Файл: Владивостокский гидрометеорологический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский гидрометеорологический колледж»

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА

Комиссией соц-экономических дисциплин Председатель ЦК __________ Е.В.Долгова Протокол №______

от «___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР:

___________ /Т.Г. Отрощенко/

« » ____________ 20__ г


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине «Социальная психология» для специальности СПО

21.02.05 «Земельно – имущественные отношения»

(базовая подготовка)

Заочное отделение

Дистанционная форма обучения

Владивосток

2018
Рабочая тетрадь практических занятий учебной дисциплины «Социальная психология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 «Земельно – имущественные отношения».

Разработчик: Т.А. Моисеева, преподаватель КГА ПОУ «Владивостокский гидрометеорологический колледж».

Цель разработки: оказание помощи студентам в освоении дисциплины «Социальная психология», для выработки умений применения освоенных знаний при решении проблемных ситуаций в ходе общения и взаимодействия групп людей в различных сферах деятельности, решение конкретных ситуаций и построение конструктивных вариантов взаимодействия в личной и профессиональной сферах деятельности.

Практические занятия в рабочей тетради построены таким образом, чтобы студент мог работать в максимальной степени самостоятельно. Рабочая тетрадь включает в себя задания, целью которых является определение психологических механизмов становления и развития отношений в группе и методов управления процессами в группе.

. Выполнение практических заданий поможет студентам обобщить и систематизировать учебный материал по изученным разделам и темам учебной дисциплины и способствует освоению умений и знаний, которые формируют общие и профессиональные компетенции.

Должен уметь:

- применять знания по социальной психологии в различных сферах жизнедеятельности и непосредственно в профессиональной деятельности;

- уметь использовать социально-психологические методы с целью организации эффективного взаимодействия членов больших и малых групп.


Должен знать:

-  закономерности психического и личностного развития;

- психологические феномены, категории и методы их изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

- психологические механизмы становления и развития отношений в группах и методы управления процессами в группе и специфику межгрупповых отношений.

Правила работы с рабочей тетрадью.

Для избегания конфликтных ситуации в процессе работы с данным пособием рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Тетрадь заполняется студентом самостоятельно и собственноручно по мере изучения теоретического материала. Не допускается предоставление на проверку копированных заданий.

2. Тетрадь должна представлять единый систематизированный сборник выполненных заданий.

3. Некоторые задания в тетради требуют поиска и использования студентом дополнительной литературы, нормативных правовых актов.

4. Преподаватель для контроля за формированием навыков работы студентов проверяет задания и вносит результаты в «Лист контроля успеваемости студента. Лист контроля позволит в конце изучения дисциплины составить общую картину успеваемости студента по данному виду работы.

5. Наличие добросовестно заполненной тетради является основанием для допуска студента к сдаче экзамена.

6. Зачет по каждой практической работе студент получает после её выполнения, оформления отчета в печатном или электронном виде.

Критериями оценки результатов работы студентов являются:

· уровень усвоения студентом учебного материала;

· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических работ;

· сформированность компетенций;

· обоснованность и четкость изложения материала;

· уровень оформления работы.

Практическая работа № 1.
Тема : Развитие перцептивной и интерактивной сторон общения.

Цель работы: развитие навыков перцептивной и интерактивной сторон общения.

Задачи:

1. Анализ поведения личности в различных ситуациях.

2. Определение факторов эффективного общения.


  1. Интерактивная сторона общения (пояснительный материал).


Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.

Теория трансактного анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.



Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция». Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

Дитя — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.

Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.
Задание 1. Оцените, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Тест. «Родитель — Взрослый — Дитя».
Оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10. Баллы выставить для каждой из 21 позиции.


  1. Мне порой не хватает выдержки. 1

  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 5

  3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. 2

  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 1

  5. Меня провести нелегко. 6

  6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 1

  7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому. 5

  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. 8

  9. Каждый должен выполнять свой долг. 9

  10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 3

  11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 10

  12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить. 6

  13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 3

  14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 6

  15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 5

  16. Я — увлекающийся человек. 3

  17. Мой основной критерий оценки человека — объективность. 5

  18. Мои взгляды непоколебимы. 5

  19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 3

  20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны. 2

  21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств. 8



Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 - «Д» (Дитя); -19

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 - «В» (Взрослый); -42

3, 6, 9, 12, 15,18, 21 - «Р» (Родитель). -36
Ответ: ВРД
Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула «ВДР», то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством. Хуже, если на первом месте стоит «Р», категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание «РДВ» порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь. «Д» во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.
Задание 2. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему?


