Файл: Общая психологиярабочая тетрадь5е издание, переработанное и дополненное Ф. И. О.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

67 4. Аккуратность, бережливость, щедрость: a) черты, характеризующие отношение личности к вещам b) черты, проявляющиеся по отношению к другим c) система отношений человека к самому себе d) черты, проявляющие отношение к деятельности
5. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении: a) темперамент b) способности c) характер d) задатки
6. К. Леонгард изучал акцентуации характера: a) у детей младшего школьного возраста b) у подростков c) у юношей d) у взрослых людей
7. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения, характеризует человека как: a) самостоятельного b) решительного c) настойчивого d) целеустремленного
8. Характер – это: a) не целостное образование личности b) индивидуально – своеобразное сочетание свойств личности c) единство индивидуального и типического d) тип нервной системы e) система условных связей
9. В характере личность проявляется в большей степени со сто- роны: a) содержательной b) динамической

68 c) процессуальной d) структурной
10. Детерминанты свойств характера надо искать: a) в особенностях генотипического фонда b) в учете средовых влияний c) во внутренних побуждениях личности d) в суммировании генотипических и средовых влияний
Контрольные вопросы
1. Что такое черта характера?
2. Какова генетическая природа характера?
3. Что такое акцентуация характера?
4. Назовите современные типологии характера.
СПОСОБНОСТИ
Способности – индивидуально-психологические особенно- сти, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах де- ятельности.
Классификация способностей
I. По широте (степени обобщенности):
1) общие;
2) специфические (специальные).
II. По развитости и значимости в деятельности:
1) ведущие (основные, доминирующие);
2) вспомогательные (не основные, дополнительные).
III. По степени актуализации:
1) актуальные;
2) потенциальные.
IV. По сфере социальной активности:
1) способности к общению;
2) способности к обучению;

69 3) способности к творчеству;
4) способности к предметной деятельности.
V. По виду деятельности:
1) технические;
2) математические;
3) художественные;
4) организационные;
5) спортивные;
6) артистические и т. д.
VI. По виду психической активности:
1) сенсорно-перцептивные;
2) эмоциональные (аффективные);
3) умственные (мыслительные);
4) мнемические;
5) творческие (воображение);
6) аттенционные (внимание);
7) волевые;
8) двигательные (психомоторные);
9) речевые.
Задание 1: заполните схему
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Обведите те высказывания, с которыми Вы согласны
Верно ли, что в детстве ты очень любил:
1. Подолгу играть в подвижные игры;
2. Придумывать игры и верховодить в них;
3. Играть в шахматы, шашки;


70 4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть что внутри;
5. Читать стихи или петь песни;
6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;
7. Слушать или сочинять музыкальные произведения;
8. Рисовать сам или наблюдать;
9. Слушать или сочинять сказки или истории.
Нравятся ли тебе сейчас:
10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной шко- ле, секции;
11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела;
12. Помогать ребятам решать математические задачи;
13. Читать об известных открытиях и изобретателях;
14. Участвовать в художественной самодеятельности;
15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах;
16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве;
17. Заниматься в изостудии, изобразительном кружке;
18. Писать сочинения на свободную тему.
Получаешь ли ты особое удовольствие:
19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях;
20. От своего умения расставить людей, распределить работу;
21. От решения трудных математических задач;
22. От исправления бытовых электро- и радиоприборов;
23. От игры на сцене;
24. От общения с людьми;
25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;
26. От посещения художественной выставки;
27. От пересказа какого-то события прочитанного или увиден- ного.
Часто ли тебя тянет:
28. К длительным физическим упражнениям;
29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;
30. К разгадыванию математических шарад;

71 31. К изготовлению каких-либо моделей;
32. Участвовать в постановке спектаклей;
33. Помочь людям, посочувствовать им;
34. Поиграть на музыкальном инструменте;
35. Порисовать красками или карандашами;
36. Писать стихи, праздники или просто вести дневник.
Любишь ли ты долгое время:
37. Заниматься спортом или физическим трудом;
38. Энергично работать вместе с другими;
39. Заниматься черчением или шахматами;
40. Копаться в механизмах, приборах;
41. Заботиться о младших, слабых или больных людях;
42. Думать над судьбами людей;
43. Исполнять музыкальные пьесы;
44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом;
45.
Готовиться к докладу, сообщению, сочинению.
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
I физические
II организационные
III математические
IV конструкторско-технические
V эмоционально – изобразительные
VI коммуникативные
VII музыкальные
VIII художественно- изобразительные
IX филология


