Файл: Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 4742
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА
2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ
ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР
3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)
3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)
3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ
4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ
5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ
6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ
6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА
7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА
7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ
8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ
8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ»
8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ
9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА
9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ
Обсуждение
Получили ли вы ответ на заданный вопрос?
Готовы ли вы поделиться им с группой?
Упражнение – 5 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.
Упражнение 17 «Растущие цели»
Подумайте, пожалуйста, о том, к чему вы стремитесь, о тех состояниях, достижение которых доставляет (или может доставить) вам удовольствие.
Назовите, пожалуйста, четыре таких состояния, воспользовавшись следующим ассоциативным рядом:
1) Зимняя цель – никому не видна и редко осуществляется, поскольку лежит глубоко в земле в виде зернышка. Может вырасти в цель видную и красивую при соответствующем уходе и заботе.
2) Весенняя цель – при данных условиях уже проросла, но росток нежный и беззащитный, может быть легко затоптан.
3) Летняя цель – созрела и цветет, цветы всем видны и очевидны, могут быть и плоды.
4) Осенняя цель – зрелая и плодоносящая, требует лишь постоянного полива, цвести и плодоносить при должном уходе будет долго.
После непродолжительной подготовки, в ходе которой участники формулируют свои цели на листках бумаги, тренер предлагает каждому рассказать группе о собственных целях.
Обсуждение
Можете ли вы сказать, что эти цели могли бы быть привлекательны и для вас самих?
Действительно ли речь идет о целях или мы имеем дело со средствами?
Подготовка – 5 мин., упражнение – 10 мин. на участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Домашнее задание
Прочитайте еще раз ваш инвентарь целей и проверьте, не оказалась ли какая-либо важная для вас цель пропущенной и не включили ли вы в список целей что-либо второстепенное и несущественное.
Упражнение 18 «Оценка целей»
Пожалуйста, прочитайте информационный листок «Критерии цели, дающей удовольствие». Критерии цели, дающей удовольствие:
– Концентрируйтесь на удовольствии, а не на проблеме.
– Сначала думайте о цели, потом ищите средства.
– Разделяйте глобальные цели на маленькие достижимые шаги.
– Ставьте перед собой достижимые цели.
– Концентрируйтесь на целях с максимальной свободой собственных действий.
– При возможности устанавливайте временные и количественные критерии достижения цели.
Попробуйте, используя этот листок, оценить каждую вашу формулировку из предыдущего упражнения по шести критериям. Используйте просто значки «+» и «-».
Обсуждение
Согласны ли вы с перечисленными критериями цели, создающей удовольствие?
Можно ли отказаться от некоторых критериев? Может быть, эти критерии надо дополнить?
Как выглядят ваши цели применительно к этим критериям?
Упражнение – 10 мин. на участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
Упражнение 19 «Ошибочные цели»
Участникам раздают бланки, на которых будут написаны перечисленные ниже цели.
Попробуйте найти ошибки в приведенных ниже формулировках целей:
• Хочу иностранную машину
• Чтобы муж меньше пил
• Хочу жить отдельно от родителей с любимым парнем
• Недельку отдохнуть, и чтобы меня никто не трогал
• Хочу замуж
• Мне нужен новый компьютер
• Не хочу работать
• Научиться играть на гитаре
• Хочу быть хорошим специалистом, и чтобы все меня уважали ^
• Мне нужна трехкомнатная квартира
• Не хочу ухаживать за больной бабушкой
• Мне срочно нужно похудеть
Обсуждение
Что легче – соблюдать или нарушать критерии? Отчего это так?
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
Упражнение 20 «Испорченные цели»
Пожалуйста, попробуйте переформулировать собственные цели так. чтобы нарушить как можно большее количество «критериев цели, дающей удовольствие».
Участников группы я попрошу помочь каждому найти такую формулировку, которая нарушает как можно большее количество правил.
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
Упражнение 21 «Согласование целей»
Записи участников, сохраненные после упражнения «Растущие цели» (упр. 17 этого этапа).
Это упражнение выполняется в парах. Посмотрите друг на друга и выберите человека, с которым вы могли бы обсудить ваши цели.
Ваша задача состоит в том, чтобы проинформировать друг друга о своих целях и найти возможные совпадения.
