Файл: Общая психологиярабочая тетрадь5е издание, переработанное и дополненное Ф. И. О.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 c) субъекта деятельности d) индивидуальности
Контрольные вопросы
1. Что такое личность?
2. Чем отличается личностное поведение от индивидуального
(биологического)?
3. Назовите и охарактеризуйте структурные компоненты личности.
4. Выделите основные условия развития личности.
5. Назовите наиболее известные теории личности.
Ощущения
Ощущение – элементарный психический процесс, пред- ставляющий собой субъективное отражение живым существом отдельных свойств предметов, непосредственно воздействую- щих в данный момент времени на органы чувств.
Задание 1: составьте схему
Виды ощущений
а) по взаимодействию рецепторов с раздражителями; б) по расположению рецепторов.

16
Основные понятия по теме
Ощущения, сенсорный, пороги ощущений, чувствительность
(сензитивность), анализатор, адаптация, сенсибилизация.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Минимальное различие между двумя интенсивностями раз- дражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения: a) абсолютный нижний порог b) порог различения c) временный порог ощущений d) диапазон чувствительности к интенсивности
2. К экстерорецептивным ощущениям относятся: a) зрительные b) органические c) вибрационные d) температурные
3. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям: a) синестезия b) сенсибилизация c) адаптация d) аккомодация
4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва за- метное ощущение: a) нижний абсолютный порог b) дифференциальный порог c) временный порог d) верхний абсолютный порог
5. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и других разновидностей ощущений является:

17 a) время возникновения в ходе эволюции b) модальность раздражителя c) место расположения рецепторов d) наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем
6.Установите соответствие.
1. Адаптация
A. Повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов
2. Сенсибилизации
В. Изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя внешней среды
3. Синестезия
C. Взаимодействие ощущений разных модальностей
7. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом ка- честв одной модальности на другую: a) синестезия b) аккомодация c) конвергенция d) сенсибилизация
8. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела: a) экстерорецептивные b) интерорецептивные c) проприорецептивные d) интерактивные
9. Рецепторы, специализирующиеся на приеме и обработке воз- действий из внутренней среды организма: a) экстерорецепторы


18 b) интерорецепторы c) проприорецепторы d) внешние
10.Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения: a) проводниковый отдел b) рецептор c) анализатор d) рефлекс
Контрольные вопросы
1. Что является анатомо-физиологической основой ощущения?
2. Какие функции выполняют ощущения?
3. Назовите основные свойства ощущений?
Восприятие
Восприятие – сложный познавательный психический про- цесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств; форма целостного психического отражения предметов и явлений.
Виды восприятия а) простые б) сложные зрительное восприятие пространства слуховое восприятие времени осязательное восприятие движения восприятие человека
Задание 1: составьте схему
Виды восприятия а) по форме психической активности; б) по форме существования материи; в) по ведущему анализатору.

19
Задание 2: заполните схему

20
Представление – наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе ранее воспринятой информации путем воспроизведения ее в памяти и представления воображения.
Задание 3: перечислите виды представлений
1. Зрительные представления
2.
3.
4.
5.
6.
Особенности восприятия

21

22
Восприятие времени
Предложите испытуемому определить промежуток времени в секундах от стука до стука или длительность какого-либо зву- кового сигнала, например звонка.
1-й случай – 40 сек.
2-й случай – 90 сек.
По данным психолога Сергеева К.К. ориентировочно: одна минута воспринимается в первом классе как 11 секунд, в треть- ем классе – как 25 секунд, в пятом классе – 31 секунда, а взрос- лыми – 35 секунд. Один час воспринимается более объективно.
Лучший результат наиболее приближенный к объективному времени.

Основные понятия по теме
Восприятие, сенсорный, представление, анализатор, пер- цептивные действия, свойства восприятия (предметность, кон- стантность, осознанность и др.).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Основанием разделения восприятия на произвольное и не- произвольное служит: a) ведущий анализатор b) предмет восприятия c) форма существования материи d) целенаправленность характера деятельности субъекта
2. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при: a) его непосредственном взаимодействии с этим объектом b) его опосредованном взаимодействии с этим объектом c) отсутствии воспринимаемого предмета d) отсутствие взаимодействия
3. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон: a) транспозиции b) фигуры и фона

23 c) симметрии d) константности
4. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности: a) инсайт b) перцепция c) апперцепция d) сенсибельность
5. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется свойство восприя- тия: a) целостность b) предметность c) константность d) структурность
6. Основным критерием разделения видов восприятия на вос- приятие пространства, времени, движения выступает: a) ведущий анализатор b) предмет отражения c) форма существования материи d) активность субъекта
7. Свойство восприятия тесно связанное с мышлением и пони- манием сущности предметов: a) константность b) осмысленность c) избирательность d) целостность
8. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений: a) агнозия b) галлюцинация c) иллюзия d) бред

24 9. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опе- чатки при чтении текста: a) предметность b) целостность c) константность d) апперцепция e) избирательность
10. Установите соответствие.
Особенности, которые характерны:
1. Для ощущения
А. Этот познавательный процесс, включает в себя моторный компонент
B. Это отражение отдельных свойств предмета
2. Для восприятия
C. Эта способность дана с рождения
D. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов, складывается в течение всей жизни
Контрольные вопросы
1. Черты сходства и отличия между ощущениями и восприятием?
2. Назовите и охарактеризуйте основные виды восприятия?
3. Что представляет из себя субъективный образ?
4. Где находится субъективный образ?
Внимание
Внимание – это процесс сознательного или бессознатель- ного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.


