Файл: Курсовая работа Теоретические основы художественно творческого развития младших школьников средствами искусства.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достаточно длительное время графика не являлась отдельным видом изобразительного искусства. Графическими рисунками и орнаментами украли предметы быта, оружие. Постепенно, с возникновением письменности, графические рисунки стали применяться для украшения текста или иллюстрирования каких - либо сюжетов [19, c. 178].
Главным видом графики является рисунок. Даже на начальной стадии создания живописного произведения прежде всего создается предварительный рисунок. Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Рисунок является основной дисциплиной в процессе получения художественного образования и представляет большое значение как средство познания.
К выразительным средствам графики относят линию, точку, штрих, пятно, светотень. В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна, их разнообразные комбинации. Линия представляет собой протяженный след, оставленный художественным инструментом. Линия ограничивает форму, определяет ее пропорции, характер и показывает движение [151, с. 36].
Точка – прикосновение графическим инструментом, акцент. Точка притягивает к себе внимание. Упражнения по рисованию точки способствуют знакомству с ее выразительными свойствами. Множество точек можно превратить в линию, пятно, узнаваемый силуэт. Композиции, состоящие из точек, просты в исполнении и интересны для обучающихся младшей школы.
Штрих – короткий след карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются пространственные свойства объектов, их фактура.
Художественная линия отличается от чертежной линии. Обладая выразительной способностью линии, точки и штрихи передают очертания форм. Работа над тоновыми пятнами придает форме объем и реалистичность. Работая сначала с простыми формами, ребенок постепенно приходит к созданию более сложных композиций и передаче более эмоциональных образов [17, c. 19].
В начале обучения графическому искусству штрихи будут выглядеть однообразно, иметь одинаковую длину и толщину. Пересечения штрихов будут напоминать решето. Но постепенно, обучаясь мастерству, обучающемуся станет доступно вариативное использование штриха в качестве средства художественной выразительности. Штриховка может быть легкой, плотной, волнообразной. Штрихи начнут подчеркивать форму предмета, делая изображение более реалистичным [30, c. 38].
Пятно – контур линейного рисунка, залитый изнутри ровным цветом. Пятно может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Силуэт пятна вызывает определенные ассоциации, рисунок пятном способствует развитию осмысленности и пространственного восприятия, так как кроме внешних очертаний формы может передавать объем и пространство.
Светотень – распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов. Градации светотени зависят от характера освещения, специфики объемной формы предмета, его фактуры и состояния атмосферы.
Важное значение имеет фактура материала, специфика техник и приемов, таких как офорт, ксилография, литография, линогравюра и др. Важную роль в создании реалистичного изображения играет фон, белый лист, который представляет собой свободное пространство в композиции.
Несмотря на то, что графика ограничена в работе с цветом, она все же передает большое количество ахроматических оттенков. Даже используя один - два цвета художник может добиться выразительности в работе [15, c. 36].
Основными признаками графических произведений являются лаконичность, четкость линий, богатство светотеневой проработки, простота материалов, использование бумаги как основного материала для основы [15, c. 54].
Полноценное освоение знаниями, умениями и навыками невозможно без знания основных графических средств выразительности. Знание выразительных средств графики позволяет понимать как автор добивается композиционной целостности в произведениях, а также создавать более гармоничные творческие работы [151, с. 73].
К графическим материалам относят графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры, также тушь, перо, палочка; реже – акварель, гуашь, те техники, которые многие относят к смежным между графикой и живописью.
Практика работы с разнообразными графическими материалами формирует у детей адекватную пространственную ориентировку, учит анализу пространственных признаков и отношений между элементами изображаемых предметов, определению формирующих линий
[21, c.130].
Из этого опыта складывается опыт творческой деятельности, мотивирующий к дальнейшему обучению и способствующий развития интереса к художественному творчеству.
Вопросами значения средств выразительности в изобразительном искусстве занимались такие исследователи такие, как Ю. М. Лотман,
Л. В. Желондиевская, Т. В. Ильина. Эта тема актуальна и значима для формирования у обучающихся структурированных знаний [15, c. 43].
Владение теорией в совокупности с практическими навыками создания рисунка дает обучающимся возможность более осознанно использовать имеющиеся средства для передачи творческого образа, что повышает общий уровень работ и способствует лучшему усвоению образовательной программы [32, c. 14].
Рисование и изучение изобразительного искусства благоприятно действует на психические и мыслительные процессы, обогащает внутренний мир ребенка, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию. Творчество является способом самовыражения ребенка и развития его личности [44, с. 12].
Во время занятий для воспитания художественного вкуса, насмотренности, тренировки концентрации внимания, обучающимся можно предложить рассматривать репродукции картин русских и зарубежных художников, которые создавали графические произведения.
Графикой занимались такие отечественные художники как
И. И. Шишкин, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров - Водкин, М. А. Врубель,
В. А. Фаворский, Т. А. Маврина, М. С. Малевич, В. В. Кандинский и многие другие [27, c. 168].
Среди зарубежных художников прекрасные графические произведения созданы Леонардо да Винчи, Альбрехтом Дюрером, Рембрандтом, Винсентом Ван Гогом, Эдгаром Дега и т. д. [26, c. 151].
