Файл: Научнотехническая политика в регионе (на примере Республики Татарстан).docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы научно-технической политики
Глава 2. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Татарстан
2.1 Общая характеристика региона
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей развития региона
2.3 Приоритеты социально-экономической политики Республики Татарстан
Глава 3. Аналитическое исследование научно-технической политики в Республике Татарстан
3.1 Анализ научно-технической сферы Республики Татарстан
Данную политику можно считать стимулирующей, так как она направлена на увеличение потенциальных возможностей страны, ускорение научного развития и внедрение достижений научно-технической политики.
Научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяя цели, направления деятельности органов государственной власти в области техники, науки и реализации достижений науки и техники.
Самым главным фактором достижения экономического роста государства в современных условиях – научно-технический прогресс.
Целями научно-технической политики относительно научно-технического потенциала являются:
- увеличение научно-технического потенциала;
- соблюдение пропорций между разновидностями и частями научно-технического потенциала.
В управлении научно-техническим развитием существуют сложности, такие как: разнородность и разнообразие объектов данной политики, структуры, форм собственности и функций. На макроуровне – сферы деятельности (образование, наука, наукоемкое производство), а на микроуровне – организации, связанные с такими видами деятельности как: инновационный бизнес, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения.
Научно-технический потенциал – объект государственной научно-технической политики.
Конечная цель научно-технической политики – экономический рост страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, обеспечение экономической безопасности и решение социальных проблем.
Уровень и темпы роста научно-технической политики непрерывно связаны с научно-техническим потенциалом отрасли, который выступает в качестве составной части инновационного потенциала, то есть отраслевой способности к развитию на основе внедрения новых технологий и продуктов, а также их разработки. Существует система показателей, которые анализируют научно-техническую политику.
Научно-технический потенциал – это совокупность материально-технических, информационных, кадровых, финансовых ресурсов, предназначенные решать задачи научно-технического развития, которые стоят перед обществом.
Таблица 3 – Система показателей анализа научно-технической политики
Проведение аналитического исследования научно-технического потенциала страны должно быть периодичным и последовательным для четкого исследования инноваций в сфере науки. Приоритетными задачами для государства должны стать развитие и укрепление научно-технического потенциала, увеличение объемов и улучшение обмена информацией и технологиями, создание благоприятных условий для функционирования рынка научно-технической продукции, создание единой системы для подготовки новых кадров в различных направлениях научной деятельности, а также внедрение и разработка эффективно действующего механизма мотивации.
Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации, который входит в состав Приволжского федерального округа (Приложение 1). Республика Татарстан находится на Восточно-Европейской равнине. Республика Татарстан была образована декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР от 27 мая 1920 года с признанием автономности Татарской Социалистической Советской Республики.
Площадь Республики составляет 68 тыс. кв. км. Татарстан располагается в месте слияния двух крупнейших рек – Камы и Волги. 17% территории Республики Татарстан покрыто лесами. На территории располагаются национальный парк «Нижняя Кама» и Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник.
Население Республики Татарстан составляет 3 894 120 человек, при этом Республика является одной из самых многонациональных в России. По численности населения Республика Татарстан занимает восьмое место.
Административным центром является город Казань с населением свыше 1,1 миллионов человек. Административное деление: 43 муниципальных района (Приложение 2), 14 городов республиканского подчинения и 8 городов районного подчинения.
Устойчивое социально-экономическое развитие является главным условием стабильности в регионе. Республика Татарстан обладает вполне обширными конкурентными преимуществами, но для возможности полноценного использования данных преимуществ необходимо время.
Оценка динамики и качественная характеристика изменений в Республике Татарстан возможна лишь благодаря основным социально-экономическим показателям (Таблица 4), которые можно найти на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 4 - Основные социально-экономические показатели развития Приволжского федерального округа и Республики Татарстан за 2019-2021гг.
Продолжение Таблицы 4
Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что показатели Приволжского федерального округа медленно, но растут. Нужно отметить, что растут среднедушевые доходы и заработные платы. Особенно выделяется сумма инвестиций в основной капитал, которая растет с каждым годом как в Приволжском федеральном округе, так и в Республике Татарстан.
Возможно вычисление темпов роста по Приволжскому федеральному округу и Республике Татарстан (Таблица 5).
Таблица 5 – Динамика основных социально-экономических показателей развития Приволжского федерального округа и Республики Татарстан за 2019-2022гг.
Научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяя цели, направления деятельности органов государственной власти в области техники, науки и реализации достижений науки и техники.
Самым главным фактором достижения экономического роста государства в современных условиях – научно-технический прогресс.
Целями научно-технической политики относительно научно-технического потенциала являются:
- увеличение научно-технического потенциала;
- соблюдение пропорций между разновидностями и частями научно-технического потенциала.
В управлении научно-техническим развитием существуют сложности, такие как: разнородность и разнообразие объектов данной политики, структуры, форм собственности и функций. На макроуровне – сферы деятельности (образование, наука, наукоемкое производство), а на микроуровне – организации, связанные с такими видами деятельности как: инновационный бизнес, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения.
Научно-технический потенциал – объект государственной научно-технической политики.
Конечная цель научно-технической политики – экономический рост страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, обеспечение экономической безопасности и решение социальных проблем.
-
Методика анализа научно-технической политики
Уровень и темпы роста научно-технической политики непрерывно связаны с научно-техническим потенциалом отрасли, который выступает в качестве составной части инновационного потенциала, то есть отраслевой способности к развитию на основе внедрения новых технологий и продуктов, а также их разработки. Существует система показателей, которые анализируют научно-техническую политику.
