Файл: Лекция Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния 16 Лекция Бухгалтерская отчетность как информационная база экспрессанализа финансовой деятельности организации 24.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 2. Бухгалтерская отчетность как информационная база экспресс-анализа финансовой деятельности организации


Бухгалтерская отчетность является единой совокупностью данных о финансовом и имущественном положении организации, а также о результатах хозяйственной деятельности организации, которая составляется на базе данных бухгалтерского учета по специально установленным формам.

Основными нормативными документами РФ, регулирующими порядок проведения анализа финансового состояния организации (в т.ч. при процедурах банкротства), являются:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) [1].

  2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности» [2].

  3. Приказ Минэкономразвития РФ от 26.06.2019 N 382 «Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога» [3].

  4. Приказ Минэкономразвития РФ от 21 апреля 2006г. №104 «Об утверждении методики проведения федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» [4].

  5. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [5].

В состав бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  1. Бухгалтерский баланс;

  2. Отчет о финансовых результатах;

  3. Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах);

  4. Отчет об изменениях капитала;

  5. Отчет о движении денежных средств

Данные формы отчетности применяют, если федеральными или отраслевыми стандартами не предусмотрены иные формы. Например, для страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов отраслевыми стандартами утверждены свои бланки отчетности. Поэтому приказ № 66н они не применяют (п. 8 приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Но не все компании представляют бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

Бухгалтерская отчетность для субъектов малого предпринимательства состоит лишь из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. А приложения к бухгалтерской отчетности (отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств) заполнять и прикладывать только в том случае, если есть важная информация, которая отражается именно в таких отчетах.


Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Общие формы бухгалтерской отчетности приведены в приложении № 1 к приказу № 66н. Упрощенные формы — в приложении № 5 к этому же документу. 

Для экспресс-анализа достаточно будет двух форм - баланс и отчет о финансовых результатах предприятия.

Широкие возможности предоставляются годовой отчетностью для многостороннего анализа организационной деятельности, и самой информативной частью считается бухгалтерский баланс (форма №1). Бухгалтерский баланс отражает состояние обязательств, собственного капитала и имущества предприятия на конкретную дату.

Баланс дает возможность сформировать оценку эффективности размещения капитала организации, его количества для нынешней и будущей хозяйственной деятельности, а также оценку структуры и размера заемного капитала и эффективности его привлечения.

В процессе изучения внешними пользователи баланса возможно: принять определенные решения об условиях и целесообразности ведения дел с конкретной организацией в роли партнёра; дать оценку кредитоспособности организации как заемщика; дать оценку потенциальным рискам собственных вложений, а также рациональности приобретения акций конкретной организации и её активов и т.п.

В ходе анализа бухгалтерского учета нужно первым этапом определить изменения, произошедшие в его пассиве и активе за данный период и оценить эти изменения.

Термин «баланс» (от лат. bis - дважды и lanx - чаще, буквально «двучашие») является символом равенства, равновесия. Баланс – это неспецифический термин бухгалтерии, ведь он используется ив политике, и в экономике, и в повседневной жизни.

В сфере бухгалтерского учета «баланс» определяют несколько значений:

а) равенство итогов во время проведения записей по счетам, а также группировке средств конкретного субъекта в нескольких разрезах;

б) результат основной отчетной формы;

в) наименование основной отчетной формы.

Баланс в роли основной отчетной формы имеет важное значение, поскольку данный документ даёт возможность получить вполне непредвзятое и наглядное представление о финансовом и имущественном положении организации. Баланс отражает состояние средств организации вденежной оценки в двух разрезах на конкретную дату:

а) по виду (составу);

б) по источникам формирования. Одинаковая сумма средств, находящаяся в распоряжении организации, может быть представлена двояко, это позволяет получить информацию о месте вложенных финансовых ресурсы организации (актив баланса), а также об источниках происхождения ресурсов (пассив баланса).



В России баланс традиционно представлен как двустронняя таблица. В левой части отражены активы предприятия, а в правой размещены пассивы. В этом случае общий итог по пассиву и активу баланса совпадают. Итог баланса в учетно-аналитической практике России принято называется валютой баланса.

Хозяйственные средства в балансе представлены с двух сторон. С одной стороны отражены по составу и размещению, с другой стороны по источникам формирования этих средств. Базовым элементом в бухгалтерском балансе принято считать статью баланса.

Статья баланса является видом средств источников и организации их образования, которые записаны отдельной строкой в балансе. Актив – это левая сторона в баланса. Он отражает состав имущества и то, чем основные части актива представлены. Источники такого имущества расположены в пассиве – это правая сторона баланса. Он показывает капитал и комплекс обязательств и долгов медиаорганизации.