72
Основные понятия по теме
Одаренность, талант, способности, задатки, гениальность.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Понятие «задатки» характеризует: a) свойства индивида b) свойства субъекта c) свойства личности d) свойства индивидуальности
2. Необходимым условием развития способностей являются: a) интерес к деятельности b) осуществление деятельности c) материальные условия для деятельности d) задатки
3. Индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного освоения и выполнения той или иной про- дуктивной деятельности: a) знания b) задатки c) способности d) воля
4. Высшая степень проявления творческих способностей лично- сти в определенной сфере жизнедеятельности называется: a) одаренностью b) гениальностью c) талантом d) задаткам
5. Способности, которые определяют успехи человека в отдель- ных видах деятельности (математические, литературные, техни- ческие и т. д.): a) специальные b) общие

73 c) учебные d) практические
6. В работе «Маленькая книжка о большой памяти» А.Р. Лурия рассказывает о Ш. – человеке, память которого практически не имела границ, при этом сам Ш. даже не подозревал, что его па- мять отличается от памяти других людей. Какой из перечислен- ных феноменов превалирует в данном примере: a) креативность b) способность c) склонность d) задатки
7. Задатки, как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей: a) формируются прижизненно b) многозначны c) приобретаемы в процессе жизнедеятельности d) направлены на содержание конкретной деятельности
8. Психолог Б.М. Теплов и его сотрудники выдвинули концепцию о том, что врожденными могут быть задатки как: a) определенные предпосылки для развития способностей b) задатки многозначны, они предопределяют разные способности c) сами по себе задатки ни на что не направлены d) условие деятельности e) задатки влияют на способности
9. Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта: a) Гальтон b) Кеттел c) Лазурский d) Вальтер e) Роуз

74 10. Способности – это: a) индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешную деятельность b) аффек c) гениальность d) задатки e) знания, умения, навыки
Контрольные вопросы
1. Что является природной основой способностей?
2. Выделите основные классификации способностей.
3. Охарактеризуйте соотношение природного и социального в способностях.
4. Назовите основные факторы, влияющие на развитие способностей.
1   2   3   4   5

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Чувство – это своеобразно переживаемое и выраженное человеком отношение к действительности, окружающему миру, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении выс- ших потребностей и отличающихся относительной устойчиво- стью.
Человеческие чувства носят социальный характер. В их со- ставе лежат потребности, возникающие в процессе обществен- ного развития. Кроме чувств человеку присущи субъективные психологические состояния, отражающие отношение к окружа- ющему миру и выражающиеся в виде непосредственных пере- живаний, носящих ситуативный характер и называемых эмоци-
ями.
В широком смысле слова эти два термина – «чувства» и
«эмоции» – употребляются как синонимы.

75
Фундаментальные эмоции (по К.Е. Изарду)

Основная
эмоция
Градации основной эмоции
1
Интерес а) внимательный; б) концентрированный в) собранный
2
Радость а) наслаждающийся; б) счастливый; в) радостный
3
Удивление а) удивленный; б) изумленный; в) пораженный
4
Горе а) унылый; б) печальный; в) сломленный
5
Гнев а) взбешенный; б) гневный; в) безумный
6
Отвращение а) неприязнь; б) отвращение; в) омерзение
7
Презрение а) презрительный; б) пренебрегающий; в) надменный
8
Страх а) пугающий; б) страшный; в) панический
9
Стыд а) застенчивый; б) робкий; в) стыдливый
10
Вина а) сожаление; б) вина; в) раскаяние

76
Задание 1: составьте схему
Функции эмоций и чувств
Классификация эмоций
I. По величине (интенсивности):
1) слабые (эмоциональный тон);
2) средние (собственно эмоции);
3) сильные (аффекты).
II. По знаку (модальности):
1) положительные;
2) отрицательные;
3) неопределенные.
III. По характеру воздействия на организм:
1) стенические (усиливающие);
2) астенические (ослабляющие).
IV. По осознанности:
1) неосознаваемые;
2) частично осознаваемые;
3) полностью осознаваемые;
4) ошибочно осознаваемые.
V. По динамике развития:
1) исходные (первичные, ведущие);
2) производные (ситуативные).