Конечно, не следует ожидать полного совпадения целей. Наша задача в том и состоит, чтобы в обсуждении найти такие вещи, к которым вы оба могли бы стремиться.
Теперь я попрошу объединиться с ближайшей парой. Обсудите, пожалуйста, цели пар и ваши личные цели и попытайтесь прийти к согласию относительно того, что вам вчетвером может доставлять удовольствие.
Один из представителей каждой подгруппы рассказывает всей группе, какие согласованные цели есть у его «четверки». Участники критически анализируют цель с использованием «критериев цели, дающей удовольствие».
Обсуждение
Какие трудности возникли в процессе согласования целей?
Чье описание согласованных целей было самым удачным?
Какие правила труднее всего соблюдать?
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
ЭТАП З. ПЕРЕПИСАННАЯ БИОГРАФИЯ
В прошлом многих участников группы нередко лежат не самые радостные события, в которых при всем желании трудно найти позитив, чтобы ему порадоваться. Часто взгляд, «направленный в прошлое», затмевает радости дня сегодняшнего. Простой и для многих эффективный совет жить сегодняшним днем, извлекая из прошлого уроки и планируя завтрашнюю счастливую жизнь, нередко оказывается трудновыполнимым.
Помочь последовать этому правилу должны упражнения, направленные на «примирение с прошлым». Задача этих упражнений состоит в том, чтобы перераспределить ответственность за прошлые несчастья между собой и обстоятельствами жизни и взять на себя самого ответственность за сегодняшнюю жизнь и свое собственное будущее. При этом, конечно, придется на некоторое время углубиться в прошлое. Но общая цель при работе с биографическим материалом все же состоит в том, чтобы выявить и реконструировать позитивные аспекты биографии, как бы переписать ее заново (Lutz, 1996).
Упражнение 1
«Переписанная автобиография»
За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы рассказать собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства.
Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей.
Участники группы по очереди рассказывают подготовленные позитивные автобиографии.
Обсуждение
Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным?
Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?
Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
Упражнение 2 «Проект биографии»
Теперь, когда мы навели порядок в прошлом, попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5–10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые наверняка доставят удовольствие и радость.
Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей.
Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии.
Обсуждение
Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным?
Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?
Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
Домашнее задание
Позитивные биографии предлагается дополнить новыми позитивными событиями, которые участники могут позаимствовать из услышанных ранее рассказов.
Упражнение 3
«Счастливые моменты жизни»
Вспомните, пожалуйста, 2–3 счастливых момента вашей жизни, а также те пространственные и временные рамки, в которых вас «застало» счастье.
Вкратце запишите на листках суть дела и опишите те предметы или обстоятельства, которые вам в связи с этим запомнились. /
Расскажите, что с вами произошло. Давайте попробуем инсценировать это событие.
О каких обстоятельствах вашей собственной жизни вы вспомнили, наблюдая эту сценку? Какие чувства испытали?
Драматизация, особенно с использованием приема «мысли вслух» и выявлением ключевых для счастливого события символов, может иметь очень большое значение для «примирения прошлого и настоящего».
Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.
Упражнение 4
«Мои успехи и мои неудачи»
Пожалуйста, вспомните об одной вашей неудаче и об одной удаче. Безразлично, когда они случились, недавно или же очень давно. Попробуйте рассказать о них группе в оптимистичной манере.
Задача участников группы – после завершения рассказа попробовать скорректировать его в сторону большего оптимизма.
Обсуждение
Что мешает нам рассуждать в оптимистичном стиле?
Какие преимущества и какие недостатки имеет оптимизм?
Упражнение – 5–7 мин. на каждого участника.
Домашнее задание
Постарайтесь обращать внимание на то, в каком стиле окружающие вас люди рассказывают о своих успехах и своих неудачах. При необходимости попробуйте вмешаться в разговор и скорректировать стиль рассказа на более оптимистичный.
Упражнение 5 «Оптимистичное выступление»
Пожалуйста, сделайте трехминутное сообщение перед группой, вьшержанное в оптимистичной манере, на одну из следующих тем:
1. Перспективы производства автомобилей в России
2. Как прекратить войны во всем мире