Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Так как разработанная система оценки состояния на базе нейро- нечеткого логического вывода относится к классу самообучаемых и самонастраиваемых систем, то в случае существенных отличий «входного»
типа оборудования от базовых она, основываясь на них, самостоятельно формирует собственные типы и новую систему знаний для них.
Например, силовые трансформаторы можно классифицировать следующим образом:
-
По типу силовых трансформаторов:
а. Автотрансформаторы и авторгруппы.
б. Двухобмоточные трансформаторы и двухобмоточные трансформаторы с расщепленными обмотками низшего напряжения.
в. Трехобмоточные трансформаторы.
-
По типу электрических сетей: а. Сети до 1 кВ.
б. Распределительные сети среднего напряжения 6-35 кВ. в. Сети высокого напряжения 110-220 кВ.
г. Сети сверхвысокого и ультравысокого напряжения 330 кВ и выше.
-
По типу системы охлаждения:
а. Сухие силовые трансформаторы.
б. Маслонаполненные трансформаторы с естественной циркуляцией масла и естественным обдувом.
в. Маслонаполненные трансформаторы с естественной циркуляцией масла и принудительным обдувом.
г. Маслонаполненные трансформаторы с принудительной циркуляцией масла и естественным обдувом.
д. Маслонаполненные трансформаторы с принудительной циркуляцией масла и принудительной обдувом.
-
По мощности силовых трансформаторов: а. Малой мощности.
б. Средней мощности. в. Большой мощности.
Следует отметить, что указанная выше классификация представлена рядом признаков, не
отвечающих требованию независимости категорий, поскольку между типом трансформатора, классом напряжения сети (от НН до УВН), системой охлаждения и мощностью прослеживается прямая корреляция. На Рис. 7 показана обобщенная классификация силовых трансформаторов.
Силовой трансформатор
Двухобмоточный и двухобмоточный с
расщеплением
Трехобмоточный Автотрансформатор
Рисунок 7 – Классификация силовых трансформаторов Разделение парка трансформаторов по типу принято в соответствии с
отличительными особенностями конструкции их активной части и процессами передачи электрической энергии между обмотками. Однотипностью конструкции объясняется объединение двухобмоточных и двухобмоточных с расщеплением силовых трансформаторов в одну группу.
Привязка трансформаторов к типу электрической сети позволяет учесть особенности режима работы нейтрали и поведение сети в аварийных режимах, класс изоляции, а также особенности исходной информации о схемно-режимных параметрах электрической сети, которая для различных классов напряжения существенно отличается по объему и достоверности.
Такие классификационные категории как система охлаждения и мощность силовых трансформаторов необходимы для определения их
нагрузочной способности и, как следствие, оценки относительной скорости износа и/или относительного износа изоляции, а также связанных с этим вопросов оценки резерва мощности при решении задач оценки состояния оборудования и развития электросетевого комплекса. Кроме того, вид системы охлаждения во многом определяет доступный набор исходной диагностической информации и вид применяемого инструментария для оценки технического состояния силового оборудования и его элементов.
Глубина детализации объекта в разрабатываемой системе характеризуется состоянием совокупности элементов, что обусловлено назначением разрабатываемой системы и достаточностью представления об основных свойствах системы.
Детализация разработанной системы выполнена до уровня, когда для каждого элемента могут быть определены зависимости его выходных показателей от входных параметров, существенных с точки зрения работоспособности или неработоспособности оборудования.
Одним из возможных критериев (признаков) неработоспособного состояния элемента (подобъекта), согласно 50, является наличие неисправностей (дефектов). Поэтому для определения детализации разработанной системы необходимо определить возможные неисправности для каждого элемента подобъекта, а также методы их технического диагностирования.
Далее представлено определение совокупности элементов подобъекта на примере силового трансформатора 110 кВ. В рамках диссертационного исследования был выполнен анализ возможных видов неисправностей силовых трансформаторов, а также методов их диагностирования с учетом
современных требований нормативной документации 51, описанных в [5,52], на основе статистических данных (анализ трансформаторов на 92 ПС Свердловской области в период с 2000 по 2013 гг.). Результаты сведены в Табл. 6.
Таблица 6 – Основные дефекты силовых трансформаторов и методы их определения
Элемент | Вид дефекта | Метод диагностирования |
Магнитная система | Нарушение лаковой изоляции между пластинами магнитопровода | Измерение потерь холостого хода; измерение уровня частичных разрядов |
Нарушение изоляции между магнипроводом и элементами крепления | Измерение потерь холостого хода; измерение уровня частичных разрядов | |
Нарушение изоляции между магнитопроводом и обмоткой низшего напряжения | Измерения сопротивления изоляции, емкости по зонам | |
Обрыв заземления магнипровода | ||
Несимметрия магнитной системы вследствие деформации обмоток | Измерение потерь холостого хода | |
Обмотка | Сдвиг и деформация витков катушек | Измерения сопротивления короткого замыкания; виброакустический контроль |
Нарушение соединений отводов обмоток | Измерение сопротивления постоянному току | |
Нарушение соединений между обмотками | Измерение сопротивления постоянному току | |
Твердая изоляция | Пробой продольной изоляции (междувитковой, междукатушечной, междуслоевой) | Испытание изоляции индуктированным напряжением повышенной частоты (100-250 Гц); опыт холостого хода |
Износ | Изменение мутности масла | |
Увлажнение | Оценка влажности твердой изоляции (не определяется при условии влагосодержания масла не более 10 г/т) |