Файл: Общая психологиярабочая тетрадь5е издание, переработанное и дополненное Ф. И. О.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
Общая психология
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
5-е издание, переработанное и дополненное
Ф.И.О._______________________________
Группа_______________________________
Барнаул 2016
УДК 159.92(075)
ББК 88.2я73+88.3
О-28
Общая психология : рабочая тетрадь / сост. О.В. Обласова.
– 5-е изд., перераб. и доп. – Барнаул : АлтГПУ, 2016. – 87 с.
Рецензент:
Черникова А.А., кандидат педагогических наук, доцент (АлтГПУ)
Издание предназначено для студентов классического и при- кладного бакалавриата по направлению подготовки 050100.62
«Педагогическое образование», изучающих курс «Общая пси- хология», и представляет собой методическое обеспечение по организации, планированию и контролю самостоятельной рабо- ты студентов по данному курсу.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом АлтГПУ 23.06.2016 г.
© Алтайский государственный педагогический университет, 2016
3
Введение
Настоящее издание предназначено для студентов, изучающих курс «Общая психология», и представляет собой методическое обеспечение самостоятельной работы по данному курсу. «Общая психология» является базовым курсом, который знакомит студен- тов с основами психологической науки, закладывает фундамент их научного мировоззрения и формирует у них установку на даль- нейшее углубление их общих и специальных знаний.
В рабочей тетради представлены задачи и упражнения, ма- териалы для самопроверки, соотнесенные с теоретическим бло- ком. Рабочая тетрадь содержит образцы конкретных психодиа- гностических методик, позволяющих исследовать индивидуаль- но-типологические особенности личности, описание в самом обобщенном виде специфики соответствующих методических приемов обработки, анализа и интерпретации данных, получен- ных в процессе диагностической процедуры.
В издание включены следующие разделы:
1. Введение в психологию.
2. Познавательная деятельность человека.
3. Индивидуально-типологические и эмоционально-волевые особенности человека.
Целью настоящего издания является ознакомление с систе- мой основных психологических категорий, освоение студентами психодиагностических методик, закрепление знаний и расшире- ние представлений об психологических явлениях и феноменах, изучаемых в курсе общей психологии, а также их самопознание в ходе отработки диагностического материала. Рабочая тетрадь также дает навыки самоконтроля усвоения знаний и самостоя- тельной работы с научной литературой.
4
1. Введение в психологию
Психология как наука
Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъ- ективные явления.
Задание 1: заполните схему
Методы исследования в психологии
С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологически- ми объектами и вместе с тем являются гносеологическими объ- ектами самой психологической науки. Метод – это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).
Классификация С.Л. Рубинштейна:
1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: есте- ственный, лабораторный, психолого-педагогический, физиоло- гический (или метод условных рефлексов).
2. Приемы изучения продуктов деятельности.
Основные направления психологии
5 3. Беседа.
4. Анкета.
Классификация Б.Г. Ананьева:
1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, ком- плексный.
2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самона- блюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естествен- ный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.
3. Методы обработки данных: методы математической ста- тистики, качественного описания.
4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация).
Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, те- стирование и анкетирование.
Основные понятия по теме
Психика, психология, психическое явление, психологиче- ская закономерность, механизмы психики, ассоцианизм, бихе- виоризм, психоанализ (фрейдизм), гештальтпсихология, прин- цип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности, метод, методика, наблюдение, эксперимент, тестирование, валидность, надеж- ность, беседа, анкетирование.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Психология как самостоятельная наука оформилась в: a) 40-х гг. XIX в. b) 80-х гг. XIX в. c) 90-х гг. XIX в. d) начале XX в.
2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испы- туемого с целью создания условий для установления психоло- гического факта называется: a) контент-анализом
6 b) анализом продуктов деятельности c) беседой d) экспериментом
3. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершен- ствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и ис- тине, известно как: a) когнитивная психология b) бихевиоризм c) фрейдизм d) гуманистическая психология
4. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип: a) управления b) развития c) детерминизма d) системности
5. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним: a) наблюдение b) эксперимент c) тестирование d) самонаблюдение
6. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом: a) наблюдение b) эксперимент c) тестирование d) самонаблюдение
7 7. Отличительная черта отечественной психологии – использо- вание категории: a) деятельности b) бессознательного c) подкрепления d) интроспекции
8. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к: a) организационным методам b) эмпирическим методам c) способам обработки данных d) интерпретационным методам
9. Кто из мыслителей античности впервые наиболее подробно рассмотрел проблемы души, опираясь на материалистическую основу: a) Аристотель b) Платон c) Демокрит d) Сократ e) Пифагор
10. Кто основоположник первой научной психологической ла- боратории в России: a) Бехтерев b) Выготский c) Ушинский d) Ланге e) Ломоносов
Контрольные вопросы
1.Что изучает психология?
