Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школа науки управления и количественных методов.
Представителями этой школы являются: Л.В. Канторович (лауреат Нобелевской премии), В. В. Новожилов, Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Гольдбергер и др.
Школа количественных методов исходит из того, что математические методы и модели позволяют описывать различные бизнес-процессы и отношения между ними. Поэтому целесообразно проблемы, возникающие в бизнес-процессах организации, решать на основе исследования операций и математических моделей.
Она получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем. Так англичане должны были отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать их уничтожения во время массированных немецких воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. К этим исследованиям привлекались группы экспертов из таких областей как статистика, инженерное дело, экономика, математика и политическая наука.
Количественные методы, сгруппированные под общий названием "исследование операций" используются при решении сложных управленческих проблем. По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понятие сложностей реальности. Например, дорожная карта облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности.
Ключевой характеристикой школы количественных методов или науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Для школы количественных методов характерно сосредоточение основного внимания на принятии решения и планировании, активное использование математического моделирования и компьютеров. На основе моделей осуществляться решение таких управленческих проблем как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д.
Вкладом школы науки управления в теорию и практику управления является:
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов, помогающим руководителям принимать решения в сложных ситуациях.
-
Современные концепции управления.
Современные концепции управления включают в себя различные подходы и методологии, которые помогают организациям эффективно управлять своей деятельностью. Вот несколько примеров таких концепций:
-
Системный подход: Эта концепция основывается на понимании организации как сложной системы, в которой все элементы взаимосвязаны. Управление с использованием системного подхода подразумевает анализ и оптимизацию всех компонентов организации для достижения целей.
-
Стратегическое управление: Эта концепция фокусируется на разработке и реализации стратегий, которые помогают организации достичь своих целей и обеспечить ее конкурентоспособность на рынке. Важной частью стратегического управления является анализ внешней среды и внутренних ресурсов организации.
-
Качественное управление: Качественное управление подразумевает акцент на улучшении качества продукции или услуг, которые предоставляет организация. Оно включает в себя различные методы и инструменты, такие как контроль качества, управление процессами и участие персонала.
-
Гибкое управление: Гибкое управление (или адаптивное управление) подразумевает способность организации быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка и окружающей среды. Гибкие методологии управления, такие как Agile и Scrum, активно применяются в разработке программного обеспечения и других отраслях.
-
Управление знаниями: Управление знаниями направлено на эффективное управление информацией и знаниями в организации с целью повышения ее производительности, инновационности и конкурентоспособности. Она основывается на признании того, что знания являются ценным активом и ключевым ресурсом, который может приносить значительное преимущество организации.
-
Управление инновациями: Управление инновациями направлено на стимулирование и управление процессом создания и внедрения новых идей, продуктов, услуг и процессов в организации. Оно включает в себя поиск новаторских решений, поддержку творческой идеи, развитие инновационной культуры и управление жизненным циклом инноваций. -
Лидерство и управление персоналом: Концепция управления, сфокусированная на лидерстве и управлении персоналом, подразумевает развитие и поддержку качественного руководства, создание мотивирующей и вдохновляющей рабочей среды, а также развитие навыков и потенциала сотрудников.
-
Управление изменениями: Управление изменениями представляет собой систематический подход к управлению изменениями в организации. Эта концепция включает в себя процессы планирования, реализации и контроля изменений с целью минимизации сопротивления и максимизации успешной адаптации организации к новым условиям.
-
Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли.
Отечественные ученые выдвигали и обосновывали идеи, не менее плодотворные, чем концепции их зарубежных коллег (причем в России управленческая мысль развивалась и до, и после революции 1917 г.)
В Российскую теорию управления вносили свои изменения и реформы Петра 1, и Екатерины Великой, и М. Сперанского, С. Витте, ну и конечно же П. Столыпина.
В СССР идеи научной организации труда, управления производством и управления в условиях становления нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики.
А.А. Богданов (Малиновский):
Автор широко известной работы «Тектология»- всеобщая организационная наука. В ней предвосхищены некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. В основу её построения Богданов положил универсальные организационные принципы:
Рассмотрение части системы по отношению ко всей системе и рассмотрение всей системы по отношению к окружающему её миру и, в соответствии с этим, планомерное распределение средств для достижения равновесия общественного хозяйства. Таким образом, Богданов задолго до западных ученых высказывал идеи использования системного подхода к изучению организации.
Принцип цепной связи, на основе которого был сформулирован «закон наименьших», согласно которому прочность цепи определяется наиболее слабым звеном.
Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан целый ряд научно-исследовательских организаций. Ведущими стали Центральный институт труда, директором которого стал А. К. Гастев
Основным научным трудом Гастева является книга «Трудовые установки», где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам. У рабочего, считал Гастев, должна быть выработана потребность в постоянном совершенствовании, а также постоянном улучшении оборудования, приспособлений. Гастев обосновал реорганизацию самого процесса труда, превращение его «из тяжелого ярма для рабочего» в «положительный творческий процесс».
Концепция Гастева и его коллег по ЦИТ включала:
1. Теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места.
2. Методику рационального производственного обучения.
3. Теорию управленческих процессов.
В противовес представлениям западной мысли, А.К. Гастев считал, что внедрение идей научной организации труда необходимо не только на технологически оснащенных участках производства с
прекрасным современным оборудованием, но и «в любом сарае, в самом неустроенном медвежьим углу России».
П.М. Керженцев (Лебедев):
он различал три взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных направления:
- научную организацию труда;
- научную организацию производства;
- научную организацию управления (поиск наиболее рациональных методов управления).
Объектами изучения он считал проблемы организационного плана, учета, и контроля, структуры объединений, вопросы правильного распределения обязанностей и ответственности, методы подбора и использования кадров и др.
Он утверждал, что очень полезным является перенос опыта из одной отрасли в другую, придавал особое значение разработке планов, как на отдельном предприятии, так и во всем народном хозяйстве. Он утверждал, что хороший организатор, создавая новое, должен уметь ломать старое.
К концу 50-х годов тематика по проблемам организации управления предприятием начала постепенно расширяться. С 1957 года начался переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу. В это же время зарождается кибернетика. Созданию этой науки способствовала работа научных коллективов под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова.
В начале 60-х годов в нашей стране возобновились исследования проблем управления, но уже на новой основе. Условно можно выделить три направления, по которым развивались исследования вопросов управления:
1) общая теория социального управления;
2) государственное управление;
3) управление производством.
В начале 80-х гг. усиливается понимание того, что действующая система управления является тормозом развития общества. А в 1986-1989 гг. был поставлен вопрос “ а возможна ли в принципе новая система управления в рамках существующей общественной модели” Этот вопрос остро ставили Л. Абалкин, П. Бунич, И. Клямкин, О Лацис, Г. Попов, В. Селюнин, А Стреляный, С Шаталин, Н. Шмелев и др.
С 1991 г. управленческая мысль России вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления.
-
Понятие управления. Виды разделения управленческого труда.
Понятие "управление" используется в следующих значениях:
1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;
2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
3) управление как функция - деятельность направленная на по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;
4) управление как процесс – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуг на "выходе" системы (функциональный подход);
5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:
- он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
- участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
- предметом труда является информация;
- средством труда – организационная и вычислительная техника;
- результатом труда – управленческое решение.
Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:
-функциональное - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;
-структурное - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;
-вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно исполнительского труда.