Искусство каждой эпохи связано c историческими условиями, национальными культурами, уровнем художественной жизни общества. Во все времена художники создавали разнообразные графические произведения независимо от жанра и стиля, в котором работали.
Например, «Голубка Пикассо» – рисунок белого голубя мира, впервые нарисованное Пабло Пикассо в 1949 году, является одним из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету.
При выборе репродукций следует учитывать возрастные особенности детей. Для детей младшего школьного возраста лучше подойдут реалистичные изображения детей, животных, растений, явлений природы, обыденной жизни народов разных культур. Обучая детей восприятию изобразительного искусства, мы способствуем повышению выразительности их творческих работ.
Детский рисунок окружающий мир в форме конкретных, узнаваемых образов, он может выполнять разные функции, иметь перед собой разные цели выполнения, которые определяют его содержание. Функция изображения и функция выражения определяют специфику способностей к данному виду деятельности. [36, c. 170]
Занятия графикой развивают фантазию, творческое мышление, стимулируют интерес к произведениям искусства, прекрасному в окружающем мире. Процесс рисования включает в себя и связывает важнейшие функции: мышление, координацию, речь, зрение.
На начальном этапе обучения дети узнают, какими материалами и инструментами следует пользоваться чтобы воплотить в жизнь свои идеи, получат первые представления о видах и жанрах изобразительного искусства, научатся передавать свои эмоции и впечатления в работах, искать дополнительную информацию для выполнения творческих заданий, под руководством педагога, они учатся анализировать и делать выводы [40, с.7].
Постепенно обучающихся знакомятся со все более сложными приемами работы над рисунком, осваивают построением формы. Они получают сведения о перспективе, светотеневой проработке формы, композиции, изображении предметов, различных по тону и материалу [27, c. 84].
На внеурочных занятиях значительно чаще применяются такие материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, пастель, мелки. Организация работы внеурочной деятельности включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов детей и их возрастных особенностей.
Подводя итог, можно утверждать что использование средств графики в качестве средства художественно - творческого развития является необходимым и желательным. Знакомство обучающихся с образцами мировой художественной культуры формирует эстетические идеалы, развивает мышление, воображение, памяти [32, c. 15].
Процесс организации внеурочной деятельности обучающихся является фактором эффективности воспитательной системы начальной школы. Задача эффективного художественно - творческого развития всегда была актуальным, востребованным вопросом для многих ученых, методистов и педагогов. В настоящее время являются актуальными вопросы, связанные с актуальными проблемами реализации компетентностного подхода и инноваций в организации внеурочной деятельности [37, c. 43].
Художественно - творческое развитие во внеурочной деятельности должно планироваться в единстве с образовательной деятельностью. Приоритетными направлениями художественно - творческого воспитания детей являются приобщение к мировой художественной культуре, развитие талантов и творческих способностей.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся можно определять по трём уровням: первый уровень приобретение школьником социальных знаний; второй уровень это формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом; третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного социального действия [31, c. 27].
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [38, c. 107].
Организация внеурочной деятельности в начальной школе основывается на определенных принципах:
-
обучающие должны быть включены в совместную деятельность; -
материал для изучения подбирается доступный и наглядный, с учетом возрастных особенностей; -
сочетаются индивидуальные, парные и групповые формы взаимодействия; -
теоретический материал связан с практической деятельностью [3, c. 31].
Совместная деятельность подразумевает, что образовательные задачи должны решаться во взаимодействии педагогов с детьми, либо должно быть организованы условия для самостоятельного взаимодействия обучающихся между собой [31, c. 24].
Доступность материала для изучения необходима для его эффективного освоения. Нормальная, посильная нагрузка должна рассчитываться с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся. Мера доступности измеряется объемом, уровнем сложности, и количеством времени, необходимым для усвоения материала. Способствует улучшению доступности следование принципу наглядности [38, c. 110].
Наглядные средства подачи материала способствуют лучшему восприятию информации, облегчают формирование системы знаний. умений и навыков. Может быть эффективно использование использование индивидуального (раздаточного, дидактического материала). В качестве средств наглядных средств подачи материала могут выступать видеоматериалы, аудиоматериалы, учебные фильмы, презентации, слайды, таблицы, графические носители информации.
Для достижения целей художественно - творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности использование наглядных средств обучения повышает интерес обучающихся к процессу восприятия новой информации, способствует повышению увлекательности материала, что важно, учитывая неустойчивость детского внимания. Любая образовательная среда, в которой находится ребенок, обязательно должна быть организована продуктивно, а не составлять просто набор предметов для украшения окружающего пространства [42, с. 65].
Сочетание разнообразных форм взаимодействия необходимо для гармоничного развития личности, успешной социализации ребенка в коллективе. Индивидуальная форма взаимодействия предполагает общение педагога только с одним ребенком. Парная форма – выполнение одного задания, с последующим анализом и взаимоконтролем, двумя обучающимися. Групповая форма представляет собой взаимодействие в малых группах, основанных на принципе самоуправления. Групповая форма является предпочтительной во внеурочной деятельности, потому что создает условия для того, чтобы каждый обучающийся смог показать свои возможности, высказать свое мнение, участвуя в коллективной беседе [3, c. 86].