25
Задание 1: заполните схему

26
Задание 2: заполните схему

27
Основные понятия по теме
Внимание, непроизвольное, произвольное и послепроиз- вольное внимание, устойчивость, распределение, переключение, объём, концентрация, отвлечение, рассеянность внимания.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Числом объектов или их элементов, одновременно восприни- маемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оцени- вается: a) концентрация b) переключение c) распределение d) объем
2. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, яв- лении или переживании обеспечивает: a) рефлексия b) восприятие c) внимание d) память
3. Степень сосредоточенности сознания на объекте: a) объем b) концентрация c) распределение d) переключение
4. Возможность субъекта направлять и сосредотачивать внима- ние на нескольких независимых переменных одновременно: a) концентрация b) распределение c) устойчивость d) избирательность
5. В отличие от других познавательных процессов особого со- держания не имеет: a) ощущение

28 b) восприятие c) память d) внимание
6. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием: a) непроизвольным b) произвольным c) послепроизвольным d) зрительным
7. Длительность психической активности без отклонения от ис- ходного качественного уровня: a) концентрация b) распределение c) устойчивость d) избирательность
8. Установите соответствие
1. Непроизвольное А. Целенаправленность, вхождение в деятельность вызывает интерес, сни- мается напряжение
2. Произвольное B. Новизна, сила, контраст раздражи- теля, легкость возникновения пере- ключения
3. Послепроизвольное C. Направленность в соответствии с задачей активная умственная работа требует волевых усилий
9. Внимание выполняет функцию: a) активизации нужных психофизиологических процессов b) целенаправленного организованного отбора поступающей информации c) обеспечения длительного сосредоточения на объекте d) фокусирования сознания на необходимых элементах действи- тельности e) все ответы верны f) все ответы неверны

29 10. Произвольное внимание: a) имеет биологическое происхождение b) является продуктом созревания организма c) имеет социальные корни d) неминуемо формируется с возрастом e) все ответы верны f) все ответы неверны
Контрольные вопросы
1. Определите функции внимания.
2. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.
3. Какие факторы вызывают непроизвольное внимание?
4. Перечислите и опишите основные виды внимания.
5. Какие условия необходимы для актуализации основных свойств внимания?
Память
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроиз- ведения и переработки человеком разнообразной информации.
Задание 1: составьте схему а) виды памяти по форме психической активности b) виды памяти по продолжительности протекания


30 c) виды памяти по предмету, материалу деятельности
Основные понятия по теме
Память (двигательная, эмоциональная, образная, словесно- логическая, зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, кратко- временная, долговременная, оперативная, мгновенная, смысло- вая, механическая, произвольная, непроизвольная, эйдетиче- ская), процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, узнавание), реминисценция, ассоциация, мне- моника, мнемическая деятельность, амнезия.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Генетически считается первичной память: a) двигательная b) образная c) эмоциональная d) вербальная
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей: a) механическая b) логическая c) эмоциональная d) аудиальная
3. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выра- жает эффект: a) ореола b) плацебо

31 c) Зейгарника d) недавности
4. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти: a) 7±2 b) неограничен c) предел неизвестен d) в среднем 10 5. Опосредствованная и непосредственная память различаются по: a) ведущему анализатору b) использованию вспомогательных средств в процессе запоминания c) степени активности субъекта d) видам деятельности
6. Высший вид памяти: a) двигательная b) образная c) эмоциональная d) словесно-логическая
7. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произ- вольную является: a) ведущий анализатор b) предмет отражения c) активность субъекта d) вид деятельности
8. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятия: a) эйдетическая b) наглядно-образная c) эмоциональная d) словесно-логическая
9. Память, основанная на повторении материала без его осмысления: a) долговременная

32 b) эмоциональная c) произвольная d) механическая
10. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохране- ния и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия: a) оперативня b) иконическая c) кратковременная d) эхоническая
Контрольные вопросы
1. Какую роль играет память в жизни человека?
2. Какие процессы выделяются в памяти?
3. Перечислите основные критерии классификации памяти.
4. Назовите основные закономерности памяти и охарактеризуйте их.
5. Чем отличается произвольная память от непроизвольной?
Мышление
Мышление – это познавательный творческий процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предме- тов и явлений, законы объективного мира.
Задача 1. Наведите порядок в словах.
1) ДАОВ 12) ООЛСВ
2) ИАМЗ 13) РПЖОА
3) РОЕМ 14) ААРВТ
4) АУТЧ 15) ОСМТЕ
5) АУРК 16) ОУДКГ
6) СЯАТ 17) ЯЕЦМС
7) АЫРД 18) АЙНОВ
8) ГЯИР 19) ААЕТЗГ