Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Раздел 1. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

  1. Предмет и методология теории управления.

Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Две трактовки понятия «управление»: как процесс управления организацией – управленческая деятельность; как механизм управления. Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм. Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии: • философская методология (совпадает с гносеологией); • общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках; • специально-научная методология (разрабатываются в рамках отдельных специальных наук) К их числу относятся математические, статистические, социологические, психологические кибернетические и др. • методика и техника научного исследования. Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности. Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим: • исторический, рассматривающий явление в генезисе; • сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления; • системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы; • комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.


Методология теории управления подвержена изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь задачам все более глубокого познания управленческих процессов, которые в свою очередь тоже находятся в постоянном развитии.

  1. Цели и функции теории управления.

Цели теории управления можно сформулировать следующим образом:

-изучение фактов управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

-определение основных тенденции развития управленческих процессов;

-построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

-формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

К функциям теории управления следует отнести:

-познавательную. Она связана с изучением сущности управленческих отношений, основных особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем.

-оценочная. Ее суть состоит в том, чтобы оценить в какой мере соответствует или не соответствует существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям развития этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения;

-прикладную. Данная функция связана с разработкой научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления обществом и его элементов;

-прогностическую. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в обозримом будущем.

-образовательно-воспитательная. Ее предназначение состоит в распространении знаний об управлении, его основных задачах, принципах, функциях, механизмах среди управленческих кадров и широких слоев населения.

-идеологическая. Идеология – это система основополагающих взглядов на существующие общественные отношения (в том числе и управленческие отношения) в соответствии с положением и интересами личности, социальных групп, общества в целом. Цели и функции теории управления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

  1. Основные этапы эволюции управленческой мысли.


В развитии теории и практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

1 период – донаучный (IX-VII тысячелетия до н.э. - XVIII век)

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно IX-VIII тысячелетий до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне, они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) разработал кодекс Хаммурапи - важнейший вклад вавилонян в управленческую мысль, который состоял из 282 законов. Этими законами регулировались сделки между людьми, контроль над соблюдением их условий, определялся минимум заработной платы, устанавливалась ответственность исполнителей и пр

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления: монархия и демократия (в которых господствуют законы), тирания и олигархия (в которых законы не соблюдаются); сделал попытку разграничить функции органов управления.

Англичанин Т. Гоббс 1651 г. и его соотечественник Дж. Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти.

2 период - научный (1776 год - до настоящего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный период.

1-период - индустриальный(1776-1856гг.)

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства, впервые ввел понятие классов общества (наемные рабочие, капиталисты, земельные собственники). сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.


Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. В 1813 г. Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам». Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 году английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда

II - период - период систематизации(1856-1960гг.)

Наука об управлении в этот период находится в постоянном движении: формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются взгляды исследователей.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось именно в этот период - время промышленной революции XIX века. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой большого числа людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате выбирались лучшие работники, которых обучали, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах (первые менеджеры).

Наиболее яркими исследователями этого периода являются следующие авторы:

•Тейлор Ф.У., возглавивший движение научного управления и начавший революцию в области менеджмента:

•Супруги Гилбрет, продолжившие работу Тейлора;

•Файоль А., возглавивший административную школу;

•Вебер М., предложивший концепцию «рациональной бюрократии»;

•Мэйо Э. - родоначальник школы «человеческих отношений»;

•Фоллет М.Н., проанализировавшая стили руководства и разработавшая теорию лидерства;

•Маслоу А., сформулировавший иерархическую теорию потребностей;

•МакГрегор Д., сформулировавший теорию X и У.

III-период - информационный (1960 год - до настоящего времени)

К этому периоду относятся теории управления, разработанные представителями количественной или управленческой школы
, появление которой стало следствием применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системного (60-е гг.) и ситуационного (70-е гг.) подходов.Наряду с этим происходит переход к информационному обществу.

  1. Школа научного управления.

Школа научного управления (1885–1920 гг.) опиралась на тезис: управлять надо, применяя данные инженерных и других наук. Основатель школы научного управления американский инженер Ф. Тейлор и его последователи сосредоточили свои исследования практических аспектов управления на нижнем управленческом уровне.

Концепция научного управления формировалась под влиянием результатов экспериментов Фредерика Тейлора и Роберта Оуэна. Изначальные представления научного управления основывались на убеждении, что производительность труда зависит не только от применяемой техники, технологических модернизаций, новых технологий, оборудования, инструментов труда, но и от мотивации рабочих, их заинтересованности в применении новшеств.

В 30 лет Р. Оуэн стал владельцем текстильной фабрики в Шотландии и провел там свой первый эксперимент. Условия труда на фабрике были плохие, что отрицательно сказывалось на результатах производства. Оуэн сократил рабочий день, организовал уборку производственных помещений, улучшил жилищные условия рабочих, запретил работать на фабрике детям в возрасте до 10 лет, но не отказался от детского труда полностью, так как детям платили меньше. Результатом повышенного внимания к человеческому фактору и изменения стиля управления стало превращение фабрики Оуэна в одну из наиболее рентабельных в стране за счет повышения производительности труда.

Г. Гантт много сделал для развития идей школы научного управления, но, в первую очередь, он знаменит тем, что предложил использовать специальную диаграмму, получившую его имя.

Фрэнк и Лилиан Гилбрет изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера.

Взрыв интереса к научному управлению произошел в 1911 году, когда американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления". Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он обосновал необходимость научного подхода к управлению. Тейлор ввел изучение рабочего времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты данных исследований затем анализировались для проектирования более эффективных методов работы. Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих.