентом в системе образования. И получает все более широкое распространение как за рубежом, так и в России. При этом суть осталась прежней - стимуляция у обучающихся интереса к определенным вопросам. Задача преподавателя через проектную деятельность показать обучающимся практическое применение полученных знаний.

К требованиям, предъявляемым к проектному обучению относятся:

- значимая в теоретическом, техническом и исследовательском плане задача, решение которой приведет к созданию определенного продукта;

- разрабатываемая идея должна отличаться своей новизной;

- результаты проекта должны быть представлены на выставке, конференции или семинаре;

- как правило, достаточно хорошо разработанный проект должен иметь возможность продолжения для коммерциализации .

Проектная технология предполагает:

- существующую проблему, которую необходимо решить с помощью имеющихся знаний;

- самостоятельность студента при выполнении работы;

- структурирование студентом своего проекта с указанием достигнутых результатов на каждом этапе;

- сбор информации, ее изучение, систематизация и защита.

К современным образовательным проектным технологиям на уровне организации учебного взаимодействия относятся:

- групповая форма работы;

- учебное сотрудничество;

- учебные диалоги;

- проектно-исследовательская работа.

На уровне методов и средств:

- инновационные методики;

- коммуникативно-информационные технологии .

Ожидаемые результаты от технологии проектного обучения:

- освоение и систематизация знаний;

- овладение умениями представления результатов исследования с использованием современных информационных технологий (презентация, публикация);

- развитие интереса к изучению того или иного предмета, навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернет;

- преодоление трудностей в процессе проектирования, разработки и реализации учебного проекта.

Таким образом, анализируя понятие технологии, проекта и проектной деятельности, мы выделили их значение во всех областях педагогической деятельности в частности в преподавании основ безопасности жизнедеятельности, т.е разработанная система проектирования значительно увеличит показатели грамотности учащихся в заявленном курсе.


При изучении основ безопасности жизнедеятельности целесообразно задать тему проекта, на основе которого получится готовый продукт. Через проект возникает интерес к изучаемой теме, повышается качество освоения, желание найти новые возможности программы, появляется личностно – значимый результат, формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения учащихся. Выполняя проект, ученики пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, защищать проект.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.

Методические основы преподавания основ безопасности жизнедеятельности средствами проектной деятельности более подробно рассмотрим в следующем подразделе.

1.2. Основная методология применения технологии проектного обучения на уроках ОБЖ
ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями ОБЖ важные и серьёзные задачи опережающего качественного обучения учащихся и студентов: от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритетному предотвращению этих ситуаций, устранению причин угроз, обеспечению безопасности своей жизнедеятельности, и решать их надо по государственному.4

Современный урок ОБЖ по ФГОС – это:

- профессиональная и методическая подготовка учителя;

- целеполагание и мотивация учения;

- компетентностный подход;

- современные средства обучения;

- создание условий для саморазвития;

- анализ каждого занятия.

При этом педагогические задачи, которые позволяют решать данные технологии, зависят от этапа обучения. Так, в основной школе ведущие задачи связаны с формированием основ грамотности обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, осознанием ими необходимости бережного отношения к жизни и здоровью, как собственному, так и других людей, становлением субъекта учебной деятельности. На этом этапе обучения у школьников накапливается опыт учебного и социального позиционирования, конструирования коллективной и персональной образовательной среды на уровне ведущей деятельности — общения и со-проектирования (с учителями и сверстниками). В старшей школе ведущие задачи определяются формированием и развитием у школьников ряда ключевых компетенций. Решение этих задач сопряжено со становлением системы ценностей, ориентированной на безопасную жизнедеятельность, проектированием своего жизненного пути, социализацией, партнерством, профессиональным самоопределением.



В старшей школе проекты могут быть как общекультурной направленности, так и связанные с профессиональным и личностным самоопределением школьников. Раздел «Основы здорового образа жизни» школьного курса ОБЖ нацелен на формирование и развитие у учащихся целостных представлений о здоровом образе жизни, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения.

При организации проектной деятельности школьников в процессе изучения основ здорового образа жизни следует обратить особое внимание:

- во-первых, на выбор тем ученических проектов;

- во-вторых, на содержание и место презентации результатов проекта;

-в-третьих, на оценку достижений учащихся.5

Используя технологию проектного обучения на уроках ОБЖ, обучающиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.6

Существуют следующие формы организации технологии проектной деятельности на уроках ОБЖ:

- урочная, когда работа над проектом может занимать весь урок, или его часть;

- урочно-внеурочная, когда проект реализуется как на уроке (вводный этап по проекту, промежуточные групповые отчёты, презентация результатов), так и вне него (проведение исследований).

В практике обучения ОБЖ технологию проектного обучения можно успешно использовать в 8 классе при изучении вопросов экологической безопасности и опасных ситуаций техногенного характера, здорового образа жизни в 7, 8, 9, 10 классах и т.д.7

Логика работы над проектом выстраивается следующим образом:

1 – этап. Мотивационный.

Постановка проблемы, стимулирование интереса детей.

2- этап. Проблемно – деятельностный.

- Обогащение представлений детей по теме .

- Развитие исследовательской деятельности (поиск информации, ее обработка)

- Совершенствуются умения в разных видах продуктивной деятельности.

3 – этап. Творческий.


Обобщение и оформление продукта и его публичная презентация.

Схема планирования проекта:

1.Тема проекта.

2. Продукт.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Предварительная работа (в случае необходимости).

6. Содержание (расписывается по этапам проекта).

Структура проекта (этапов) при планировании является обязательной.

«Тема проекта- то, что мы узнаём. Проект- то, что мы делаем».

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Таблица 1.3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формулирует проблему (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт


Также в рамках настоящей проблемы, следует выделить особенности реализации долгосрочных и краткосрочных проектов.

1. Условия для реализации долгосрочного проекта:

- Разработка индивидуального план – графика для консультаций обучающихся;

- Разработка критериев оценивания проекта;

- Предоставление по необходимости наглядных материалов и специальной литературы по проблеме исследования;

- Привлечение родительского состава к оформлению проекта;

- В случае работы в условиях школы предоставление доступа в интернет.

- Возможность привлечения сторонних педагогов для решения текущих вопросов, связанных с проектной работой.


- Возможность подключения специалистов компаний, занимающихся обеспечением населения антивирусными программами

- Помощь в оформлении проекта, подготовке презентации и защитной речи.

Таблица 1.4

Этапы реализации долгосрочного проекта

Этапы проекта

Описание

Сроки проведения, количество консультаций

1.Организационный этап

Формирование проблемы. Выбор названия проекта. Обсуждение плана работы над проектом.



2.Подготовительный этап


Рассмотрение вопросов, которые больше всего интересуют.




3.Практический этап.

Работа в библиотеке. Работа в сети Интернет по нахождению информации к проекту.




4.Аналитический этап.

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.




5.Заключительный этап.

Реализация проекта.

Подготовка презентации. Представление результатов в виде проекта. Защита проекта. Представление продукта, обсуждение результатов, подведение итогов проекта. Рефлексия.





Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться.

При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат.

Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: ученики осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем.

2. Условия для реализации краткосрочного проекта:

Краткосрочный проект — это проект, создаваемый на уроке, в течение нескольких уроков или при прохождении одной темы. Возможно, часть работы перенести на домашнее задание или внеурочную работу.

Алгоритм реализации проекта Проект — это «пять П» Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы — нет деятельности. Обязательное планирование действий. Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают интернет-ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе. Результат работы — продукт.