Файл: Общая психологиярабочая тетрадь5е издание, переработанное и дополненное Ф. И. О.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80 5. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окра- шивающее все поведение человека: a) эмоция b) аффект c) настроение d) чувство
6. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой: a) горе b) стыд c) гнев d) страх
7. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им: a) аффект b) страсть c) настроение d) чувство
8. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств: a) экспрессивная (выразительная) b) сигнальная c) регуляторная d) интерферирующая
9. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и): a) только приспособительную b) только мобилизационную c) только приспособительную и интегративную d) приспособительную, мобилизационную и интегративную
81 10. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным проте- канием, изменением сознания и нарушением волевого контроля: a) аффект b) страсть c) фрустрация d) стресс
Контрольные вопросы
1. Что такое Эмоция?
2. Перечислите и охарактеризуйте главные функции эмоций.
3. Охарактеризуйте основные виды эмоций.
4. Как классифицируются чувства?
ВОЛЯ
Воля – сознательное регулирование человеком своего по- ведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Задание 1: заполните схему
Функции воли
82
Задание 2: заполните схему
Методика изучения самооценки силы воли (Н.Н. Обозов)
Инструкция: На приведенные 15 вопросов ответьте следую- щим образом: «да» – 2 балла, «не знаю» – 1 балл, «нет» – 0 бал- лов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.
Опросник:
1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо оттого, что время и обстоятельства поз- воляют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротив- ление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное
(например, пойти на дежурство в выходной день)?
Волевые качества
83 3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все ку- линарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свиде- тельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изме- нить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли вы, данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы че- ловеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправитесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолж- никам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов и соотносится с критериями теста.
От 0до 12 баллов – сила воли слабая;
13–21 балл – сила воли средняя;
22–30 баллов – сила воли большая.
84
Основные понятия по теме
Воля, волевое действие, борьба мотивов, принятие реше- ния, волевые качества личности.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Способность человека к длительному и неослабному напря- жению энергии, неуклонное движение к намеченной цели про- являются как: a) настойчивость b) сознательность c) оптимизм d) трудолюбие
2. Структурный элемент самоконтроля: a) цель b) операциональный состав деятельности c) способы достижения цели d) самооценка
3. Простое волевое действие отличается от сложного: a) количеством целей b) борьбой мотивов c) количеством предпринимаемых действий d) результатом
4. Параметром (ами), который (е) обычно используется (ются) для описания волевых процессов, является (ются): a) только сила и направленность b) только направленность и свобода c) только направленность d) сила, направленность и свобода
5. Подход к пониманию природы воли, согласно которому побудительные стимулы человеческих действий и поступков лежат в окружающей среде, а не в самом человеке: a) иррационализмом
85 b) индетерминизмом c) детерминизмом d) рационализмом
6. Воля – это: a) способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия b) совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе c) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов d) индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности
7. Установите соответствие.
Волевые качества личности и их характеристика:
1. Настойчивость a) осуществление действий без помощи
2. Инициативность b) упорство в достижении целей
3. Самостоятельность c) способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания
4. Решительность d) стремление к новым формам деятельности
8. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленное на преодоление трудностей: a) воля b) характер c) навык d) поступок
9. Какой этап является наиболее важным в волевом действии: a) осознание цели b) борьба мотивов c) выбор решения d) анализ e) оценка
86 10. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует: a) настойчивость b) самостоятельность c) принципиальность d) самоуверенность
Контрольные вопросы
1. Что такое воля? В каких жизненных ситуациях происходит ее актуализация?
2. В чем состоит сущность волевого акта?
87
Рекомендуемая литература
1. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие [для студентов педагогических и психологических факультетов вузов] /
Л. П. Баданина. – Москва : Флинта, 2012. – 448 с. : ил. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315 2. Березанская, Н. Б. Общая психология : учебник для бакалавров /
Н. Б. Березанская, В. В. Нуркова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт,
2013. – 604 с.
3. Гамезо, М. В. Общая психология : учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо,
В. С. Герасимова, Д. А. Машурцева. – Москва : Ось-89, 2008. – 352 с.
4. Гуревич, П. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – Москва : Юнити-Дана, 2012. – 320 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/118130/
5. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. –
Москва : Академия, 1996. – 224 с.
6. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. –
Москва : Эксмо, 1997. – 416 с.
7. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. –
Москва, 2010. – 592 с.
8. Марцинковская, Т. Д. Общая психология : учебное пособие / Т. Д. Марцин- ковская. – Москва : Академия, 2010. – 382 с.
9. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расш. /
Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Москва : АСТ: АСТ МОСКВА ; Санкт-
Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
10. Немов, Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 2010. –
687 с.
11. Никандров, В. В. Психология : учебник / В. В. Никандров. – Москва : Волтерс
Клувер, 2009. – 1008 с.
12. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы : учебное пособие для студентов вузов / В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. – Москва :
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
13. Петровский, А. В. Психология : учебник для вузов / А. В. Петровский,
М. Г. Ярошевский. – Москва : Академия, 2009. – 50 с.
14. Ратанова, Т. А. Психология общая: экспериментальная психология : учебник /
Т. А. Ратанова, И. А. Домашенко. – 3-е изд., испр. – Москва, 2007. – 464 с.
15. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Владос, 1995. – 529 с.
16. Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии / Е. Е. Сапогова. – Москва :
Аспект-пресс, 2001. – 447 с.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону :
Феникс, 1996. – 736 с.
Учебное издание
Общая психология
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Составитель
Ольга Владимировна Обласова
5-е издание, переработанное и дополненное
Подписано в печать 24.06.2016 г.
Объём 5,4п.л. Формат 60х90/16. Бумага офсетная.
Гарнитура Таймс Нью Роман. Тираж 500 экз. Заказ № 46.
Отпечатано в ФГБОУ ВО
«Алтайский государственный педагогический университет»
656031, г. Барнаул, ул. Н. Крупской, 139а тел. 8 (3852) 38-84-59