Всего определено пять разделов бухгалтерского баланса:

1-й раздел: «Внеоборотные активы», отражающийостатки по основным средствам, нематериальным активам, финансовым вложениям, доходным вложениям в материальные ценности.

2-й раздел: «Оборотные активы», отражающий остатки по группе налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, финансовые вложения (краткосрочные). «Запасы» составляют остатки материалов, сырья и других аналогичных ценностей, а также затраты в незавершенном производстве (издержки обращения), товары для перепродажи и товары отгруженные, расходы будущих периодов, готовая продукция. [1, c.51].

3-й раздел «Капиталы и резервы». отражающий остатки собственных средств: добавочный капитал, уставный капитал, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), резервный капитал, собственные акции, переоценку внеоборотных активов, выкупленные у акционеров.

4-й раздел «Долгосрочные обязательства», отражающий данные о заемных средствах, а также других обязательствах, оценочных обязательствах и оценочных обязательствах.

5-й раздел «Краткосрочные обязательства», отражающий кредиторскую задолженность
, заемные средства, доходы будущих периодов, а также оценочные и другие обязательства.

Характеристика свойств изменений финансового состояние организации за отчетный период – предназначение баланса, поэтому он имеет две колонки определённых показателей: на конец периода и на начало года. Умение читать баланс означает знание содержательной части всех его статей, различные способы оценки, а также взаимосвязь с разными статьями баланса, характеристику потенциальных изменений по всем статьям и влияние этих статей на финансовое положение организации и её платежеспособность.

Для проведения поверхностного анализа показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предполагаемой организации потребуется бухгалтерская отчетность за последний отчетный период, либо за несколько предыдущих отчетных периодов для сравнения показателей в динамике.

Главными факторами, которые определяют финансовое состояние организации, являются:

1) выполнение финансового плана и по мере появления потребностей пополнение собственного оборотного капитала с помощью прибыли;

2) скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Платежеспособность организации – это сигнальный показатель, отражающий финансовое состояние. Она означает способность организации вовремя исполнять платежные требования для поставщиков материалов и техники согласно хозяйственным договорам, а также производить оплату труда сотрудников, пополнять бюджет и возвращать кредиты.

Выполнение финансового плана главным образом составляется из результатов хозяйственной и производственной деятельности организации в целом, поэтому финансовое положение отражается с помощью самого обобщающего показателя. Это означает. Что отчет о финансовых результатах тоже участвует в процессе анализа финансового состояния.

Отчет о финансовых результатах отражает сравнение суммы доходов организации после продажи товаров и услуг, а также различных статей доходов и поступлений с суммой расходов, которые понесла организация для поддержания своей деятельности с начала года. Такое сравнение даёт результат в форме балансовой (валовой) прибыли или же убытков за данный период. Отчет о финансовых результатах имеет два раздела. Первый раздел включает в себя этапы по расчету финансовых результатов (убытки или валовая прибыль), а второй раздел включает в себя направления по использованию прибыли организации для отчетного периода: на образование специального и резервного фондов, начисление дивидендов, уплату налогов и т.д.


Отчет о финансовых результатах позволяет получить информацию о тенденциях развития организации, ее производственных и финансовых возможностях как в прошлом и нынешнем, так и в будущем.

В данной выпускной квалификационной работе на базе отчета о финансовых результатах возможно проведение горизонтального и вертикального анализа.

Для аналитиков и инвесторов отчет о финансовых результатах является наиболее важным документом, нежели баланс, потому что он отражает динамические данные об успехах организации за год, факторах достижения успехов и масштабах её деятельности, а не одномоментные и застывшие данные.

2.2 Семинарские занятия


Эффективной формой организации обучения в высшей школе является семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции.

Семинар - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д. 

План:

Самостоятельная работа студентов:

  1. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности

  2. Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия

  3. Анализ и оценка финансовой устойчивости

  4. Анализ финансовых результатов

Ход семинарского занятия

  1. Вступительное слово преподавателя (3-5 мин): объявление темы и цели, определение места семинарского занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента.

  2. Обсуждение темы: «вопросы-ответы», индивидуальное выступление

  3. Подведение итогов (5 мин): характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения.

  4. Для изучения данных тем студентам можно предложить изучить список специальной литературы.

Основная литература:

  1. Книги. Однотомные издания. Два автора:

Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2017. - 576 с.

2) Книги. Однотомные издания. Два автора:

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - М.: Издательство «ДИС», 2017 г. – 320 с.

  1. Книги. Однотомные издания. Один автор:

Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2018 г. – 415 с.