Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименьшая ошибка обучения наблюдается в случае использования первого варианта структуры нейро-нечеткого логического вывода (с количеством 5 функций принадлежности для каждой пары газов).
Данный пример демонстрирует возможность использования метода нечеткой кластеризации для определения вида функций принадлежностей в
задачах оценки технического состояния электросетевого оборудования. Итоги расчетов характеризуют метод нечеткой кластеризации как подходящий и дающий хорошие результаты для определения вида функций принадлежности в рамках рассматриваемой задачи.
Тип функций принадлежности и их количество оказывает существенное влияние на результаты работы системы оценки технического состояния электросетевого оборудования, поэтому для каждого объекта необходимо определить, в том числе расчетным путем, оптимальные вид и число функций принадлежности.
-
Формированиеобучающей выборки
Как уже упоминалось, одним из преимуществ ИНС является возможность обучения. Для этого в системе нейро-нечеткого вывода формируется обучающая выборка. Репрезентативность (структурированность) обучающей выборки также влияет на результаты работы системы 87,88, поэтому, прежде чем перейти к использованию адаптивной системы нейро-нечеткого вывода, необходимо выполнить предварительный анализ обучающей выборки.
Формирование обучающей выборки для любой задачи, в том числе и задачи оценки технического состояния оборудования, сводится
к оптимизации этой выборки 89,90. Оптимальная обучающая выборка должна обладать тремя основными свойствами:
-
быть достаточной - число обучающих примеров должно быть достаточным для обучения; -
быть разнообразной – иметь большое число разнообразных комбинаций вход-выход при учете, что все классы, характерные для исходного множества, будут представлены; -
быть равномерной – примеры должны быть представлены приблизительно в одинаковых пропорциях.
Рассмотрим задачу формирования обучающей выборки на примере использования диагностических данных о состоянии оборудования. В этом случае обучающая выборка – это совокупность данных, полученных в ходе эксплуатации оборудования при участии экспертов для постановки диагнозов.
Для любого вида оборудования существует три варианта формирования обучающей выборки:
-
В случае отсутствия достаточной ретроспективной информации в виде диагностических данных о рассматриваемом объекте (неполная и недостоверная информация) обучающая выборка формируется на основе диагностических данных по аналогичным объектам сопоставимой мощности и однотипной конструкции. -
При наличии диагностических данных о рассматриваемом объекте (неполная достоверная информация) обучающая выборка формируется на основе имеющихся диагностических данных с использованием диагностических данных по аналогичным объектам сопоставимой мощности и однотипной конструкции. -
Если информация представляется не диагностическими данными, а данными измерений без постановки диагнозов, например с датчиков (вибрации, газосодержания и влагосодержания в масле и т. п.) без алгоритмов контроля параметров (полная недостоверная информация), то такую информацию необходимо предварительно проверить на наличие «выбросов».
При обработке информации, полученной с различных измерительных приборов, зачастую приходится иметь дело с выбросами – измерениями, которые резко выделяются среди всей совокупности и не подчиняются теоретическому нормальному распределению. Природа таких выбросов может быть любая – неточность приборов, неправильный способ измерения и т. д,. Наблюдаются односторонние и двухсторонние отклонения, соответственно в меньшую и большую стороны 91.
Количество данных в выборке заранее неизвестно, так как в зависимости от объекта оно может варьироваться от десятков до сотен, поэтому анализ влияния данных обучающей выборки на результат работы системы выполнялся на основе нескольких наиболее часто используемых критериев 92:
-
Критерий Романовского
c
2 2
,
k
( fi
f)2
(24)
где
- критерий согласия Пирсона,
i1
fi
, где k– число групп,
на которые разбито эмпирическое распределение,
fi – наблюдаемая частота
признака в i-й группе, свободы.
fi – теоретическая частота; df - число степеней
-
Критерий Ирвина
,
(25)
где
y(t1)
-
предыдущее значение параметра в вариационном ряду, -
среднеквадратичное отклонение.
-
Критерий Колмогорова-Смирнова
dmax n,
(26)
где
dmax
-
максимум модуля разницы между функцией распределения для
теоретического
F(x)
и эмпирического
Wn ( x)
распределений, n - первые
элементы выборки.
-
Критерий « 3 » в интервале
x 3,
(27)
где
-
среднеквадратическое отклонение,
-
. – i-ый элемент
выборки; x - среднее арифметическое выборки; n - объем выборки.
Критерий "трех сигм" применяется для результатов измерений, распределенных по нормальному закону 92.
В ходе выполнения диссертационной работы оценивалось влияние каждого из критериев на результат работы системы нейро-нечеткого логического вывода. Результаты приведены в Табл. 15. Для анализа были выбраны данные, полученные с датчика газосодержания в масле силового трансформаторов мощностью 40 МВА и напряжением 110 кВ, состоящие из
78 измерений. В ходе анализа принимались во внимание следующие показатели:
-
количество выбросов в зависимости от критерия; -
число пар случаев в выборке после исключения выбросов (обучающая выборка); -
число элементов в тестовой выборке; -
ошибка обучения и ошибка тестирования.
Тестовая выборка состояла из 40 случаев с датчика газосодержания в масле силового трансформаторов мощностью 40 МВА напряжением 110 кВ . Кроме перечисленных критериев рассматривалась также первоначальная выборка исходных значений.
В подразделе 3.3 данной работы уже был выполнен анализ функций принадлежности для представленной модели и в ходе практических расчетов было определено, что оптимальными функциями принадлежности для структуры нейро-нечеткого логического вывода на основе данных хроматографического анализа растворенных в масле газов являются пи- подобные функции принадлежности (Табл. 14).
Анализ влияния различных критериев на оценку фактического состояния электрооборудования показывает, что лучшие результаты по настройке системы (наименьшая ошибка обучения) и при проверке тестовой выборки наблюдаются при использовании критерия Романовского.
Худшие результаты, как и ожидалось, наблюдаются при использовании исходной выборки без применения каких-либо критериев, что еще раз
подчеркивает необходимость предварительной работы с данными перед использованием в системе оценки фактического состояния.
Таблица 15 – Влияние различных критериев на результат работы системы нейро-нечеткого логического вывода
№ | Критерий | Выбросы, шт. | Число пар в выборке после исключ. выбросов, шт. | Число пар в тестируемой выборке, шт. | Ошибка обучен., % | Ошибка тест., % |
1 | Романовского | 12 | 66 | 40 | 0,00006 | 0,83 |
2 | Ирвина | 1 | 77 | 40 | 0,05570 | 1,47 |
3 | Смирнова | 7 | 71 | 40 | 0,00360 | 0,97 |
4 | 3 | 7 | 71 | 40 | 0,00360 | 0,97 |
5 | Исходная выборка | 78 | 40 | 0,05640 | 2,23 |