Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иного гражданства, речь идет о таком правовом явлении, как двойное гражданство.
Необходимо таким образом разграничить ситуации, когда второе гражданство приобретается на легальной правовой основе, то есть при наличии соответствующей нормы закона или международного договора (двойное гражданство), и когда это происходит в обход или же без ведома государства (второе или множественное гражданство).
Поэтому, если гражданин РФ получил гражданство государства, с которым РФ не заключала соответствующих межгосударственных договоров, то считается, что он приобрел второе гражданство, но не двойное гражданство в юридическом смысле. Для РФ такой гражданин является только гражданином РФ. Это означает, что находиться на территории РФ, въезжать и выезжать из страны, обращаться в российские органы и учреждения, в том числе за рубежом, гражданин должен только по российским документам.
Из всего вышесказанного следует, что у двойного гражданства и второго гражданства (множественного гражданства) - различные правовые режимы, что безусловно влияет на права, обязанности физических лиц.
В настоящее время конкретный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства заключен РФ только с Республикой Таджикистан (п. 1 ст. 1 Договора между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07.09.1995; Закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ).
Ранее также действовало соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), но его действие было прекращено с 18 мая 2015 г. Стремясь предотвратить выезд русских из республики и способствовать нормализации межнациональных отношений, о своей поддержке двойного гражданства в девяностых годах объявляло политическое руководство Кыргызстана (но договор об этом так и не был заключен).
Столь незначительное количество международно-правовых договоров в области двойного гражданства отражает неоправданность ожиданий, связанных с институтом «двойного гражданства», которые высказывались при распаде в 1991 г. СССР и создании на его территории новых стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Тогдашние руководители некоторых из этих новых государств, в первую очередь России, считали, что все страны СНГ заключат взаимные договоры о «двойном гражданстве», что позволит сохранить прочные экономические, политические, культурные, миграционные связи между этими странами а также лично-семейные контакты между их жителями. Главной целью было предоставить возможность русским в других республиках бывшего СССР получить
гражданство России. Полагалось, также, что «двойное гражданство» позволит более эффективно решать острые проблемы защиты прав и свобод сотен тысяч людей-соотечественников, оказавшихся не по своей воле в различных государствах38.
Однако центробежные устремления этногратий во вновь образованных государствах Средней Азии, Закавказья, Украины и Молдовы не позволили осуществиться этим замыслам, так как иностранцы, которые вправе получить статус лица с двойным гражданством рассматриваются политическим руководством этих стран, как угроза их государственной суверенности.
Вопросы (последствия), которые возникают в связи с наличием у лица двойного гражданства - где (в каком государстве) он должен нести воинскую обязанность, платить налоги, участвовать в приватизации, получать пенсионное и иное социальное обеспечение и другие, обычно отражаются в межгосударственных договорах. Основным принципом таких договоров является то, что тот, кто имеет гражданство стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран.
Согласно этим договорам и действующему российскому законодательству бипатриды несут обязанности гражданина той страны, на территории которой постоянно проживают.
Например, призывник проходит военную службу только в стране, в которой он постоянно проживает на момент призыва, и не может быть призван в соответствии с законодательством другой страны. В связи с этим ля российского работодателя двойное гражданство также важный момент. Например, если бипатрид с российским и таджикским гражданством постоянно проживает и работает в РФ, он подлежит воинскому учету по месту работы.
На гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.
Лицо с двойным гражданством (одно из которых гражданство РФ) не является иностранным гражданином в рамках законодательства РФ. Следовательно, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории России гражданина, имеющего двойное гражданство - России и другого государства, осуществляется без применения закрепленного в законодательстве порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы. Получения работником разрешения на работу в РФ, а также уведомления организацией органов ФМС и центра занятости не требуется.
С 4 августа 2014 г. введена обязанность для граждан, имеющих двойное второе гражданство (либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации)), уведомлять об этом соответствующий территориальный орган МВД России.
Российской Федерацией сейчас принимаются меры по налаживанию политических связей и последующему заключению соглашений о двойном гражданстве с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, которые пока еще не реализованы на практике, так как они хотя уже и подписаны сторонами, но по состоянию на начало 2023 года не ратифицированы. Речь идет о «Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства (подписанном в Цхинвале, 20 сентября 2021 г.)39 и о «Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства (подписанном в Москве, 27 сентября 2022 г.)40.
Анализ текста этих соглашений позволяет более точно понять спектр вопросов, регулируемых сторонами, заключающими договор о двойном гражданстве. Так в в проектируемом соглашении между РФ и Северной Осетией-Аланией установлено:
Соглашение между РФ и Республикой Абхазия практически полностью повторяют эти положения российско-осетинского соглашения.