  1. Иванов: Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!

Петров: Да, в их годы мы были поскромнее.

Ответ: Параллельная Р-Р, не будет эффективным потому что это может длиться бесконечно.


  1. Преподаватель: Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число?

Студент: Ах, да, забыл извлечь квадратный корень!

Ответ: Р-Д пересекающаяся, будет эффективным


  1. Кассир: А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства?

Бухгалтер: Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.

Ответ: Д-В пересекающаяся, не будет эффективным.


  1. Голубева: Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные.

Коршунов: Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу.

Ответ: Скрытая В-В.

  1. Иванов: Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина!

Петров: О, конечно-конечно, я просто не заметил: Задумался, знаете... Садитесь, пожалуйста.


Ответ: Р-Д пересекающаяся.

  1. Петров: Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку.

Сидоров: Могу и вообще не выступать...

Ответ: В-Р, пересекающаяся.


  1. Жена: Сходи, погуляй с Джерри; Заодно зайдешь за хлебом.

Муж: Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?

Ответ: Р-Д, пересекающаяся.


  1. Иванов: После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово!

Петров: Отлично!

Ответ: В-В параллельная.


  1. Иванов: Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид?

Петров: Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает... Кто ты такой, чтобы всем указывать?!

Ответ: Р-В, пересекающаяся.


  1. Ковбой: Не хотите ли взглянуть на наши конюшни?

Барышня: Ах, я с детства обожаю лошадок!

Ответ: В-В скрытая.
Задание 3. Принятие позиции Дитя, Взрослого или Родителя может характеризоваться рядом физических признаков.

Напротив каждой позиции запишите букву: –Д, В, Р.

Определите, какую позицию занимает ваш собеседник, если он:


  • выражает себя по большей части не словами, а проявлениями чувств; Д

  • похлопывает собеседника по плечу; Д

  • кусает ногти; Д

  • шмыгает носом; Д

  • смотрит на собеседника открытым взглядом; Д

  • поджимает губы; Д

  • легко плачет; Д

  • поднимает вверх указательный палец; Д

  • сдержан; Д

  • смущается; Д

  • хмурит брови; Д

  • хихикает; Д

  • надувает губы; Д

  • поднятием руки спрашивает разрешения что-либо сказать; Д

  • часто вспыхивает от раздражения; вздрагивает от испуга; Д

  • хнычет; Д

  • внимателен; Д

  • уверен себе; Д

  • цокает языком; Д

  • строит глазки; Д

  • пожимает плечами; Д

  • ставит руки на бедра; Д

  • скрещивает руки на груди; Д

  • держит руки пирамидой вверх; Д

  • потупляет взор; Д

  • изображает на лице ужас; Д

  • дразнит; Д

  • восторгается; Д

  • смеется; Д

  • «ломает» руки; Д

  • тяжко вздыхает Д;

  • снисходительно кивает головой; Д

  • криво усмехается; Д


употребляет следующие слова и выражения:

  • «хочу»; Р

  • «на мой взгляд»; Р

  • «никогда в жизни...»; Р

  • «давай пойдем»; Р

  • «запомни раз и на всегда!»; Р

  • «что»; Р

  • «где»; Р

  • «самый (большой, высокий, лучший, самый-самый)»; Р

  • превосходные степени сравнения; Р

  • «только попробуй...»; Р

  • «не буду»; Р

  • «заруби себе на носу!»; Р

  • «сынок (варианты: милок, голубчик, деточка, мой дорогой)»; Р

  • «сколько можно тебе повторять!?»; Р

  • «какой бестолковый»; Р

  • «мам, я пошел...»; Р

  • «подумаешь, какой...»; Р

  • «когда вырасту и стану большим...»; Р

  • «ужасный»; Р

  • «ну-ну»; Р

  • «идиотский»; Р

  • «чушь»; Р

  • «почему»; Р

  • «я полагаю»; Р

  • «неверно»; Р

  • «вероятно»; Р

  • «возможно»; Р

  • «когда»; Р

  • «кто»; Р

  • «как»; Р

  • «по сравнению с...»; Р

  • «справедливо»; Р

  • «иначе говоря...»; Р

  • «сколько»; Р

  • «каким образом»; Р

  • «неизвестно»; Р

  • «действительно»; Р

  • «правильно ли я понял, что,..». Р