Файл: Курсовая работа Теоретические основы художественно творческого развития младших школьников средствами искусства.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начиная с самого раннего возраста художественное творчество развивает мелкую моторику. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [42, с. 160].
Информация от тактильных ощущений постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять разнообразные бытовые и учебные действия. Уровень развития мелкой моторики является показателем готовности к школьному обучению.
Программа художественно - творческого развития младших школьников строится с учетом физиологических и психологических возрастных особенностей.
Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется. Меняется круг интересов ребенка, появляются новые обязанности, формируется система отношений со сверстниками и педагогами [34, c. 62].
Учебная деятельность предполагает анализ достигнутых результатов, а творческая направленность ориентирована на усвоение культурных установок и фактических знаний о достижениях человечества в области искусства [8, c. 83].
Особенности художественно - творческого развития младших школьников обусловлены физиологическими и психическими изменениями. Ребенок, обладая значительными ресурсами, вступает в новый этап жизни. Этот этап является благоприятным для художественно - творческого развития, которое способствует сформированности функции внимания, памяти, образного мышления. Занятия творчеством продолжают улучшать координацию и мелкую моторику.
Занятия в творческих группах удовлетворяют потребность ребенка в общении, способствуют успешной социализации, построению доверительных связей со взрослыми. Эмоциональность, свойственная детям этого возраста, может быть компенсирована оригинальностью, непосредственностью в создании творческих образов
Детское творчество строится на работе воображения. Обучающиеся способны генерировать большое количество идей, проявляют любопытство, любознательность, инициативность в поиске решений. Со временем характер творческой деятельности ребенка становится осознанным, последовательным, направленным на достижение конкретной цели. .
Положительное влияние художественно - творческого развития на личность нельзя недооценить.Занимаясь творчеством, дети познают мир, учатся выражать свою индивидуальность, нестандартно мыслить, замечать детали и выделять главное.
1.2 Графика, как средство художественно - творческого развития младших школьников во внеурочной деятельности
Художественно - творческие способности обладают определенным рядом свойств. Воображение и мышление обеспечивают отбор и анализ информации, а затем создание оригинального образа. Зрительная память способствует трансформации зрительных образов в материальный объект. Эмоциональные и волевые качества передают индивидуальное видение и практическую реализацию замысла [30, c. 37].
Таким образом, художественно - творческое развитие средствами графики представляет собой развитие воображения, мышления, зрительной и образной памяти с помощью использования графических средств [17, c. 110].
Показателями уровня художественно - творческого развития являются самостоятельность в создании художественного образа, с помощью использования различных средств художественной выразительности, приобретенные знания об особенностях и основных средствах выразительности в графике, сформированность практических умений и навыков, интерес к творческой деятельности [17, c. 109].
В настоящее время в образовательных учреждениях придерживаются нескольких программ по изобразительному искусству, содержащих в том числе сведения о средствах графики. Например, программа, разработанная Б. М. Неменским. Она направлена на формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства, развитии способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Методика преподавания рисования, разработанная Н. Н. Ростовцевым направлена на развитие воображения, наблюдательности, самостоятельности, формированию эстетического вкуса у обучающихся начальной школы. Обучающиеся начинают обучение художественной грамоте с изображения простых геометрических фигур, узоров, составлению несложных композиций. Программа Н. Н. Ростовцева может быть рекомендована для изучения не только педагогам, но и родителям. [39, c. 24].
По мнению В. С. Кузина, если деятельность детей соотносится с их потребностями, происходит переживание ребёнком разнообразных эмоций [23, c. 40].
Программа авторства В. С. Кузина рассчитана на обучающихся
1 - 4 классов и имеет перед собой следующие цели: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности [25, c. 27].
Парциальные программы по художественно - творческому развитию имеют перед собой следующие направления работы:
-
развитие любознательности как основы познавательной активности; -
обучение способам изобразительной деятельности. -
развитие творческого воображения; -
развитие коммуникативности [34, с. 62].
Чаще всего программы для начального художественного образования направлены на решение следующих задач: развитие воображения, творческих талантов, интереса к изобразительному искусству; развитие мелкой моторики рук, пространственного композиционного, логического и визуального мышления; формирование навыков самостоятельной деятельности в выполнении заданий по созданию художественного образа [12, c. 35].
Прежде, чем приступать к раскрытию значения графики для художественно - творческого развития, дадим определение понятия «графика» и раскроем основные особенности этого вида изобразительного искусства.
Графика – вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, называемых графическими, используются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен
[17, c. 111].
По способу создания изображения графика делится на два раздела: рисовальную (уникальную), созданную в единственном экземпляре, и печатную (тиражную), созданную с использованием авторских (изготовленных автором - художником) печатных форм, графику.
По функции графические произведения подразделяются на несколько видов: станковая графика (станковый рисунок, эстамп, все виды гравюры), книжная графика (оформление книг), журнальная и газетная графика (оформление печатных изданий), прикладная и промышленная графика, каллиграфия, плакат, компьютерная графика.
Программа художественно - творческого развития средствами графики предлагает следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), беседы об изобразительном искусстве [12, c. 58].
Рисование с натуры предполагает работу обучающихся учащихся в классе. Они рассматривают предложенные педагогом предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы [30, c. 39].
Рисование на темы предполагает создание композиций, на определенные темы или иллюстрирование литературных произведений.
В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В младшей школе тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно - выразительных средствах графики
Обучающиеся могут ознакомится с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников - иллюстраторов.
Обучающимся младшего школьного возраста можно предложить ознакомиться с таким видом народного графического искусства, как лубок. Произведения этого вида графики отличаются простотой и яркостью красок, лаконичностью образов [46, c. 27].
Сюжеты лубка разнообразны, посвящены социальным и культурным событиям, иногда изображают сказочный или фантастический сюжет. Сказочные сюжеты являются наиболее понятными и доступными для младших школьников.
Одним из самых известных русских художников - иллюстраторов, которые посвящали свое творчество сюжетам русской народной сказки, является И. Я. Билибин. Стиль художника отличается красочностью, декоративностью. Для оформления работ он использует узоры и орнаменты. Знакомство детей с творчеством художника полезно для восприятия произведений изобразительного искусства, формирования представления о художественном образе в графике.
Изучение народного графического творчества и творчества художников, которые запечатлели в своих работах народную культуру, способствует развитию познавательной деятельности, расширяет кругозор, способствует усвоению культурного художественного опыта, воспитанию любви к Родине, родному народу.
Графика является древнейшим видом искусства, предшествующим всем остальным. Первые изображения представляют собой очертания и формы природных объектов, которые окружали древнего человека. Эти изображения представляли собой, выцарапанные острыми предметами, силуэты [6, c. 56].