Файл: Занятие 2 Тема. Личностноориентированные технологии обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие № 2

Тема. Личностно-ориентированные технологии обучения

Цель: сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированных технологий обучения.

Задачи:

  1. Раскрыть основные особенности личностно-ориентированных технологий;

  2. Формировать у студентов умение взаимодействовать на основе сотрудничества и сотворчества;

  3. Развивать педагогическую диагностику: изучать учебно-воспитательный процесс и личность учащегося в целях создания условий для оптимизации процесса обучения.


Ход занятия

  1. Общее понятие о личностно-ориентированных технологиях обучения.

Одна из причин личностно-ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика в своей основе многогранна, «неисчерпаема» в проявлении своих свойств и особенностей.

Проблема личностно-ориентированного обучения в последние годы была предметом специальных исследований И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской и других.

На необходимость учета способностей и особенностей личности в обучении указывал еще К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации) открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно-ориентированные технологии обучения строятся с учетом следующих дидактических требований:

  • учебный материал должен быть субъективно значим для ученика и его усвоения, организация учебной деятельности ученика должна учитывать актуальный уровень его развития;

  • систематически стимулировать ученика к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие;

  • учебный материал следует организовать таким образом, чтобы у ученика оставалось право выбора, возможность выбора учебных задач, заданий;

  • всячески поощрять учащихся и стимулировать их к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов переработки учебного материала;

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

  • не только оценивать конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.


Вопросы для самоконтроля:
На чем основаны личностно-ориентированные технологии?
Ответ: Личностно-ориентированная технология ставит личность ребенка в центр всей системы школьного образования, обеспечивая комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития ребенка и реализации его врожденного потенциала. Личность ребенка в этой технологии является не только субъектом, но и предпочитаемым субъектом. Она является целью образовательной системы, а не средством достижения абстрактной цели (как в авторитарных или деятельностно - ориентированных технологиях). Такие технологии также называют антропоцентрическими.
Термин "личностно-ориентированное образование" является неточным. Правильнее говорить "личностно-ориентированное образование", поскольку все образовательные технологии направлены на развитие и совершенствование личности ребенка. Однако, в соответствии со сложившейся традицией, в дальнейшем мы также будем называть личностно-ориентированные технологии личностно-ориентированными.

Личностно-ориентированные методики воплощают в себе гуманистическую философию, психологию и педагогику. В центре внимания педагогов - уникальная целостная личность ребенка, которая стремится полностью реализовать свой потенциал (самоактуализация), открыта новому опыту и способна делать осознанный и ответственный выбор в различных аспектах жизни. Если традиционные методы формально прививают ученикам знания и социальные нормы, то здесь главной целью образования и воспитания объявляется достижение вышеперечисленных качеств.
Кто непосредственно занимался исследованием личностно-ориентированных технологий?
Ответ: Отправной точкой для разработки личностно-ориентированной образовательной технологии является сформулированная Бахтиным-Библером культурная концепция диалога, обосновывающая идею универсальности диалога как основы человеческого сознания.
Основное внимание учителя направлено не на изучение "предмета", а на общение с учащимися, взаимопонимание и "освобождение" творческого потенциала учащихся (К. Н. Вентцель). Творчество и исследование являются основным средством существования ребенка в личностно-ориентированном образовательном пространстве. Однако психические, физические и интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами обучения и жизни. Дети нуждаются в педагогической помощи и поддержке.
Предпосылкой, на которой возникает технология, ориентированная на человека, является гуманистическая теория, представленная Сократом, Платоном, Аристотелем, Сенекой и другими. В эпоху Возрождения она была представлена Томмазо Кампанеллой, Сирано де Бержераком и другими, которые рассматривали человека как высшую ценность в творчестве. А позднее Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой и другие выдвинули идею свободного образования, где каждый мог бы развивать свои способности.



На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии выделен ряд концептуальных положений, принципов и подходов, составляющих основу личностной переориентации профессиональной подготовки студентов. Эти принципы разработаны К. Гольдштейном, А. Маслоу, Дж. Олпортом, К. Роджерсом, Э. Фроммом, Г.А. Баллом, И.Д. Беком, Р.С. Гуревичем, В. В.Давыдовым, И.А. Зязюном, А.С. Макаренко, В.А. Моляко, Н. Г. Ничкало, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Б.А. Федоришин, И.С. Якиманская и многие другие.
В.А. Сухомлинский говорил, что для поддержки ребенка педагог должен сохранять чувство ребенка, развивать понимание ребенка и всего, что с ним происходит, мудро обращаться с поведением ребенка, верить, что ребенок не намеренно ошибается, защищать ребенка, не думать о нем плохо не думать несправедливо, и самое главное - корректировать и направлять развитие ребенка, не разрушая его индивидуальности, помня о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоидентификации и самовоспитания.

