Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег. Такой путь неминуемо приведет к инфляции, т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт. А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние, так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.

На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП.

Государственный долг – долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;

внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

  1. Налоговая система, источник налога, налоговая база, налоговое бремя. Функции налоговых льгот.

  2. Причины формирования государственного сектора в экономике. Критерии эффективности государственного сектора.

  3. Национализация и приватизация собственности.

  4. Государственное экономическое программирование, его объекты, виды государственных экономических программ.




Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

  1. Цели и задачи управления территориальным развитием

  2. Показатели оценки управления региональным развитием

  3. Устойчивое развитие – определения, подходы и виды

  4. Цели, принципы и методы устойчивого развития

  5. Основные понятия стратегического планирования территории

  6. Концепция стратегического плана территориального развития и ее элементы

  7. Цели, задачи и принципы стратегического планирования территориального развития

  8. Этапы стратегического планирования территориального развития

  9. Участники процесса стратегического планирования территориального развития

  10. Критерии и показатели стратегического планирования территориального развития

  11. Понятие и определения регионального маркетинга

Региональный маркетинг - это передовая идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории.

Динамика внутреннего развития регионов может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов
, ужесточение кредитной политики банков и т.д.

С внешней стороны на территориальное развитие влияют (как положительно, так и отрицательно) такие силы, как глобальная конкуренция, НТП, региональная политика государства и другие факторы.

В результате регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены все более конкурировать между собой в борьбе за 1) инвестиции и квалифицированную рабочую силу; 2) покрытие растущего уровня потребностей населения в качестве коммунальных услуг и качестве жизни. Территория из простого места проведения экономических акций становится продавцом товаров и услуг, т.е. равноправным участником рынка. Населенный пункт продается как товар, имеющий свою стоимость и полезность. Речь идет, таким образом, о маркетинге регионов (населённых пунктов) как составной части региональной (экономической) политики. Как наука маркетинг регионов является пограничной дисциплиной на стыке экономики региона и маркетинга.

  1. Направления маркетинговых исследований территории

  2. Социально-пространственная идентификация и позиционирование муниципального образования

  3. Стратегия социально-экономического развития как фактор и инструмент повышения конкурентоспособности муниципального образования

  4. Маркетинг как концептуальная основа разработки стратегии социально-экономического развития и управления регионами

  5. Методология диагностики кластеров на территории муниципального образования

  6. Условия и критерии формирования кластера

  7. Возможные кластеры на территории региона

  8. Брендирование территории

Бренд территории – это эффект всеобщего и позитивного восприятия территории, основанный на символическом капитале места.

Брендинг территории – это процесс осознанного и целенаправленного формирования бренда, то есть поиска, выражения и развития местной идентичности, а также представления ее в ярких, взаимосвязанных образах, привлекательных для целевых аудиторий. Наиболее сложный, но наиболее эффективный инструмент маркетинга территории.


бренд города, страны или области должен комплексно совмещать шесть основных направлений - туризм, экспорт, политика, бизнес-инвестиции, культура, социум. Другими словами, территориальный бренд должен одновременно привлекать туристов и инвестиции в туризм, быть пригодным для маркирования эскпортных товаров, представлять территорию как участника политического процесса и носителя политической воли, привлекать инвестиции в бизнес, выражать культурные и исторические ценности территории и населения, быть адаптированным для восприятия широкой публикой.

  1. Роль проектов государственно-частного партнерства в территориальном развитии


ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ
1. В настоящее время серьезную проблему в стране составляет состояние и перспективы развития монопрофильных шахтерских городов. В угольной отрасли занято более 400 тыс. человек (вместе с семьями получается почти 3 млн человек). Немало шахтерских городов и поселков находится в совершенно неперспективных угольных районах, где шахты закрываются, а добыча угля полностью прекращается. Основными проблемами в развитии шахтерских городов являются рост безработицы, отсутствие необходимой для развития таких территорий социально-бытовой инфраструктуры, аварийность на шахтах и пр.

На федеральном уровне принимается решение о разработке полномасштабной программы социально-экономического развития шахтерских городов. Составной частью программы должны стать такие меры, как реструктуризация угольной отрасли, социальная защита работников закрывающихся и действующих угольных предприятий, трудоустройство высвобождаемых работников трудоспособного возраста, организованная миграция шахтерских семей из неперспективных угольных районов, финансовая поддержка угольных административно-территориальных образований в связи с муниципализацией объектов социальной инфраструктуры.

Вопросы:

1. Сформулируйте основные этапы в разработке и реализации такой программы.

2. Перечислите базовые функции (субъекты, участники процесса), лежащие в основе такой программы.
2. В ходе разработки программы комплексного социально-экономического развития г. Тольятти ее разработчиками были сформулированы две равновероятные стратегические альтернативы главного градообразующего предприятия города АО АвтоВАЗ, обусловленные факторами внешнего по отношению к предприятию характера.