Научно-технический потенциал – это совокупность материально-технических, информационных, кадровых, финансовых ресурсов, предназначенные решать задачи научно-технического развития, которые стоят перед обществом.
Таблица 3 – Система показателей анализа научно-технической политики
№ | Показатель, единица измерения | Характеристика показателя |
1 | Численность работников сферы науки, в том числе: - действующие члены Академии Наук; - Доктора наук; - Кандидаты наук; - Члены-корреспонденты | Показатель характеризует количество действующих работников в сфере науки, которые способны развивать научно-технический потенциал страны. |
2 | Количество научных организаций, в том числе: - Учреждений академического сектора науки; - Организаций ВУЗовского и отраслевого сектора; - Проектных организаций; - Конструкторских организаций. | Показатель характеризует количество действующих организаций, которые способны развивать научно-технический потенциал страны. |
3 | Показатель объема финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств: - Государственного бюджета; - Внебюджетных фондов; - Организаций предпринимательского сектора; - Иностранных инвесторов. | Показатель характеризует количество средств, выделенных на развитие научного комплекса. |
4 | Количество патентов, полученных как внутри страны, так и за рубежом. | Показатель характеризует общее количество документов, удостоверяющих авторство, приоритет изобретения и исключительное право. |
Проведение аналитического исследования научно-технического потенциала страны должно быть периодичным и последовательным для четкого исследования инноваций в сфере науки. Приоритетными задачами для государства должны стать развитие и укрепление научно-технического потенциала, увеличение объемов и улучшение обмена информацией и технологиями, создание благоприятных условий для функционирования рынка научно-технической продукции, создание единой системы для подготовки новых кадров в различных направлениях научной деятельности, а также внедрение и разработка эффективно действующего механизма мотивации.
Глава 2. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Татарстан
2.1 Общая характеристика региона
Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации, который входит в состав Приволжского федерального округа (Приложение 1). Республика Татарстан находится на Восточно-Европейской равнине. Республика Татарстан была образована декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР от 27 мая 1920 года с признанием автономности Татарской Социалистической Советской Республики.
Площадь Республики составляет 68 тыс. кв. км. Татарстан располагается в месте слияния двух крупнейших рек – Камы и Волги. 17% территории Республики Татарстан покрыто лесами. На территории располагаются национальный парк «Нижняя Кама» и Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник.
Население Республики Татарстан составляет 3 894 120 человек, при этом Республика является одной из самых многонациональных в России. По численности населения Республика Татарстан занимает восьмое место.
Административным центром является город Казань с населением свыше 1,1 миллионов человек. Административное деление: 43 муниципальных района (Приложение 2), 14 городов республиканского подчинения и 8 городов районного подчинения.
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей развития региона
Устойчивое социально-экономическое развитие является главным условием стабильности в регионе. Республика Татарстан обладает вполне обширными конкурентными преимуществами, но для возможности полноценного использования данных преимуществ необходимо время.
Оценка динамики и качественная характеристика изменений в Республике Татарстан возможна лишь благодаря основным социально-экономическим показателям (Таблица 4), которые можно найти на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 4 - Основные социально-экономические показатели развития Приволжского федерального округа и Республики Татарстан за 2019-2021гг.
Показатель | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | |||
ФО | Респ. | ФО | Респ. | ФО | Респ. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1038 | 68 | 1038 | 68 | 1038 | 68 |
населения, тыс. человек | 29397,2 | 3898,7 | 29287,7 | 3902,9 | 29070,8 | 3894,2 |
занятых, тыс. человек | 13434,6 | 1941,3 | 13114 | 1938,8 | 13436,9 | 1985,8 |
(в месяц), руб. | 28239 | 38251 | 28518 | 35653 | 31858 | 39688 |
на душу населения (в месяц), руб. | 19428 | 23053 | 18644,7 | 24187,3 | 18933 | 24548 |
номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | 34592 | 37418 | 36975 | 39761 | 41129 | 45800 |
| 10326702 | 1933091 | 11061307 | 2139809 | 12467473 | 2469217 |
в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб. | 49243 | 795 | 35984 | 789 | 30517 | 2775 |
млн. руб. 1.добыча полезных ископаемых | 2611155 | 689612 | 2665497 | 688510 | 2074236 | 575550 |
| 9154765 | 1930682 | 9585058 | 1934817 | 9093325 | 1953852 |
Продолжение Таблицы 4
распределение электроэнергии, газа и воды | 980674 | 144762 | 1004283 | 148124 | 987191 | 139395 |
хозяйства - всего, млн. руб., в т. ч. | 1191900 | 226034 | 1316907 | 248781 | 1518948 | 264329 |
| 668368 | 88625 | 237668 | 28401 | 290622 | 38823 |
| 315744 | 39591 | 306222 | 43007 | 338333 | 46474 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 | 15223 | 2410 | 16190 | 2676 | 15775 | 2680 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 5540392 | 916973 | 5839683 | 952690 | 5786086 | 929099 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб. | 1509805 | 456161 | 1626393 | 535603 | 1719750 | 550279 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 2428836 | 637612 | 2491205 | 629731 | 2690313 | 640837 |
Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что показатели Приволжского федерального округа медленно, но растут. Нужно отметить, что растут среднедушевые доходы и заработные платы. Особенно выделяется сумма инвестиций в основной капитал, которая растет с каждым годом как в Приволжском федеральном округе, так и в Республике Татарстан.
Возможно вычисление темпов роста по Приволжскому федеральному округу и Республике Татарстан (Таблица 5).
Таблица 5 – Динамика основных социально-экономических показателей развития Приволжского федерального округа и Республики Татарстан за 2019-2022гг.