2.Чем отличаются психические явления от физических?
3. Какие свойства и функции имеет душа?
4. Назовите основные этапы развития психологии.
5. Какие отрасли существуют в современной психологии?
8
2. Познавательная деятельность человека
Сознание и деятельность
Сознание – форма отражения объективной действительно- сти в психике человека – высший уровень отражения психиче- ского и саморегуляции; обычно считается присущим только че- ловеку как существу общественно-историческому.
Возникновение и развитие сознания. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная деятельность людей.
Сознание и бессознательность. Наряду с сознанием у че- ловека существует и бессознательное. Бессознательность –это форма психического отношения, в которой образ действитель- ности и отношения к ней человека не выступают как предмет специальной рефлексии.
Задание 1: заполните схему
Психологическая характеристика
сознания
1. Рефлексивная способность сознания
3.
2.
9
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об- щество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Задание 2: заполните схему
Структура деятельность
Задание 3: заполните схему
Деятельность
Действие
Моторные
(двигательные)
Центральные
(мыслительные)
Сенсорные
(чувственные)
Регулирование
10
Компоненты действия и их функции
Основные понятия по теме
Активность, потребность, функции психики, формы пове- дения, деятельность, цель, движение, действие, интериоризация, экстериоризация, навык, упражнение, операция, умение, игра, учение, труд, мотив, мотивация, мотивировка, сознание, бессо- знательное, самосознание.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Второй стадией развития психики в концепции А.Н. Леонть- ева является: a) стадия сенсорного развития психики b) стадия перцептивного развития c) стадия элементарного интеллекта d) сознание
2. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является: a) способность к поисковому поведению b) наличие чувствительности c) способность к гибкому приспособлению к среде d) умение проигрывать действия во внутреннем плане
3. Высшая форма психики, продукт исторического развития че- ловека в труде и постоянном общении с другими людьми: a) воля b) рефлекс c) сознание d) эмоции
4. Психологическим механизмом самосознания выступает: a) эмпатия b) рефлексия c) идентификация d) атрибуция
11 5. Уровень развития психики присущий только человеку: a) сенсорная психики b) перцептивная психика c) элементарный интеллект d) сознание
6. Способность избирательно и специфическим образом отве- чать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности орга- низма называется: a) реакцией b) раздражимостью c) отражением d) чувствительностью
7. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является: a) операция b) действие c) деятельность d) умение
8. Переход внешних действий во внутренние называется: a) интериоризация. b) эстериоризация c) социологизация d) биологизация e) продуктивная деятельность
9. Автоматизированное действие, сформированное в процессе упражнений: a) навык b) умение c) привычка d) абстиненция e) конформизм
12 10. Психика – это: a) отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга b) физиологическая функция нервной системы c) рефлекторная деятельность мозга d) субстрат материи головного мозга e) проявление души, познаваемое самонаблюдение
Контрольные вопросы
1. Каковы условия возникновения сознания?
2. Выделите основные структурные компоненты сознания?
3. Что такое деятельность?
4. Выделите структурные компоненты деятельности и определите их функции.
5. Сравните между собой процессы интериоризации и экстерио- ризации.
Личность
Личность – системное качество, приобретаемое человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Задание 1: составьте схему структуры личности.
13
Основные понятия по теме
Индивид, человек, индивидуальность, личность, направ- ленность личности, «Я – концепция», «Я – идеальное», «Я – ре- альное».
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмо- циональная стабильность/нестабильность и: a) подвижность/уравновешенность b) экстраверсия/интроверсия c) экстрапунитивность/интропунитивность d) психотизм/депрессия
2. Как совокупность внутренних условий, через которые пре- ломляются внешние воздействия, трактует личность: a) А.Н. Леонтьев b) С.Л. Рубинштейн c) К.К. Платонов d) А.С. Ковалев
3. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд по- казал, что принципом удовольствия руководствуется: a) «Оно» b) «Я» c) «Сверх – Я» d) «Супер – эго»
4. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует: a) уровень притязаний b) локус контроля c) самооценка d) самоотношение
14 5. Выражает неделимость, целостность и генотипические осо- бенности человека как представителя рода понятие: a) индивида b) личности c) субъекта деятельности d) индивидуальности
6. Иерархическую пирамиду потребностей разработал: a) К. Роджерс b) А. Маслоу c) Г. Олпорт d) З. Фрейд
7. Основоположником теории черт является: a) Г. Олпорт b) Г. Айзенк c) К. Роджерс d) К. Левин
8. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ори- ентирующих особенности ее развития, задающая главные тен- денции ее поведения: a) темперамент b) характер c) способности d) направленность
9. Человек как типичный носитель видов человеческой активно- сти: a) индивид b) личность c) субъект деятельности d) индивидуальность
10. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивиду- альность» – самым широким по содержанию является понятие: a) индивида b) личности