Файл: Курсовая работа Теоретические основы художественно творческого развития младших школьников средствами искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра художественного образования

Курсовая работа

«Теоретические основы художественно - творческого развития младших школьников средствами искусства».

Автор работы: ________________________________ О. М. Грузнова

Специальность 44.03.01 «Изобразительное искусство»

Научный руководитель: ________________________ В. А. Варданян,

старший преподаватель кафедры художественного образования

Саранск 2023

Содержание


Введение
Актуальность художественно - творческого развития сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» наравне с интеллектуальным и духовно - нравственным целевыми ориентирами. Федеральный государственный стандарт начального образования также указывает на необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка.

Содержание образования определяется как система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Художественно - творческое развитие является неотъемлемой частью процесса воспитания и образования, а его реализация на начальной ступени образования важным этапом в становлении личности [34, c. 61].

Детство является наиболее благоприятным периодом для художественно - творческого развития. Способность человека видеть красоту в произведениях искусства, в окружающем мире – необходимое условие гармоничного развития личности. Именно в это время дети отличаются познавательностью, любознательностью и позитивным отношением к обучению, освоению новых знаний и умений [1, c. 24].

В настоящее время существует необходимость создания эффективных педагогических условий, которые способствовали бы художественно - творческому развитию младших школьников.

Общеобразовательная школа способствует формированию общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ.


Детские художественные школы решают задачи общего художественно-эстетического воспитания и посещаются обучающимися по желанию и при особых способностях.

В этой системе внеурочная деятельность выступает важным средством обеспечения достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также развития художественно - творческих способностей детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях.

Существует противоречие между необходимостью в творческом развитии личности, закрепленной государственными образовательными программами, и недостаточно разработанной методической базой.

Овладение выразительными средствами графики является одной из основных целей овладения художественной грамотностью. Использование средств графики для художественно - творческого развития обусловлено тем, что искусство графики привлекает своей вариативностью, лаконичностью, разнообразием графических техник и материалов. Многие художники известны своими графическими работами. Предварительные рисунки, эскизы являются основополагающим этапом работы в любом из видов пластического искусства.

Актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью разработки содержания педагогической работы, направленной на художественно - творческое развитие младших школьников средствами графики во внеурочной деятельности.

В психолого-педагогической литературе убедительно показано значение художественно - творческого развития для всестороннего, гармоничного развития личности. Существует большое число программ ориентированных на художественно - творческое развитие.
Общие теоретические основы о художественно - творческом развитии ребенка можно найти в научных трудах Л. С. Выготского,

Б. Г. Ананьева, В. С. Щербакова, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна.
Основные методические положения обучения школьников изобразительному искусству сформулированы в работах В. С. Кузина,

Н. Н. Рос­товцева, Т. Я. Шпикаловой, А. Н. Терентьева.

Объект исследования: процесс художественно - творческого развития младших школьников средствами искусства.

Предмет исследования: методика художественно - творческого развития младших школьников средствами искусства во внеурочной деятельности.

Цель курсовой работы:

сформулировать условия эффективной внеурочной деятельности по



художественно - творческому развитию младших школьников средствами искусства.

Задачи курсовой работы:

  1. дать определение центральным понятиям по теме исследования на основе анализа методической, педагогической, и специальной литературы;

  2. определить показатели и критерии уровней

художественно - творческого развития;

  1. доказать значимость использования средств графики для художественно - творческого развития во внеурочной деятельности;

  2. выявить условия эффективной внеурочной деятельности по

художественно - творческому развитию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования:

  1. анализ литературы по теме исследования;

  2. педагогическое наблюдение за самостоятельной работой обучающихся;

  3. сравнительно - сопоставительный анализ результатов.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные положения и выводы могут быть использованы педагогами для планирования внеурочной деятельности, а также учителями начальных классов, воспитателями, педагогами системы дополнительного образования, студентами педагогических вузов и ссузов, преподавателями средних и высших учебных заведений, специалистами институтов и центров повышения профессиональной квалификации, а также всеми заинтересованными лицами, кому небезразличны вопросы современной педагогики.

