Файл: Занятие 2 Тема. Личностноориентированные технологии обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы обучения

иллюстративный, наглядный,

информационный


решение проблем и исследовательский подход.

обучение, лекции, дискуссии, объяснения

игры, дебаты, семинары, уроки

Стиль взаимодействия

авторитарный и требовательный

сотрудничество и доверие открытость


Вывод: Сходство между адаптивными и традиционными школами заключается в единстве их целей. Развития личности и использовании одного и того же базового содержания, образования.

Отличие: В новых школах процессы обучения и преподавания построены по-разному. В них каждый компонент имеет конкретную цель, а в целом все компоненты работают над достижением общей цели.

Сравнительный анализ показывает, что обучение, ориентированное на ученика, в большей степени отвечает требованиям современного общества.
Что лежит в основе личностно-ориентированных технологий?

Ответ:

Цель

  • создание условий для проявления познавательной учеников

Средства достижения

  • использование разнообразных форм и методов учителем этой цели: организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика (студента) в работе класса(группы);

 дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников (студентов) в ходе урока,

Содержание

  • построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий

  • индивидуального саморазвития) для каждого ученика

  • (студента);

Методика

  • диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом:

  • мотивации деятельности;

  • 2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы;

  • готовность к саморазвитию.

Методическая основа технологии

  • индивидуализация и дифференциация процесса

Условия эффективности педагогической технологии

  • создание оптимальных условий для возможности педагогической технологии

  • учащихся (студентов)реализовать себя;

  • накопление банка данных о формирующемся у учащихся (студентов) индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся (студентов) как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.


Позиция педагога:

  • стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся (студентов, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика(студента);

  • развитие индивидуальности;

  • признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося(студента) в коллективе.

Как изменяются цели и содержание образования при переходе на личностно-ориентированные технологии?
Ответ:

Психологические требования к уроку при переходе на личностно-ориентированных технологий:

- фокусировать уроки на когнитивном развитии и эмоциональной/поведенческой сфере личности ученика;

- учитывать личностные, типичные и возрастные особенности; и

- влиять на формирование мотивации и позитивного отношения личности к обучению; и

- Влияние на эмоциональную сферу личности в процессе приобретения знаний;

- защита педагогического такта (концентрация внимания, самоконтроль, самообладание, фаворитизм, педагогический оптимизм);

- Создание благоприятного психологического климата на уроках
Цель личностно-ориентированных уроков - создать условия для раскрытия индивидуальности учащихся.
Средствами ее достижения становятся:

- Организация учебной деятельности в различных формах и способах с целью выявления субъективного опыта учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности для каждого ученика;

- обеспечение коммуникативного влияния, при котором ученики могут выражать свое мнение, выполнять задания разными способами, не боясь ошибиться, поощрять и иным образом активно направлять их;

- использовать материал на уроках, чтобы ученики могли продемонстрировать свой субъективный опыт;

- Оценивать деятельность учеников не только с точки зрения ее результатов (правильных или неправильных), но и с точки зрения процесса их достижения;

- Поощрять стремление учеников найти свой собственный способ решения задачи и проанализировать его у других;

- Создание образовательного контекста на уроке, позволяющего каждому ученику проявить инициативу и самостоятельность, а также создание условий для естественного самовыражения ученика.

- Раскрытие личности ученика происходит, прежде всего, в основной учебной деятельности ученика - обучении, а урок является основной формой ее организации. Если уроки организованы как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, то ученики могут проявить свою индивидуальность, а учителя - повысить свою квалификацию, о чем говорилось выше.


На уроках, ориентированных на личность, сотрудничество учителя и ученика основано на поддержке и доверии. Это самый важный показатель создания места для развития характера. Последнее является важным критерием успешности процесса личностно-ориентированного образования в школе.



  1. Индивидуально-дифференцированная технология обучения.

Индивидуально-дифференцированная технология представляет собой организацию учебного процесса, при котором выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся.

Исследования М.А. Данилова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой показала, что учащиеся сильно дифференцируются по степени познавательной самостоятельности. Это обычно объясняется тем, что общеучебные умения учащихся развиваются неодинаково. В связи с этим, учащиеся резко отличаются и дифференцируются по степени их активного применения.