В последние годы проблема обучения, ориентированного на характер, специально изучается Якиманской, Бондаревской и другими.

Ушинский указывает на необходимость учитывать в воспитании способности и особенности человека, говоря, что "если педагогика стремится воспитать человека во всех отношениях, то она должна сначала выучить его также во всех отношениях".
Почему личностно-ориентированные технологии основаны только на гуманных отношениях учителя и учащихся?

Ответ: Гуманистическая личностная технология лучше всего характеризуется как психотерапия, которая сосредоточена на своей гуманистической сущности - поддержке и помощи личности. Она "исповедует" уважение и любовь к ребенку, оптимистическую веру в его творческие способности и отказ от принуждения.

Это подразумевает, что

 наиболее полное раскрытие и формирование целой совокупности личностных

качеств учащегося, его способностей, задатков и талантов с учетом потенциальных

возможностей;

 развитие положительных морально-этических качеств;

 гуманное и демократическое отношение к учащемуся, уважение к его личности;

 понимание особенностей психического и физического развития учащегося,

потребностей и мотивов поведения;

 создание доверительных отношений в атмосфере благоприятного психологического

климата;

 помощь в личностном становлении;


 сотрудничество с учащимся, исключая принуждение и учитывая его желания и

интересы.



  1. Основные концептуальные идеи личностно-ориентированных технологий.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированных технологиях понимание и взаимопонимание.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля к самоконтролю, от управления к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание ученика. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами, ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и поддержки. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А. Амонашвили:

  • любить ребенка;

  • очеловечить среду, в которой он живет;

  • прожить в ребенке свое детство.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Вопросы для самоконтроля:
чем отличаются личностно-ориентированные технологии обучения от традиционных?

Ответ:

Отличительные признаки

традиционной классно-урочной технологии и уроков личностно - ориентированного

обучения


Признаки лично-ориентированного

обучения


Признаки традиционной классно-

урочной технологии


Использование субъективного опыта детей

Использовать ребенка

Разнообразить задание

Предоставьте детям свободу

Делать выбор и решать проблемы

Накопление знаний, навыков и компетенций, как важное средство

позволить детям использовать своитворческие способности

Личность

Обеспечить значительный эмоциональный контакт

учителя и ученика, основанный на сотрудничестве, совместном творчестве и взаимодействии.

Сотрудничество, сотворчество,

мотивирует успех


Уроки, сфокусированные на одной теме:

предмет, тема, студенты работают над одним и тем же материалом

Учитель контролирует работу учеников и оценивает их результаты

Учитель; он или она оценивает результаты каждого ученика в конце урока

В конце учебного года учитель оценивает работу каждого ученика, принимает решение в конце учебного года и принимает решение о переходе на следующий уровень обучения.

Виды домашних заданий включают учебники



Урок в традиционной системе имеет следующие этапы.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление.

5.Вывод.

Урок в личностно – ориентированном обучении

  • Дети сталкиваются с проблемными ситуациями и противоречиями

  • Студенты предлагают свои собственные решения, чем больше решений, тем лучше.

  • Затем дети выбирают основную версию истории, сравнивая гипотезы

  • Ученики учатся работать по составленным ими планам

  • Итогом урока является рефлексия

  • Детей следует учить оценивать результаты своей деятельности

Сравнительный анализ

традиционной системы обучения и личностно – ориентированного обучения.

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

централизованно управляемые программы, требования

вариативность

от простого к сложному, от конкретного к целому целый

индивидуальные подходы и решение проблем

Цель обучения

давать постоянные знания

развитие индивидуального потенциала

давать общее образование в соответствии с общим

создание условий для развития личности

Общей учебной программой давать знания


нравственное и образовательное развитие

Позиция ученика

быть пассивным

отсутствие мотивации к личностному развитию

быть активным

интерес к деятельности

Функция учителя

передать определенные знания

обучение тому, как думать

развивать познавательную деятельность


Обучение тому, что вы изучаете

обучать, воспитывать

координирование и консультирование

контролировать

организация