В работе рассмотрены особенности художественно - творческого развития младших школьников, сформулированы показатели и критерии уровней художественно - творческого развития младших школьников, доказано значение средств графики для художественно - творческого развития, выявлены условия эффективной внеурочной деятельности по

художественно - творческому развитию младших школьников средствами искусства.

Структура работы включает введение, два параграфа, заключение, список используемых источников.

Теоретические основы художественно - творческого развития младших школьников средствами искусства

1.1. Сущность понятия художественно - творческого развития младшего школьника
Каждый этап развития человека характеризуется определённой совокупностью изменений. Эти изменения определены рядом факторов, к которым относятся: физиологические и психологические особенности, социальный статус, тип деятельности, возраст, пол, индивидуальные характеристики.

Прежде чем перейти к раскрытию сущности понятия

художественно - творческого развития младших школьников, рассмотрим особенности периода младшего школьного возраста.

Период детства является важным этапом в жизни каждого человека. В этот период происходит большое количество изменений на всех уровнях организации человеческой личности. В периодизациях детского возраста можно встретить различные хронологические рамки, которые обусловлены индивидуальными особенностями детей и социокультурной ситуацией в обществе.

Начало периода младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Младшими школьниками считаются обучающиеся 1 - 4 классов, в возрасте от 6 до 11 лет. Период младшего школьного возраста характеризуется значительными изменениями психических процессов, которые обеспечивают развитие на следующем возрастном этапе [37, c. 43].

Возрастают физические и интеллектуальные нагрузки, ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Большое значение для развития младшего школьника имеет семейное воспитание и построение обучения в начальных классах [26, c. 59].

С биологической точки зрения в детском возрасте отмечается интенсивный рост мускулатуры и скелета, увеличение мышечной силы, высокая подвижность, эластичность связок. С физическим развитием, в младшем школьном возрасте проявляется быстрое формирование различных психических функций, в том числе и высших, связанных с познавательной деятельностью, а также с нравственными чувствами

[28, c. 5].

Л. С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности в каждый возрастной период: дошкольники – игровая деятельность, младшие школьники – учебная деятельность. Выготский отмечает в развитии ведущей деятельности важную особенность – возрастание степени осознанности ее мотивов.

Он указывает еще на одну характеристику игровой деятельности – она создает зону ближайшего развития, как и обучение. Ребенок, начиная посещать школу, посвящает большое количество времени учебной деятельности, которая постепенно сменяет игровую [28, c. 4].


Ведущей деятельностью становится учение, выступающее фактором качественного скачка в развитии личности. В этот период, наполненный активной познавательной деятельностью, которая постепенно становится целенаправленной и осознанной, формируются такие психические явления как рефлексия и планирование [16, c. 82].
Рассуждения приобретают более сложный характер, ребенок научается мыслить самостоятельно, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью и не впадать при этом в противоречия [45, с. 229].

Рассматривая учение, как процесс усвоения знаний, умений, навыков, опыта эмоциональной и творческой деятельности, следует отметить, что именно в начальной школе уделяется большое внимание развитию художественно - творческих способностей обучающихся. В это время обучающиеся способны проявить себя оригинально, непредвзято, с детской непосредственностью [16, c. 61].

Ведущей психической функцией в младшем школьном возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, становится мышление. Развитие мышления детей в этот период и есть ключ к их развитию в целом. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы: восприятие, внимание, память, логика.

В первом классе у детей еще сохраняются особенности психического развития, характерные для дошкольников. К моменту завершения начальной школы можно наблюдать качественные изменения восприятия, переход от наглядно образного к

словесно - логическому мышлению [45, с. 362].

В первые два года обучения обучающие много работают с наглядными образцами, но количество таких занятий постепенно сокращается. Значение образного мышление постепенно отходит на второй план, что вызывает необходимость разработки содержания педагогической работы, направленной на художественно - творческое развитие младших школьников с акцентом на развитие образного мышления.

Образное мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление необычных соответствий между предметами и их свойствами. В этом своем качестве наглядно-образное мышление связано с воображением.

У большинства детей наблюдается равновесие между разными видами мышления, но все же через несколько лет обучения проявляются индивидуальные различия и склонность к определенному типу деятельности. Некоторые дети отдают предпочтение логическим задачам, некоторые проявляют яркое образное мышление и тяготеют к творчеству [4, c. 127].