Файл: Курсовая работа Теоретические основы художественно творческого развития младших школьников средствами искусства.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единство теоретического и практического предполагает, что теоретический материал способствует формированию практических навыков и умений, а практическая деятельность стимулирует обучающихся к поиску информации. Под «теорией» понимается система основных идей в той или иной отрасли знания.
В условиях ФГОС НОО выделяют следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово - развлекательная, проблемно - ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность [41, с. 80].
К формам внеурочной деятельности относятся, кружок, студия, концерт, спектакль, практика, экскурсия, культпоход, туристический поход, субботник, секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество, мастерская, конференция, слет, игра, соревнование, турнир, встреча [13, c. 49].
В рамках программы по художественно - творческому развитию младших школьников возможна организация проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности, инициативности. Обучающиеся участвуют в разнообразных видах деятельности, используют различные виды сбора и анализа информации [29, c. 118].
Проектная деятельность направлена на достижение определенной цели, ограничена по времени и имеет определенные критерии оценки результата. При достижении поставленной цели обучающиеся могут получить чувство удовлетворения, приложенные ими усилия привели к положительному результату. Успех проекта способствует повышению самооценки обучающихся и мотивирует к учебной деятельности
[41, c. 68].
Творческие проекты направлены на получение творческого продукта. Оформление результатов работы предполагает оригинальный, нестандартный подход. Творческий проект демонстрирует уровень знаний, умений и навыков, художественно - творческого развития обучающегося.
В эпоху современных технологий большие возможности для художественно - творческого развития обучающихся во внеурочной деятельности дает использование компьютерной техники и мультимедиа [31, c. 38].
Примером внедрения современных технологий в планирование внеурочной деятельности является использование доступных виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – форма организации образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Виртуальная экскурсия обогащает опыт ребенка, дает возможность увидеть разнообразные природные объекты, побывать в исторических местах, рассмотреть произведения искусства. На данный момент бесплатными и открытыми к посещению являются виртуальные экскурсии многих музеев, картинных галерей, а также зоопарков, национальных парков, киностудий и т. д.
Художественно - творческому развитию способствует организация различных видов творческих кружков. Значение кружков заключается в том, что они способствуют воспитанию творческой и активной личности, создают условия для реализации творческого потенциала, воображения, наблюдательности [14, c. 570].
Художественно - творческое развитие детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству одна из основных задач работы внеурочной работы в кружках по изобразительному искусству. На таких занятиях дети имеют возможность проявить свои таланты и углубить знания об изобразительном искусстве [14, c. 432].
Как правило, внеурочная деятельность организована в образовательных учреждениях во второй половине дня, после основных занятий. По ФГОС внеурочная деятельность в начальной школе должна отличаться от традиционного содержания образования и иметь другую направленность [13, c. 50].
Успешность внеурочной деятельности по
художественно - творческому развитию в работе с младшими школьниками определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач [34, c. 61].
Для эффективной работы по развитию
художественно - творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности необходимо создать следующие условия: поддерживать и подкреплять интерес обучающихся к художественному творчеству, обеспечить материально техническое обеспечение (оборудование, пособия для художественной деятельности, организовать места для занятий), практиковать в группе художественную деятельность по интересам, знакомить обучающихся с разнообразными видами художественной деятельности, рассматривать предложения педагогов по улучшению методической и предметной среды в организации внеурочной деятельности, способствующей развитию творческого потенциала обучающихся [13, c. 49].
Факторами эффективного художественно - творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности являются: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями и искусством, культура окружающих людей, создание развивающей среды, активная художественная деятельность детей, наличие вариативных программ воспитания и обучения, учет возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей детей, своевременность диагностики художественно - творческого развития [43, с. 170].
Внеурочная деятельность является основным компонентом образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся, которая направлена на решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, предоставляет младшим школьникам большой спектр занятий, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся.
При разработке программы внеурочной познавательной деятельности, формы и содержание выстраиваются таким образом, чтобы они обеспечивали устойчивое развитие воспитательных результатов. В работе с младшими школьниками важное значение имеет и уровень подготовки воспитателей, и создание оптимальных условий для творческих занятий.
Заключение
Актуальность художественно - творческого развития закреплена на государственном уровне. В современном мире возросла необходимость работы над созданием таких педагогических условий, которые способствовали бы раскрытию творческого потенциала личности.
Практическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации информации касательно художественно - творческого развития младших школьников средствами графики во внеурочной деятельности. В работе рассмотрены теоретические основы художественно - творческого развития младших школьников средствами графики во внеурочной деятельности и разработаны рекомендации для планирования внеурочной деятельности в младшей школе.
На основе теоретического анализа педагогической и психологической литературы, можно прийти к заключению, что художественно - творческое развитие младших школьников улучшает познавательные процессы, повышает качество восприятия, расширяет круг интересов ребенка, его представлений об окружающем мире. Художественное творчество способствует тому, чтобы обучающиеся развивали свое мышление, восприятие, память.
Графика является одним из самых популярных жанров изобразительного искусства. Изучая искусство графики, обучающийся развивает свое эстетическое видение, приобщается к идеалам мировой художественной культуры. Интерес к изобразительному искусству способствует улучшению качества творческих работ обучающихся, стимулирует их к созданию оригинальных творческих образов.
Художественно - творческое развитие во внеурочной деятельности является составной частью единого процесса образовательной деятельности, цель которого направлена на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.
Важным условием художественно - творческого развития также является взаимосвязь классной и внеклассной работы. При соблюдении принципов гуманистического образования при организации внеурочной деятельности, возможно способствовать художественно - творческому развитию.
Участие во внеурочной деятельности дает каждому ребенку возможность реализовать свои творческие способности, найти увлечение по душе, контактировать со сверстниками и педагогами в неформальной атмосфере коллективного творчества.
Необходимыми условиями формирования
художественно - творческого развития младшего школьного возраста является выбор действенных педагогических методов и форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для достижения целей художественно - творческого развития используются разнообразные методы и приемы: наглядные, словесные, практические, проблемные, исследовательские, частично-поисковые.
Важным направлением художественно - творческого развития становится знакомство детей с произведениями изобразительного искусства, формирование умений видеть прекрасное в предметах окружающей действительности.
Человеческое общество во все времена стремилось к поиску решений разнообразных проблем. Художественно - творческое развитие человека не всегда было осознаваемым и регулируемым процессом. Задача науки заключается в том, чтобы изучать процессы
художественно - творческого развития и способствовать сознательному управлению ими.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что
художественно - творческое развитие младших школьников средствами графики во внеурочной деятельности является важной частью образовательного процесса. Воспитание всесторонне развитой личности становится целью современного образования, художественно - творческое развитие способствует выработке у индивидуума системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.
Список используемых источников:
-
Аникина, А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста / А. П. Аникина. – Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I междунар. науч. конф. – Краснодар : Новация, 2016. – С. 23 - 26. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10892/ (дата обращения: 25.04.2023). -
Абовский, Н. П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений / Н. П. Абовский. – М. : Синтез, 1998. – 312 с. – ISBN 5-89638-009-7. – Текст : непосредственный. -
Бермус, А. Г. Практическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2023. – 127 с. –