Файл: Пенсии федеральным государственным гражданским служащим.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2404
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Среди всех видов социально-экономического права, имеет большое значение право человека на получение пенсионного обеспечения. В ходе реформирования российской пенсионной системы с начала 2000-х годов претерпели изменения многие ее параметры.
Они связаны с масштабными экономическими новациями, имевшими место в начале 90-х годов ХХ столетия, и испытаниями, через которые проходила российская экономика в годы кризисов.
Все это непосредственно отражалось на пенсионной системе и требовало ее встраивания в современные реалии. Изменения затрагивали обе составные части отечественной пенсионной системы – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. По мере развития системы пенсионного обеспечения наиболее подверженной изменениям оказалась ее ключевая составляющая – подсистема обязательного пенсионного страхования. Акцент только на одной части пенсионной системы оставляет без внимания другую ее составляющую – государственное пенсионное обеспечение. Здесь тоже есть свои проблемы, которые требуют обсуждения и поиска решений. Если стоит задача формирования единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы, то необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (неразрушающей) дифференциации.
В соответствии с нормами закона каждому гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан в виду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к таковым относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряженных с определенной нагрузкой в виду специфики труда.
Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан.
Исследование правового регулирования пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
Социальная защита населения - это деятельность органов государства, местного самоуправления, организаций по предоставлению гражданам из бюджетов всех уровней, социальных внебюджетных фондов, средств организаций денежных выплат, натуральных выдач и услуг с целью предупреждения, смягчения или устранения отрицательных последствий различных жизненных обстоятельств.
Труд государственных служащих характеризуется важностью решаемых ими задач по управлению государством, а также повышенными нервно-психологическими нагрузками. Это обусловливает возможность и необходимость особого правового режима социальной защиты государственных служащих
Социальная защита государственных служащих представляет собой деятельность органов государства, организаций по предоставлению государственным служащим из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ, социальных внебюджетных фондов денежных выплат, натуральных выдач и услуг с целью компенсации ограничений, установленных в сфере государственной службы, поддержания достаточного уровня материальной обеспеченности служащих и членов их семей, а также обеспечения эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей.
Система социальной защиты государственных служащих - это система взаимодействующих и взаимосвязанных денежных фондов, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов. Структурными элементами рассматриваемой системы являются следующие подсистемы: финансирования; управления; субъектов обеспечения; видов обеспечения; правовая.
Нормативные правовые акты о социальной защите государственных служащих составляют комплексное образование. Поэтому возникающие в данной сфере общественные связи входят в предметы различных отраслей российского права (трудового, права социального обеспечения, гражданского, финансового, административного).
Исследование правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы: государственные гарантии государственных служащих Российской Федерации являются элементом правового статуса этих лиц. Исчерпывающий перечень государственных гарантий (независимо от того являются ли они основными или дополнительными) должен быть закреплен федеральными законами либо изданными во исполнение их открытыми для свободного доступа указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности кадров государственной службы, а также компенсации налагаемых федеральными законами ограничений; провозглашенная в рамках реформы государственной службы идея единства системы государственной службы создает основу для формирования общих, единых для всех видов государственной службы принципов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу, и их семей. Это подтверждается закреплением в положениях Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" принципа единства правовых и организационных основ государственной службы и необходимости принятия федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Созданы предпосылки для преодоления пока еще сохраняющейся двойственности подходов к пенсионному обеспечению государственных служащих различных видов государственной службы в уже обновленной после проведения мероприятий реформы системе государственной службы; следует создать единый орган по координации методического обеспечения деятельности по реализации пенсионного законодательства в системе государственной службы в целях устранения неоднозначного применения норм пенсионного законодательства в различных ведомствах.