Объявление частичной мобилизации в Российской Федерации в 2022 году вскрыло ряд негативных моментов в отношении граждан РФ, имеющих двойное гражданство которые в большинстве уехали за пределы России по различным мотивам, несмотря на то, что п. 2 ст. 21 Федерального закона N 31 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предписано: "гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов власти, имеющих запас". Люди с двойным гражданством федеральным законом рассматриваются как граждане РФ и на них распространяются все права и обязанности, в том числе по защите отечества (ст. 59 Конституции Российской Федерации), а также соблюдение законов (ст. 15 Конституции Российской Федерации)41.
6.8. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, получивших политическое убежище
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее также Закона от 25.07.2002 N 115).
В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 11, 12, 13 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
Основное содержание правового положения иностранных граждан определяется прежде всего правами и обязанностями.
Иностранные граждане могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии соответствующего документа, подтверждающего легальность такого передвижения.
Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Так, право на свободу передвижения в пределах РФ для иностранных граждан ограничено, в частности, регламентированным посещением ими отдельных территорий РФ (например, г. Комсомольска-на-Амуре и Чукотского автономного округа) (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ; п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754; п. п. 2, 17 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470).
Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Также временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь.
Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ).
По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ; ст. 327.1 ТК РФ; п. п. 1, 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Существует также право иностранных граждан на свободу мысли и слова, право на распространение информации, право на защиту, на заключение и расторжение брака, усыновление, удочерение и защиту семейных прав и др.
Необходимо таким образом разграничить ситуации, когда второе гражданство приобретается на легальной правовой основе, то есть при наличии соответствующей нормы закона или международного договора (двойное гражданство), и когда это происходит в обход или же без ведома государства (второе или множественное гражданство).
Поэтому, если гражданин РФ получил гражданство государства, с которым РФ не заключала соответствующих межгосударственных договоров, то считается, что он приобрел второе гражданство, но не двойное гражданство в юридическом смысле. Для РФ такой гражданин является только гражданином РФ. Это означает, что находиться на территории РФ, въезжать и выезжать из страны, обращаться в российские органы и учреждения, в том числе за рубежом, гражданин должен только по российским документам.
Из всего вышесказанного следует, что у двойного гражданства и второго гражданства (множественного гражданства) - различные правовые режимы, что безусловно влияет на права, обязанности физических лиц.
В настоящее время конкретный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства заключен РФ только с Республикой Таджикистан (п. 1 ст. 1 Договора между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07.09.1995; Закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ).
Ранее также действовало соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), но его действие было прекращено с 18 мая 2015 г. Стремясь предотвратить выезд русских из республики и способствовать нормализации межнациональных отношений, о своей поддержке двойного гражданства в девяностых годах объявляло политическое руководство Кыргызстана (но договор об этом так и не был заключен).
Столь незначительное количество международно-правовых договоров в области двойного гражданства отражает неоправданность ожиданий, связанных с институтом «двойного гражданства», которые высказывались при распаде в 1991 г. СССР и создании на его территории новых стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Тогдашние руководители некоторых из этих новых государств, в первую очередь России, считали, что все страны СНГ заключат взаимные договоры о «двойном гражданстве», что позволит сохранить прочные экономические, политические, культурные, миграционные связи между этими странами а также лично-семейные контакты между их жителями. Главной целью было предоставить возможность русским в других республиках бывшего СССР получить
гражданство России. Полагалось, также, что «двойное гражданство» позволит более эффективно решать острые проблемы защиты прав и свобод сотен тысяч людей-соотечественников, оказавшихся не по своей воле в различных государствах38.
Однако центробежные устремления этногратий во вновь образованных государствах Средней Азии, Закавказья, Украины и Молдовы не позволили осуществиться этим замыслам, так как иностранцы, которые вправе получить статус лица с двойным гражданством рассматриваются политическим руководством этих стран, как угроза их государственной суверенности.
Вопросы (последствия), которые возникают в связи с наличием у лица двойного гражданства - где (в каком государстве) он должен нести воинскую обязанность, платить налоги, участвовать в приватизации, получать пенсионное и иное социальное обеспечение и другие, обычно отражаются в межгосударственных договорах. Основным принципом таких договоров является то, что тот, кто имеет гражданство стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран.
Согласно этим договорам и действующему российскому законодательству бипатриды несут обязанности гражданина той страны, на территории которой постоянно проживают.