Исследования американского ученого Б. Блума показали, что существуют три категории учащихся: 1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; 2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе; 3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около 30%), их способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Различают дифференциацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы, в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности, обучаемости, работоспособности и т. д.).

Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся, разделяя их на группы внутри стабильно работающего класса чаще временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.

При осуществлении индивидуально-дифференцированной технологии обучения необходимо:

  • осуществить педагогическую диагностику учащихся на основе отобранных задач, заданий, тестов;

  • разработать или использовать уже готовые задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию, способностям или умению;

  • использовать дифференцированные задания, задачи, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся

  • создавать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» и т.д.



Вопросы для самоконтроля: По каким особенностям дифференцируются учащиеся?

Ответ: Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, направленные на гуманизацию обучения при соблюдении интересов и здоровья детей. Именно этот элемент - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, включая дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.

На волне демократизации и гуманизации образования среди теоретиков и практиков образования растет интерес к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

- Уровень навыков обучения и учебы;

- Уровень общих умственных способностей

- Скорость усвоения

- Личный ментальный стиль;

- Психофизические характеристики студента.

Обратите внимание, что многие ученые в области дифференцированного обучения предостерегают от экспериментов, поскольку в области дифференцированного обучения не хватает психологических, диагностических, физиологических и гигиенических исследований.

Анализ проблемной ситуации в области дифференцированного образования в теории и на практике показывает, что процесс дифференциации имеет как существенные преимущества, так и существенные недостатки. Причем не только ряд преимуществ, но и существенные недостатки.

Создавая однородные классы, можно реализовать следующие положительные возможности дифференцированного образования;
a) выравнивают развитие более слабых и делают обучение посильным;

б) слабые не чувствуют себя слабыми, а сильные вынуждены прилагать больше усилий в процессе обучения; и

в) облегчает учителям подбор учебных материалов, соответствующих уровню класса; и

г) дифференциация на научной основе позволяет учитывать личностные, интеллектуальные и психофизические особенности учеников.
Создание гомогенных классов влечет за собой следующие негативные последствия:
a) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния более сильных учеников;

б) неблагоприятная эмоциональная среда: среди сильных учеников развивается снобизм, а среди слабых - чувство неполноценности; и

в) классификация детей по степени школьной зрелости наносит смертельный ущерб их развитию в то время, когда они только начинают свое духовное развитие;


г) дифференциация по интеллектуальным способностям не учитывает различные аспекты интеллекта, другие личностные качества и факторы развития; и

д) реорганизация классов разрушает существующие группы учащихся.

Вопрос в том, как использовать положительный человеческий потенциал детских садов и в то же время максимально нейтрализовать затраты на такое обучение.

В настоящее время изучаются гибкие варианты, позволяющие обучать детей в обычных разновозрастных классах и в то же время максимально индивидуализировать обучение.

Почему же так настойчиво методистами внедряется эта образовательная технология?

Ее целью является.

1. обучение каждого в соответствии с уровнем его способностей и качеств

2. приспособление обучения к особенностям различных групп учеников (адаптация), что на данном этапе имеет первостепенное значение. Это связано с тем, что, по мнению ученых, перегрузка приводит к ухудшению здоровья учеников.

Перегрузка, поскольку, по мнению ученых, перегрузка приводит к ухудшению здоровья учащихся, является наиболее важной на данном этапе.

Какие категории учащихся выделил Б. Блум?

Ответ: согласно таксономии Блума, цели образования можно разделить на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти области можно описать как "знания/голова", "эмоции/сердце" и "действия/руки".

Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят задачи от запоминания и воспроизведения пройденного материала до решения проблем, что требует переосмысления имеющихся знаний и построения новых комбинаций ранее усвоенных идей, методов и процедур (поведенческих установок), а также создания новых. Когнитивная область включает в себя большинство целей обучения, представленных в учебной программе, учебниках и повседневной практике учителей.

Когнитивные навыки относятся к знаниям, пониманию и критическому мышлению. Здесь выделяются шесть уровней.

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.

Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Конкретные действия учащихся:

— объясняет факты, правила, принципы;