77
ОПРОСНИК САН
Методика предназначена для оперативной оценки функцио- нальных состояний: самочувствия, активности, настроения. Сущ- ность оценивания заключается в том, что испытуемых просят со- отнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) и распо- ложена между 30 парами слов противоположного значения, от- ражающих подвижность, скорость, и темп протекания функций
(активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испы- туемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отра- жающую его состояние в момент обследования.
Типовая карта методики САН
ФИО_____________________________________________________
Пол_________Возраст_______Дата___________Время___________
1
Самочувствие хорошее
3 2 1 0 1 2 3
Самочувствие плохое
2
Чувствую себя сильным
3 2 1 0 1 2 3
Чувствую себя слабым
3
Пассивный
3 2 1 0 1 2 3
Активный
4
Малоподвижный
3 2 1 0 1 2 3
Подвижный
5
Веселый
3 2 1 0 1 2 3
Грустный
6
Хорошее настроение
3 2 1 0 1 2 3
Плохое настроение
7
Работоспособный
3 2 1 0 1 2 3
Разбитый
8
Полный сил
3 2 1 0 1 2 3
Обессиленный
9
Медлительный
3 2 1 0 1 2 3
Быстрый
10
Бездеятельный
3 2 1 0 1 2 3
Деятельный
11
Счастливый
3 2 1 0 1 2 3
Несчастный
12
Жизнерадостный
3 2 1 0 1 2 3
Мрачный
13
Напряженный
3 2 1 0 1 2 3
Расслабленный
14
Здоровый
3 2 1 0 1 2 3
Больной
15
Безучастный
3 2 1 0 1 2 3
Увлеченный
16
Равнодушный
3 2 1 0 1 2 3
Взволнованный
17
Восторженный
3 2 1 0 1 2 3
Унылый
18
Радостный
3 2 1 0 1 2 3
Печальный
19
Отдохнувший
3 2 1 0 1 2 3
Усталый


78 20
Свежий
3 2 1 0 1 2 3
Изнуренный
21
Сонливый
3 2 1 0 1 2 3
Возбужденный
22
Желание отдохнуть
3 2 1 0 1 2 3
Желание работать
23
Спокойный
3 2 1 0 1 2 3
Озабоченный
24
Оптимистичный
3 2 1 0 1 2 3
Пессимист
25
Выносливый
3 2 1 0 1 2 3
Утомляемый
26
Бодрый
3 2 1 0 1 2 3
Вялый
27
Соображать трудно
3 2 1 0 1 2 3
Соображать легко
28
Рассеянный
3 2 1 0 1 2 3
Внимательный
29
Полный надежд
3 2 1 0 1 2 3
Разочарованный
30
Довольный
3 2 1 0 1 2 3
Недовольный
Обработка результатов
При обработке отмеченные цифры кодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворенному само- чувствию, низкой активности и плохому настроению, принима- ется за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2 балла; индекс 1
– за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов.
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим «приведенным» баллам и рас- считывается среднее арифметическое, как в целом, так и от- дельно по активности, самочувствию и настроению.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настро- ения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарас- тания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по срав- нению с настроением.
Код опросника
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

79
Основные понятия по теме
Эмоция, чувство, аффект, настроение, стресс, дистресс, фрустрация,страсть, эмоциональные переживания, компоненты, любовь, совесть.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов:
1. Согласно какой теории положительное эмоциональное пере- живание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательные – когда не соответ- ствуют: a) П.К. Анохина b) когнитивного консонанса c) когнитивного диссонанса d) Ч. Дарвина
2. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются): a) мобилизация ресурсов организма b) потребности c) сила и длительность проявлений d) знак
3. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу сво- ему «Я» в разных ситуациях характеризуется эмоциональное состояние: a) настроение b) стресс c) тревога d) гнев
4. Процесс передачи эмоционального состояния между индиви- дами без решающего смыслового влияния: a) внушение b) идентификация c) заражение d) подражание