Файл: Курсовая работа Теоретические основы художественно творческого развития младших школьников средствами искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс развития невозможен без сформированности функции внимания. Младшим школьникам свойственна слабость произвольного внимания и сосредоточенность на одном деле в течении небольшого промежутка времени. Непроизвольное внимание развито значительно лучше, поэтому все новое, неожиданное и необычное привлекает ребенка.

В течение младшего школьного возраста в развитии внимания появляются значительные изменения, идет интенсивное изменение всех его свойств. Без достаточной сформированности такой психической функции как внимание – процесс развития невозможен.

Задача педагога заключается в построении занятия таким образом, чтобы удерживать фокус внимания ребенка, в то же время не утомляя его. Разнообразие методов и приемов творческой деятельности выступают подспорьем в планировании деятельности, направленной на художественно - творческое развитии младших школьников [11, с. 86].
У детей младшего школьного возраста хорошо развита механическая память, что позволяет быстро и без труда запоминать большой объем информации. У детей эта способность проявляется по разному в зависимости от степени развития краткосрочной и долгосрочной памяти [4, с. 62].

Дети лучше запоминают не приоритетную информацию, с точки зрения образовательных целей, а ту, которая произвела на них впечатление и оставила эмоциональный след. Яркость и разнообразие художественных образов изобразительного искусства привлекают ребенка, оставляют след в его памяти и являются важным инструментом в формировании художественно - творческих способностей.

Потребность в общении в этом возрасте выходит на передний план, формируются симпатии и антипатии, ребенок осознает себя через общение с другими людьми. Художественно - творческое развитие младших школьников способствует формированию детского коллектива, лучшей социализации ребенка в обществе.

Дети, увлеченные творчеством, без труда находят общие темы для общения, более дружелюбно и доверительно относятся к друг другу, объединяются в группы по интересам.

Широкое понимание художественно - творческого развития, рассмотрение его как механизма общего развития весьма перспективно. Такое понимание включает вопрос о природе творчества. Изучая любую частную форму творчества, имеем дело с его общими законами

[2, c. 29].

Однако общая природа художественно - творческого развития до сих пор проанализирована недостаточно, несмотря на то, что возрастает потребность в таком анализе в связи с педагогической работой по координации различных сторон исследования творческой деятельности человека [34, c.17].


Способность к художественному творчеству является особенностью человеческой культуры. Уровень развития художественно - творческих способностей определяет наличие возможностей, которые открываются для творческой деятельности человека [33, c. 52].

Л. С. Выготский определял творчество, как процесс создания нового. «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [9, c. 58].

Художественно - творческое развитие – это целенаправленный и систематический процесс. Совокупность педагогических средств, используемых в решении задач художественно творческого развития представляют собой сущность.

В процессе художественно - творческого развития должны быть сформированы такие качества личности, как эстетическое восприятие действительности, интерес к художественному творчеству, художественный вкус и ценностные ориентации [2, c. 36].

Форма организации процесса художественно - творческого развития обеспечивает достижение его цели и задач, определяет подбор методов и средств. Педагог может продемонстрировать как совершить действие, а затем предлагает ребенку выполнить это действие самостоятельно или детям предлагается самостоятельно определить способ выполнения действия, после рассказа педагога о действии или предмете.

Возможно использовать комплекс связанных и дополняющих друг друга методов, в которых существуют различия по способу передачи информации, организации практической части, например убеждение, приучение, побуждение к сопереживанию, создание проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация является стимулом к творческой деятельности. Здесь раскрывается и гибкость мышления человека, и цельность восприятия, и умение определить главную цель, найти пути её решения необычным путем. Творческая деятельность связана с развитием художественно - творческих способностей. Это способности к художественному творчеству в какой-либо сфере искусства [1, c. 23].

Использование разнообразных методов и приемов является важным условием развития художественно - творческих способностей младших школьников.

Метод представляет собой взаимодействие педагога и обучающегося, в результате которого осуществляется передача и усвоение знаний и умений. Прием – кратковременное взаимодействие педагога и обучающегося, направленное на передачу и усвоение конкретных знаний, умений и навыков.



К практическим методам относятся упражнения, игровой метод, моделирование.

Упражнение – практическое или умственное действие, которое необходимо повторить несколько раз до получения определенного результата. Существует несколько типов упражнений: конструктивные, креативные, подражательно-исполнительские.

Игровой метод основан на сочетании компонентов игровой деятельности с другими методами и приемами. Данный метод многогранен, он обеспечивает высокий уровень активности за счет подключения эмоциональной составляющей и желания победить. Игра является источником положительных эмоция, снижает общий уровень напряжения [7, c. 62].

Детская инициативность является важным показателем уровня развития для обучающихся начальной школы, она демонстрирует уровень интеллектуального развития, способности к взаимодействию. Проявление ребенка в игре может много сказать о нем, продемонстрировать его особенности.

Инициатива детей младшего школьного возраста должна быть добровольной, желание присоединиться к игре естественным. Для того, чтобы игровой метод во внеурочной деятельности был эффективным необходимо соблюдать следующие условия: доступно объяснить правила и цель игры, проявлять интерес к действиям ребенка, поддерживать доброжелательную атмосферу, поощрять всех участников за проявление инициативности, смелости, самостоятельности [5. с. 23].