В связи с этим необходимо установить в ст. 16 Федерального закона от 27 мая 2005 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" положение о том, что система управления государственной службой создается, в том числе в целях координации пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу, и их семей; выплата всех видов пенсий для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей, должна осуществляться только за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов, на федеральном уровне необходимо установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения только в отношении федеральных государственных служащих; при разработке нового механизма финансирования пенсий предлагается ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных гражданских служащих, которым назначена пенсия за выслугу лет и приобретшим право на трудовую пенсию по старости предусмотреть порядок возврата страховых взносов из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет, за период уплаты федеральным органом исполнительной власти в период прохождения государственной службы, а в отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по законопроекту следует предусмотреть единовременный возврат из федерального бюджета в бюджет Пенсионного Фонда РФ сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за периоды, в которые осуществлялась государственная служба и получаемого денежного содержания (вознаграждения), в целях назначения трудовой пенсии за периоды государственной службы, в отношении которых осуществляется возврат сумм страховых взносов.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Государственная пенсия | пенсия, выплачиваемая гражданину из государственных фондов социального обеспечения. |
2 | Досрочный выход на пенсию | выход на пенсию граждан предпенсионного возраста с их согласия раньше срока, определенного законодательством в случае сокращения рабочих мест, реорганизации, ликвидации или банкротства предприятия, организации, учреждения. |
3 | Накопительная пенсионная система | программа пенсионных выплат из накопительных фондов. |
4 | Негосударственная пенсия | пенсия, выплачиваемая гражданину из негосударственных пенсионных фондов. |
5 | Пенсионное обеспечение | обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством. |
6 | Пенсионный вклад | банковский вклад, который открывается при наличии пенсионного удостоверения. По пенсионному вкладу начисляются повышенные проценты. |
7 | Пенсионный фонд | фонд, создаваемый частными либо государственными компаниями, для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы. |
8 | Скользящее пенсионирование | мероприятия администрации, направленные на последовательный переход от полноценной трудовой деятельности к окончательному уходу на пенсию. |
9 | Страхование пенсии | вид личного страхования, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает страховой взнос, а страховщик берет на себя обязательство периодически выплачивать застрахованному пенсию. |
10 | Социальная поддержка | часть пенсионной системы, обеспечивающая предоставление дополнительных пенсий за счет бюджетов разных уровней, средств организаций и негосударственных пенсионных фондов. |
11 | Социальный контракт | соглашение, заключенное между гражданином в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - в свою очередь реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. |
12 | Социальный страховой риск | предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. |
13 | Солидарная пенсионная система | программа пенсионных выплат из текущих доходов. |
14 | Экономическая функция системы социальной защиты | выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития. |
15 | Экономически активное население | часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (в возрасте от 15 до 72 лет), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. |
Список использованных источников
1 | Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. |
2 | "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации": Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166- ФЗ (в ред. 08.03.2022)// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 11. ст.1596. |
3 | "О страховых пенсиях": Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №410-ФЗ (ред. 30.04.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 2021 г. № 18. ст.3058. |
4 | "О государственной социальной помощи": Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ ( в ред. 08.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. № 13. ст.1961. |
5 | "О государственной гражданской службе РФ": Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ ( в ред. 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. № 1. ст.6. |
6 | "Об установлении средневзвешенных индексов повышения денежного содержания лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих)": Постановление Правительства РФ от 22 января 2022 года №62// Собрание законодательства Российской Федерации, 07.02.2022, №6, ст.873 |
7 | "Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2021 году": Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 №530// Собрание законодательства РФ, 03.05.2021,№18, ст. 3011 |
8 | "Об утверждении Порядка ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи": Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2004 №317 // Собрание законодательства РФ, 02.02.2005, №4, с. 3041. |
9 | "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан": Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328// Собрание законодательства РФ, 02.02.2005, №4, с. 3032. |
10 | "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок необходимых документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты": Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 №436н (ред. 15.12.2022)// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, 2022, №12, с 60. |
11 | Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения: Аллея науки. – 2017.- №11. |
12 | Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: монография: – М.: Проспект, 2016. |
13 | Айзинова М.М. Антикризисные меры социальной защиты: Пробелы прогнозирования - 2016. - №3. |
14 | Алябьева Т.С. Особенности пенсионного обеспечения зарубежных стран: Символ науки. - 2017. - №4. |
15 | Буянова А.В. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей: Социально-политические науки. – 2019. - №3. |
16 | Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ: Студенческий формум: электронный научный журнал.– 2018.- №27. |
17 | Глинская Д.Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ: ФГБОУ ВПО. – 2018. |
18 | Глинская Д.Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в России: Аллея науки. – 2018. - №8. |
19 | Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. 2018 - №2. |
20 | Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства. Отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография: – Пермь: ПГПУ. 2021. |
21 | Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: монография: – М.: У Никитских ворот, 2019. |
22 | Замараева З.П. Социальная защита населения: ресурсный подход.: Отечественный журнал социальной работы. – 2019. - №4. |
23 | Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое. Настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография: – М.: Проспект. 2017. |
24 | Исаева Е.А. Субъекты трудового права. Монография: – Омск: Ом.гос.ун-та, 2009. |
25 | Лушников А.М. Курс трудового права. Общая часть: Минск: Тесей, 2010. |
26 | Лушникова М.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): М.:Кнорус, 2012. |
27 | Поварёнков А.Ю. Дефекты трудового права: Екатеринбург: УГТ, 2013. |
28 | Ратехина В.А. Права работодателей в трудовых отношениях: монография: – Эксмо, 2015. |
29 | Романова Л. Новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2021. №11. |
30 | Смирнов Д.А. Договоры о труде в сфере действия трудового права: М.: Проспект, 2014. |
31 | Салицева О.В. Правовые основы регулирования охраны семьи: Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства. - 2016. -№1. |
32 | Тяпухин С.В. Пособия по временной нетрудоспособности в 2022 году: Оплата труда в государственном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2022. - №1. |
33 | Яррулин Р.Р. Проблемы пенсионного фонда РФ и пути их решения: Инновационное развитие. - 2017. - №12 |