Файл: Пенсии федеральным государственным гражданским служащим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2405

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пенсия имеет значение платежа. Она представляет собой денежное обеспечение, предоставляемое гражданами в старости, в случае потери ими трудоспособности, за выслугу лет, а также в связи с потерей кормильца.

По общему правилу, пенсия является главным источником материального обеспечения лиц, обладающих правом на ее получение. Поэтому степень экономического и социального положения граждан государства во многом зависит эффективности и полноты их пенсионного обеспечения.

Право на получение пенсии является одним из основных прав человека и гражданина, которые конституционно гарантированы в России. Основная цель пенсионного обеспечения состоит в обеспечении человека средствами к существованию.

Понятие государственной службы РФ законодательно сформулировано в ст.1 ФЗ № 58-ФЗ: согласно закону, это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных

государственных органов;

- субъектов РФ;

- органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ.

Государственная служба - наиболее важный административно-правовой институт, осуществляющий в механизме административно-правового регулирования роль "локомотива", имеющего целью обеспечения "движения" государственного управления. Основополагающие свойства государственной службы выражаются посредством ее сущностных черт в качестве явления многоаспектного, имеющего не только правовое оформление. Государственная служба является, кроме того, и социально-политическим, а также политико-философским, социологическим понятием2.

Систему государственной службы составляют государственная гражданская, военная и правоохранительная служба. При этом гражданская государственная служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу, а также государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Гражданская служба представляет собой самостоятельную разновидность государственной службы и, таким образом, обладает не только свойственными государственной службе в целом чертами, но и имеет свои особенности. Общие черты заключаются в том, что гражданская служба, в сущности, представляет собой государственную службу и заключается в осуществлении профессиональной служебной деятельности. Специфические черты ее заключаются в том, что она имеет свою нормативную основу создания и деятельности; построена на основе должности гражданской службы, выражающей цели и сущность служебной деятельности; гражданская служба реализуется субъектами, поименованными в законодательстве как государственные гражданские служащие; нормативными правовыми актами определены специфические черты их правового положения.


Главной целью государственной гражданской службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в конституции РФ и федеральных законах.

В первую очередь рассмотрим пенсионную систему нашей страны в общем виде.

В Российской Федерации действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсионное обеспечение составляет весомую часть системы социальной защиты населения Российской Федерации. Ученые определяют пенсионное обеспечение как государственную систему правовых, организационно-административных и экономических мер по защите граждан вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Данная система обеспечивает условия исчисления и выплаты пенсий, что зависит от уплаченных обязательных или добровольных пенсионных взносов в течение периода трудовой деятельности застрахованного лица.

Согласно п. 1, ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:



1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Раньше чаще использовался термин "система пенсионного обеспечения". Сегодня в общественно-политической практике, а также в нормативных актах применяется понятие "пенсионная система". Такое использование новой терминологии не является случайным, оно связано с постепенным формированием смешанной трехуровневой пенсионной системы, которая должна стать основной частью социальной защиты пожилого возраста. В настоящее время Правительством РФ разработан комплекс мер, который позволяет развиваться пенсионной системе комплексно на трех уровнях.

Первый уровень - это пенсия по ОПС, второй - корпоративные пенсионные программы и третий - индивидуальные добровольные пенсионные программы.

Стратегия развития пенсионной системы в РФ до 2030 года, принятая Правительством РФ, устанавливает определенные целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты к концу указанного периода. Сформированная в России система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках данной системы.

Учеными в основном предоставляется определение понятия "общеобязательное пенсионное страхование".

"Государственное пенсионное страхование" - регламентированные государством экономические отношения субъектов рынка труда (государства, работников и работодателей), предусматривающих компенсацию последствий социальных рисков, которые приводят к полной или частичной утрате заработка для работающих вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - вследствие инвалидности, потери кормильца; для отдельных категорий работающих - по достижению установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности, вследствие чего происходит ухудшение материального положения и связанное с этим изменение социального статуса лиц и членов их семей.

По своей экономической сущности общеобязательное пенсионное страхование представляет собой механизм резервирования застрахованными лицами части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью государственных и страховых механизмов управления и контроля: законодательных, финансовых, организационных.


О. В. Насибова для установления и разграничения источников финансирования пенсионных выплат выделяет видовые классификационные признаки пенсий: по экономическим значениям, источникам финансирования в зависимости от страхового случая. Определяет пенсию как "особую форму денежной выплаты гражданам, объединяющий финансово-страховые и социально-трудовые свойства, в виде возмещения утраты трудоспособности и невозможности получения регулярного дохода от общественно-полезной деятельности в результате наступления социального риска".

Таким образом, пенсионная система Российской Федерации включает в себя 3 основных вида пенсии:

- страховая,

- накопительная,

-государственная.

Пенсия по государственному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц3.

Определение понятия "служащего" содержится в ст. 10 закона №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003г. Главным критерием выступает факт совершения государственной профессиональной деятельности. К этой категории относятся субъекты федерального уровня, а также лица, занятые в муниципальных и региональных структурах.

Федеральные государственные служащие.

Федеральными госслужащими называют граждан, которые занимают одну из должностей, финансируемой из госбюджета. Они могут работать в:

силовых ведомствах;

государственных компаниях;

федеральных ведомствах;

администрации Президента;

Совете Федерации;

Правительстве;

Государственной Думе.

Статьей 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены основные государственные гарантии гражданских служащих. В частности, для социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы гражданским служащим гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.


Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливаются условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим, размеры, подсчет стажа федеральной государственной гражданской службы, индексация пенсий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
1.2 Правовое регулирование пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих

На сегодняшний день пенсионное обеспечение является одним из наиболее развивающихся институтов в праве социального обеспечения. Ради целей, которые содержит Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, для достижения необходимого уровня пенсионного обеспечения, а также сбалансированности и длительной финансовой устойчивости законодателем принимаются различные меры.

В частности, вводятся новые механизмы расчета страховых пенсий, проводится реформа системы досрочного пенсионирования путем внедрения специальной оценки условий труда. Принцип профессионализма и компетентности, согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, предполагает под собой определенные требования к лицам, поступающим на данный вид службы, повышенную ответственность за выполняемые ими действия и принимаемые решения.

В соответствии с нормами названного закона государственная гражданская служба - профессиональная деятельность граждан РФ, осуществляемая на конкретных должностях и связанная с обеспечением исполнения имеющихся полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

Деятельность осуществляется непосредственно в интересах государства и его населения, вследствие чего служащий подчиняет себя общественным интересам. Указанные лица осуществляют реализацию государственных полномочий, и их деятельность тесно связана с соблюдением различных запретов и ограничений в период службы. Кроме того, они несут повышенную ответственность в случаях совершения проступков на службе, поэтому нуждаются в дополнительной социальной защите.