Файл: Лекция Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния 16 Лекция Бухгалтерская отчетность как информационная база экспрессанализа финансовой деятельности организации 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • общие положения;

  • обязанности;

  • права;

  • что должно знать данное должностное лицо;

  • квалификационные требования;

  • взаимоотношения по должности.

В общих положениях в обязательном порядке указывается должность, занимаемая соответствующим должностным лицом, указываются законы и другие нормативные документы, которые служат основанием для назначения на должность. Так же документы, которыми руководствуются сотрудники кафедры во время выполнения своих обязанностей.

Уточняется, что при принятии на работу с каждым сотрудником заключается трудовой договор (контракт) на срок не более пяти лет (данный договор заключается со всеми сотрудниками кафедры). Если в течение данного периода со стороны сотрудника были произведены нарушения Положений филиала или условий договора, то он может быть уволен, но только по решению директора филиала. В течение своей деятельности все сотрудники кафедры подотчетны непосредственно заведующему, который в свою очередь подотчетен декану учетно-финансового факультета.

В разделе «Обязанности» указываются основные задачи, которые ставятся перед сотрудниками кафедры.

Необходимо отметить, что перед ассистентом, старшим преподавателем, профессором и доцентом ставиться целый ряд одинаковых обязанностей. А именно, ведение научной, методической и воспитательной работы, научных исследований, принятие участия в подготовке учебников и других учебных пособий, ведение воспитательной работы и контроля знаний студентов.

Однако есть и особенные задачи, которые ставятся перед сотрудниками кафедры, с учетом специфики занимаемой должности.

Например, доцент обязан принимать участие в подготовке информационной базы для проведения практических и лабораторных занятий, написания курсовых работ.

Профессор должен не просто принимать участие в научных исследованиях, а должен возглавлять данное мероприятие.

В отличие от других сотрудников кафедры, заведующий ответственен за выполнение задач и функций, поставленных перед всей кафедрой в соответствии с Положением. И в обязательном порядке должен предоставлять отчеты о работе кафедры декану учетно-финансового факультета. Соответственно, он систематизирует работу всей кафедры.

В разделе «Права» должностной инструкции вносятся предложения по усовершенствованию работы и способности должностного лица повлиять на развитие и усовершенствование отрасли, в которой он работает. Конечно, из-за специфики работы данные предложения могут иметь свои особенности. Однако каждый работник кафедры от ассистента до заведующего имеет право:


  • вносить предложения относительно улучшения учебной, научной, методической и воспитательной работы;

  • посещать занятия сотрудников кафедры;

  • принимать участие в обсуждении научных планов и программ;

  • вносить свои предложения по поощрению отдельных студентов.

В соответствии с данным разделом должностной инструкции каждый работник имеет право осуществлять руководство подготовки трудов студентов. Однако при этом в обязательном порядке учитывается должность сотрудника. Например, старший преподаватель имеет право руководить подготовкой только бакалавров и специалистов, доцент может так же руководить подготовкой магистров и аспирантов, быть консультантом при написании диссертационных работ. Профессор же может ко всему прочему подготавливать аспирантов и докторантов.

В отличие от других сотрудников заведующий кафедрой имеет право не только вносить изменения и предложения в научную, учебную, методическую сферы жизни университета, но и предлагать варианты по введению материального и морального поощрения работников кафедры. Что способствует улучшению деятельности кафедры в целом.

Кроме прав и обязанностей, каждый сотрудник кафедры несет определенную ответственность. Именно это и указывается в разделе «Ответственность». В этой части внутреннего нормативного документа указывается, что ассистент, старший преподаватель, доцент и профессор несут индивидуальную ответственность за выполнение своих обязанностей. А именно, за своевременное и качественное выполнение учебного плана. В отличие от других сотрудников кафедры бухгалтерского учета и аудита заведующий кафедрой несет ответственность за трудовую дисциплину кафедры, за состояние научно-исследовательской базы, подбор кадров и за работу кафедры в целом.

На всех уровнях, где решаются вопросы деятельности кафедры, заведующий принимает непосредственное участие. Так как именно от его решений и мероприятий зависит организация деятельности кафедры в целом.

Для осуществления своих обязанностей каждый работник должен иметь определенную базу знаний. Конечно, к каждому сотруднику выдвигаются разные требования, так как выполняет они разные обязанности. Например, для выполнения своих обязанностей ассистенту и старшему преподавателю необходимо просто знать нормативно-законодательную базу по учебе и труду, основы педагогики и психологии, отечественные и зарубежные достижения. В то время как профессор и заведующий кафедрой должны так же знать порядок разработки и утверждения учебной и методической документации в направлении деятельности кафедры. А так же цель, задания, функции филиала, факультета и кафедры. Именно эти моменты и особенности рассматриваются в разделе «Должен знать» должностной инструкции.