Моделирование – создание моделей и их использование, метод воспроизведения и исследования определенного фрагмента действительности. Моделирование повышает творческий потенциал обучающихся. При организации этого метода педагогу необходимо соблюдать ряд условий, таких как, сочетание с другими методами (например, наблюдение реальных объектов), использование различных форм работы (индивидуальную, парную, групповую), а также учитывать возрастные особенности и уровень практических знаний и умений обучающихся.

Визуальные методы строятся на принципе наглядности, включают отображение, наблюдение, просмотр презентации, видеофильма и т. д.

Устное изложение материала – это метод обучения, который предполагает монолог педагога, одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды этого метода: рассказ, объяснение, беседа, инструктирование, лекция [21, c. 134].

Рассказ должен был интересен, познавателен и эмоционален. Необходимо, чтобы у обучающихся произошла оценка происходящего и были сформулированы выводы. Лекция может быть интересна детям более старшего возраста, может сопровождаться наглядными материалами и мультимедиа. Беседа предполагает активное взаимодействие с детьми, обмен мнениями. Диспут представляет собой обсуждение с предварительной подготовкой и обучением детей основам поведения в процессе общения.


Созданный ребенком творческий образ отличается от образа, созданного взрослым, и не является ему равноценным. Ребенок занимается творчеством не ради результата, а ради процесса, находя в творческой деятельности выражение полученных впечатлений или нового опыта. Детское творчество наивно и эмоционально, оно не обладает множеством смыслов и отсылок, как творчество взрослого. Выразительность созданного художественного образа зависит от уровня художественно - творческого развития, художественных умений и навыков, способности к обобщению и накопленного жизненного опыта [37, c. 168].

Ребенок младшего школьного возраста отличается эмоциональностью, импульсивностью поступков и реакций. Он нуждается в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Восприятие детей непостоянно и неуправляемо, однако отличается чуткостью.

Эмоциональность проявляется в различных формах, в основном в отрицательных эмоциях, таких как: плаксивость, обидчивость, изменчивость настроения. Эмоциональная отзывчивость взаимосвязана с социальными мотивами и отражается в эмпатии, а также в совместной деятельности со сверстниками и уважении к окружающим людям.

Занятия творческой деятельности служат для ребенка безопасным и эффективным способом регуляции поведения. Он может выразить, переполняющие его эмоции, в художественном образе. Такая созидательная деятельность закрепляет положительное отношение к процессу учебы и позволяет избавиться от негативных мыслей и страхов.

Эмоциональность, присущая ребенку младшего школьного возраста, не является проблемой для художественно - творческого развития. Эмоциональные черты творческого человека придают своеобразную окраску его познавательным процессам. Развитие способности к осознанию своих эмоций и поступков служит возможностью сублимировать и выражать их в своем творчестве

[35, c. 42].

По мнению Е. Л. Яковлевой, художественно - творческое развитие следует рассматривать как реализацию человеком своей индивидуальности. Проявлением индивидуальности являются эмоциональные реакции человека, которые указывают его истинное отношение к происходящему.

Чтобы развивать художественно - творческие способности необходимо обращать внимание на эмоции и психологическое состояние человека и стимулировать выражение эмоциональных реакций в художественном творчестве [47, с. 13].

Принятие взрослым всех эмоциональных реакций и состояний детей является основным психологическим условием развития талантов. Еще одним важным условием считается следование принципам гуманистической психологии и принципам развивающего обучения


[11, c. 68].

Положительное отношение родителей и педагогов к детскому творчеству, безоценочность, принятие, способствует формированию качественной обратной связи и закреплению авторитета взрослого, которому можно без страха продемонстрировать результат своего труда [46, с. 29].

Художественно - творческая направленность деятельности способствует развитию воображения. Воображение является одной из форм осмысления окружающей действительности и основой для детского творчества и представляет собой способность к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов в сознании, которые могут быть восприняты только в мысленном представлении

[36, c. 168].

Законы развития детского воображения обосновал в своих трудах

Л. С. Выготский, опираясь на работу исследователя Т. Рибо. У ребенка в большей степени появляется непроизвольное воображение – создание новых образов без каких-либо внешних стимулов. Наглядность и точность воспроизводимых образов свойственны для детей младшего школьного возраста. Процессы воображения обусловлены анализом и синтезом воспринятого. Детям свойственна спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие сильно выраженного стремления к приобретению высоких показателей в работе и достижению результатов [9, c. 23].
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение». Л. С. Выготский [9, с. 68].

Художественно - творческое развитие способствует формированию произвольного творческого воображения, которое сменяет пассивное, непроизвольное и представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей и задействует волевые усилия.

Одной из важных целей в художественно - творческом развитии является нравственное развитие ребенка, воспитание у него свойств и качеств, которые отвечают представления о высокой культуре поведения, человечности и доброте.

В процессе изучения культурного опыта, накопленного человечеством, закладываются основы нравственных норм. Высокие идеалы, отраженные в искусстве, формируют интеллектуальную, одухотворенную личность, обладающую развитым эстетическим вкусом и способностью преобразовывать окружающую действительность на основе оригинальных, творческих идей. В связи с тем, что в детстве преобладает функционирование зрительной системы, данный возраст считается сензитивным для развития в области визуальных искусств.