Например, призывник проходит военную службу только в стране, в которой он постоянно проживает на момент призыва, и не может быть призван в соответствии с законодательством другой страны. В связи с этим ля российского работодателя двойное гражданство также важный момент. Например, если бипатрид с российским и таджикским гражданством постоянно проживает и работает в РФ, он подлежит воинскому учету по месту работы.
На гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.
Лицо с двойным гражданством (одно из которых гражданство РФ) не является иностранным гражданином в рамках законодательства РФ. Следовательно, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории России гражданина, имеющего двойное гражданство - России и другого государства, осуществляется без применения закрепленного в законодательстве порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы. Получения работником разрешения на работу в РФ, а также уведомления организацией органов ФМС и центра занятости не требуется.
С 4 августа 2014 г. введена обязанность для граждан, имеющих двойное второе гражданство (либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации)), уведомлять об этом соответствующий территориальный орган МВД России.
Российской Федерацией сейчас принимаются меры по налаживанию политических связей и последующему заключению соглашений о двойном гражданстве с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия, которые пока еще не реализованы на практике, так как они хотя уже и подписаны сторонами, но по состоянию на начало 2023 года не ратифицированы. Речь идет о «Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства (подписанном в Цхинвале, 20 сентября 2021 г.)39 и о «Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства (подписанном в Москве, 27 сентября 2022 г.)40.
Анализ текста этих соглашений позволяет более точно понять спектр вопросов, регулируемых сторонами, заключающими договор о двойном гражданстве. Так в в проектируемом соглашении между РФ и Северной Осетией-Аланией установлено:
-
граждане одной стороны вправе без отказа от имеющегося у них гражданства этой стороны приобретать гражданство другой стороны (Ст. 1) -
лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, пользуется правами на социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание в соответствии с законодательством той стороны, на территории которой оно постоянно проживает, если иное не предусмотрено законодательством одной из сторон или международными договорами, действующими в отношениях между сторонами (ч.1 ст.4). -
возмещение вреда в случае трудового увечья или профессионального заболевания назначает и выплачивает сторона, законодательство которой распространялось на лицо в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти либо во время его трудовой деятельности, повлекшей профессиональное заболевание, в том числе в случае, если такое заболевание впервые было выявлено на территории другой стороны (ч.2 ст.4). -
лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят военную службу в той стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва (ч.1 ст.5). -
лица, состоящие в гражданстве обеих сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой стороне (ч.2 ст.5). -
лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством на территориях третьих государств любой из сторон (РФ или Северной Осетии-Алании) по их выбору(ст.7).
Соглашение между РФ и Республикой Абхазия практически полностью повторяют эти положения российско-осетинского соглашения.
Объявление частичной мобилизации в Российской Федерации в 2022 году вскрыло ряд негативных моментов в отношении граждан РФ, имеющих двойное гражданство которые в большинстве уехали за пределы России по различным мотивам, несмотря на то, что п. 2 ст. 21 Федерального закона N 31 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" предписано: "гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов власти, имеющих запас". Люди с двойным гражданством федеральным законом рассматриваются как граждане РФ и на них распространяются все права и обязанности, в том числе по защите отечества (ст. 59 Конституции Российской Федерации), а также соблюдение законов (ст. 15 Конституции Российской Федерации)41.
6.8. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, получивших политическое убежище
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее также Закона от 25.07.2002 N 115).
В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 11, 12, 13 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
-
временно пребывающие в РФ по общему правилу – до 90 суток; -
временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание по общему правилу на 3 года или разрешение на временное проживание в целях получения образования); -
постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство). Для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается в настоящее время бессрочно. Исключением является вид на жительство, выданный высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, срок которого ограничен сроком действия разрешения на работу, выданного указанному специалисту, а также вид на жительство в форме карты с электронным носителем, выдаваемый сроком на 10 лет (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Основное содержание правового положения иностранных граждан определяется прежде всего правами и обязанностями.
Иностранные граждане могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии соответствующего документа, подтверждающего легальность такого передвижения.
Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Так, право на свободу передвижения в пределах РФ для иностранных граждан ограничено, в частности, регламентированным посещением ими отдельных территорий РФ (например, г. Комсомольска-на-Амуре и Чукотского автономного округа) (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ; п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754; п. п. 2, 17 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470).
Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Также временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь.
Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ).
По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ; ст. 327.1 ТК РФ; п. п. 1, 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Существует также право иностранных граждан на свободу мысли и слова, право на распространение информации, право на защиту, на заключение и расторжение брака, усыновление, удочерение и защиту семейных прав и др.