ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4. В трансактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.
Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подходу к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.
Таким образом, суть теории Э. Берне сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, их акт взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берне называет "поглаживанием". При согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека, если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции (как Родитель и Дитя или Взрослый и Дитя), это вызывает гнев и может стать причиной конфликта. Как видно из всего сказанного, с психологической точки зрения содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению.
Родитель: Авторитетный тон, покровительство, догматизм, сознание собственного превосходства и права "карать", уверенность в своей правоте, понимание относительности догм.
Взрослый: Скептицизм, бедность фантазии недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, импульсивность, контроль над своими действиями скованность расчет действий, трезвость в оценках.
Дитя: Раскованность, жизнерадостность, безапелляционность богатая фантазия, пугливость неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость несдержанность.
-
Перцептивная сторона общения (пояснительный материал).
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Сейчас под социальной перцепцией понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа.
Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека, и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. При встрече с человеком, превосходящем нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. И наоборот. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным. В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности.
Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора «отношение к нам».
Рассмотренные три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола («галоэффект») проявляется в том, что при формировании первого впечатления обще позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека.
Задание 5. Проанализируйте отрывки, представленные ниже, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия.
-
«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой. «Крейцерова соната» [100, т 12, с.148]).
-
«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект» [27, т. 1, с.463]).
-
«На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе _ за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).
-
«Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (гласит древняя поговорка).
Ответ1: Личностная переоценка по фактору привлекательности, ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
Ответ2: Личностная переоценка по фактору привлекательности, Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
Ответ3: Схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров ( когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — в данном случае по материальному положению). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам, а воспринимаемому приписываются отрицательные качества.
Ответ4: Фактор превосходства.
Практическая работа № 2.
Конфликт его решение.
Цель работы: Уяснить сущность управленческих конфликтов, уметь определять участников конфликта и предлагать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Задание:
-
Анализ конфликтной ситуации.(Определить тип конфликта. Перечислить участников. Определить причины. Определить возможныве пути решения. Определить позиции сторон) -
Выбор варианта решения.
Вопросы для повторения:
1. Укажите последствия дисфункциональных конфликтов.
2. Укажите последствия функциональных конфликтов.
3. Укажите основные причины конфликтов.
4. Метод картографии управленческих конфликтов.
Практическая ситуация.
Отдел маркетинга состоит из 8 человек, только женщин. Руководитель подразделения А. Попова –женщина предпенсионного возраста, давно работающая в организации, успешно справляется со своими обязанностями. По характеру- властная. В отдел поступила новая сотрудница- К. Алексина- молодая женщина, которая оканчивает заочно МИЭМП. Ее приход был встречен дружелюбно со стороны всех, и в том числе руководителя. Алексина имеет заметные успехи в работе. Руководитель некоторое время «по-матерински» опекала ее, но потом наступил перелом в их отношениях, и по непонятным причинам для Алексиной отношения резко ухудшились. Попова стала постоянно придираться к Алексиной, стараясь унизить ее как личность, не давала спокойно работать. Сотрудницы отдела сначала никак не реагировали, по крайней мере внешне, на создавшуюся ситуацию. Позже разделились в своих симпатиях пополам.
Задание 1:
1. Составьте карту данного конфликта, используя метод картографии. Проведите эту работу в 3 этапа:
-
Опишите проблемы в общих чертах; -
Выявите главных участников конфликта, определите тип конфликта; -
Перечислите основные потребностей и опасения всех участников взаимодействия, а также мотивов поведения, стоящих за позициями участников.
2. Предложите способ разрешения конфликтной ситуации.
3. Приведите пример, наблюдавшейся вами ранее, конфликтной ситуации. Составьте карту данного конфликта. Определите оптимальный способ разрешения конфликта.
Краткие характеристики трудноуправляемых (аномальных) сотрудников (для выполнения задания):
Ленивые: делают недостаточно.
Злые: «загрязняют» свои отношения с людьми раздражительностью и вызывающим поведением.
Беспомощные: так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят их.
Эмоциональные: слишком «купаются» в своих чувствах.
Аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и наносят им ущерб.
Занимающие оборонительную позицию: воздвигают барьеры при малейшем намёке на перемены.
Ожесточённые: «носятся» со старыми обидами.
Уклоняющиеся: активно избегают контактов с сослуживцами, в том числе и неформальных, в работе пытаются уклониться от получения заданий; могут говорить, что не понимают, как выполнять задание.
Бесчувственные: их не трогают проблемы окружающих.
Неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения.
Самоуверенные: они близки к тому, чтобы считать себя непогрешимыми.
Запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.
Ответ:
Вид конфликта: конструктивный конфликт.
Участниками этого конфликта являются: Попова А., Алексина К. и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены на карте конфликта.
Карта конфликта:
Участники конфликта | Потребности | Опасения |
Попова А. | Уважение подчиненных | Потеря контроля, быть подвергнутой критике |
Алексина К. | Самореализация | Ущемеление интересов, невозможность самостоятельно нормально работать |
Коллектив отдела | Нормальные отношения | Быть втянутыми в конфликт |
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Среди условий разрешения конструктивного конфликта выделяют: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общего в целях и интересах; снижение негативных эмоций оппонента; объективное обсуждение проблемы; учет статусов (должностного положения) друг друга; выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.
Практическая ситуация 2:
Лично у меня тоже не раз случались конфликтные ситуации. Одну из них я сейчас предоставлю в качестве примера. Когда я училась в школе у меня часто происходили конфликты с учителем по химии. В химии я разбиралась не плохо и оценки в начале обучения были в основном хорошие, как и отношение преподавателя ко мне. В конце десятого класса перед всеми учениками стоял выбор будущей профессии и моим выбором стала медицина. Для того, чтобы поступить в медицинский ВУЗ нужно было сдать химию и как только преподаватель узнал, что я буду сдавать ее предмет, отношение ко мне резко ухудшилось. За каждую мою последующую работу преподаватель занижал оценку и вне зависимости от того, как хорошо я выполнила задание я стала получать двойки.