В следующем разделе внутреннего нормативного документа рассматриваются квалификационные требования к каждому сотруднику. Данные требования касаются образования, наличия научно-педагогического стажа, наличия навыков работы с компьютером, уровня владения украинским языком и даже иностранными языками. Конечно, чем выше занимаемая должность, тем уровень вышеперечисленных требований больше. Соответственно квалификационные требования к ассистенту и профессору значительно отличаются. Поэтому эти моменты необходимо учитывать при составлении индивидуальных должностных инструкций.

В разделе «Взаимоотношения» указано, что должностное лицо принимает указания к исполнению, которые были даны администрацией университета в устной или письменной форме. Должностное лицо может давать распоряжения студентам только той специальности, по которой осуществляет выпуск специалистов. Студентов другой специальности может привлекать к выполнению какой-либо работы только с разрешения декана того факультета, в ведении которого студенты этой специальности находятся.

Разработанные должностные инструкции в обязательном порядке согласовываются с юристом, утверждаются начальником отдела кадров и деканом факультета. Затем данная информация доводиться до сведения исполнителя, занимающего соответствующую должность, под подпись и с указанием даты ознакомления.


Глава 2 Организация работы преподавателя



Планирование нагрузки преподавателя осуществляется в соответствии с учебным планом.

Нагрузка отражается в ведомости выполнения нагрузки кафедры.. Планирование нагрузки каждого преподавателя находят отражение в индивидуальных планах и учете работы преподавания. Педагогическую нагрузку можно рассмотреть в индивидуальном плане преподавателя.

Индивидуальный план преподаватель составляет в начале учебного года. В план включены следующие пункты: учебная работа, методическая работа, организационная работа.

В нагрузку входят:

  • учебная работа;

  • график планирования учебной работы;

  • научно-методическая работа по составлению методических рекомендаций;

  • научная работа по подготовке к занятиям, публикациям, внедрению
    достижений, культурно-воспитательный процесс и т.п.

Общий объем нагрузки научно-педагогических работников устанавливается с расчетом 1 ставки на протяжении учебного года.

С целью формирования штатного расписания научно-педагогических работников и планирования его нагрузки на учебный год устанавливают такие ограниченные объемы разных видов работ на одну условную штатную должность научно-педагогического работника:

  • учебная – 58% от общего объема нагрузки;

  • научная – 13% от общего объема нагрузки;

  • научно-методическая – 11% от общего объема нагрузки;

  • культурно-воспитательная – 9% от общего объема нагрузки.

В отдельных случаях объемы нагрузок по видам работ могут быть изменены. Например, у некоторых преподавателей объем научной работы может повышаться до 50 % от общего объема работ за счет объема других видов работ (по приказу ректора ежегодно при наличии ходатайства научно-исследовательских институтов и научного отдела).

Во время прохождения педагогической практики нами была выбрана дисциплина «Контроль и ревизия». Поэтому за период практики мною были изучены такие документы, как:

  • типовая и рабочие программы;

  • тематический план дисциплины;

  • структурно-логическая схема изучения дисциплины;

  • методическое обеспечение для студентов разных форм обучения, написание курсовых и дипломных работ;

  • программ прохождения учебных и производственных практики;

  • оформление экзаменационных билетов и комплексных контрольных работ.


В результате изучения было выявлено, что все вышеперечисленные документы соответствуют всем требованиям оформления и разработки.

Цель работы преподавателя: систематизировать знания студентов об указанной теме.

Рассмотрим структуру занятий на примере одной из указанных тем: «Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности».


2.1 Лекционный материал

Лекция 1. Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния


Финансовое состояние является комплексным понятием, характеризующимся системой определенных показателей, которые отражают использование, наличие и размещение финансовых ресурсов организации. Оно является характеристикой финансовой конкурентоспособности выполнения задач перед бюджетом, другими организациями, а также внебюджетными фондами.

Оптимальное финансовое состояние – это сбалансированность отдельно взятых структурных элементов – капитала (пассив) и имущества организации (актив), а также способность создавать высокую степень эффективности их применения.

Финансово-аналитическое развитие в прикладной экономике исторически складывалось в форме двух блоков, связанных между собой: как комплекс приемов и методов оценки финансового состояния организации по существующей отчетности; как комплекс приемов и методов оценки эффективности и целесообразности операций с обязательствами, финансовыми активами и капиталом.

Финансовый анализ в широком смысле выступает процессом систематизации, идентификации, а также аналитической обработки сведений о финансах, результатом которого служит предоставление рекомендаций для пользователя, являющиеся формализованной базой по принятию управленческих решений для конкретного объекта анализа.

Финансовый анализ предоставляет возможность определить наилучшую структуру состава активов, источники финансирования, а также усовершенствовать структуру капитала и координировать финансовые потоки для созданий условий финансовой устойчивости и платежеспособности.

Принято выделять два вида финансового анализа (рисунок 2):



Рисунок 2 – Виды финансового анализа (представлено по материалам [14])

Внутренний финансовый анализ является составной частью управленческой деятельностью организации, которая обеспечивает распоряжение информацией о нынешнем финансовом состоянии. Цель этого анализа заключается в аргументации управленческих решений в сфере инвестиций и финансов, ограниченной принятой и разработанной стратегией организационного развития.