Файл: Оценка актуального состояния эмоциональной сферы личности в деятельности практического психолога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чувства, которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими [22, с. 278]. Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии.
Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере.
Настроение – это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека [8]. В хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой.
Настроения как форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоции [8].
Настроение человека формируется под влиянием множества причин, включая как внутренние, так и внешние. К внутренним причинам относятся физическое состояние, заболевания, наследственные факторы и темперамент. Внешние причины в основном связаны с успехами и неудачами в жизни, а также социальными связями и отношениями. Другие факторы, такие как получение похвалы или критики, добрые или оскорбительные слова, могут также повлиять на настроение человека. Часто причины, влияющие на настроение, неосознаваемы человеком.
1.4 Изучение психологических аспектов эмоций и их влияние на принятие решений, анализ ситуации, ощущение собственной ценности
Когнитивные процессы не являются единственной причиной возникновения эмоций, так как эмоции могут оказывать влияние на процессы оценки и принятия решений, а, следовательно, и на наше поведение. Множество исследований на протяжении последних 25 лет показали, что эмоции влияют на практически все формы нашего мышления, такие, как образование оценочных и вероятностных суждений, приписывание личностных черт, креативность, переработку убеждающей коммуникации и выбор альтернативы в условиях риска. В мыслительном процессе эмоции выполняют различные функции, включая эмоциональную активацию и память, предвосхищение событий и эмоциональное отношение к результатам мышления.
Эмоции оказывают специфическое воздействие на различные стадии мыслительного процесса, что определяет их роль в стимулировании постановки промежуточных целей и использовании "тактических" приемов для достижения успеха или неудачи в решении задач. Для достижения этой связи между интеллектуальными эмоциями и мыслительной деятельностью используются конкретные механизмы, такие как эмоциональное закрепление, эмоциональное направление и эмоциональная коррекция.
Первый механизм обеспечивает закрепление некоторых компонентов мыслительной деятельности (таких, как элемент, способ действия с ним, принцип решения, промежуточный результат), которые в ходе поиска приобретают для испытуемого смысл и эмоциональную окраску. Эти эмоционально окрашенные компоненты определяют смысл некоторых направлений поиска, используются при решении данной задачи и в дальнейшем переносятся на решение других задач.
Второй механизм обеспечивает возврат поиска к ранее эмоционально окрашенным компонентам, выделенным в результате функционирования механизма эмоционального закрепления. Возврат осуществляется по смысловым связям, и интеллектуальная эмоция является сигналом «адекватного» возврата. В основе эмоционального наведения лежит сопоставление смысловых регуляторов разного уровня (личностных и операциональных смыслов), которое происходит посредством целостно-интуитивных процессов переработки предметного содержания.
Третий механизм (эмоциональной коррекции) обеспечивает изменение характера поисковых действий под влиянием возникшей интеллектуальной эмоции (например, выбор направления и фиксация зоны поиска, уменьшение объема зоны поиска, возникновение новой тактики целеобразования). В более общем значении под эмоциональной коррекцией поведения понимается «приведение общей направленности и динамики поведения в соответствие со смыслом этой ситуации и производимых в ней действий для субъекта, для удовлетворения его потребностей и интересов, для реализации его ценностных установок». Применительно к мыслительной деятельности изменение характера поисковых действий означает, что интеллектуальные эмоции выполняют не только сигнальную (презентирующую), но и побудительную функцию. Они побуждают субъекта к поиску новых путей преобразования проблемной ситуации, к вызову из памяти, а в случае отсутствия и к созданию новых средств преобразования проблемной ситуации.
Основные функции, которые чаще всего связываются с эмоциями, это информационная и мотивационная функции. Информационная функция заключается в том, что эмоции обеспечивают полезную информацию для процессов мышления и принятия решений. С другой стороны, мотивационная функция заключается в том, что эмоции влияют на мотивы поведения и выбор целей действий, и таким образом, на само поведение человека. Это влияние эмоций на поведение очень важно для успешной работы мыслительных процессов, поскольку мышление в первую очередь обслуживает процессы поведения, а когнитивные процессы часто представляют собой ментальные действия, целью которых является переработка информации для получения определенных выводов. Например, эмоции могут помочь определить значимость или вероятность определенных событий, причины определенных ситуаций или степень ответственности определенных людей.
В соответствии с двумя главными функциями эмоций можно выделить два принципиальных пути их воздействия на мышление. Во-первых, эмоции могут изменять информацию, на которой основываются мыслительные процессы. Во-вторых, они могут воздействовать на способы и пути переработки информации, определяя то, какие методы мышления будут выбраны из «арсенала когнитивных методов» для переработки информации. Оба этих пути воздействия не являются независимыми друг от друга: подготовленная с участием эмоциональных процессов информация может сказаться на выборе стратегий оценки, a используемые человеком стратегии оценки могут влиять на то, какая именно информация будет учитываться при формировании его оценки. Например, в большинстве стратегий сокращения поиска решения игнорируется часть доступной информации, касающейся объекта мышления.
В последние 20 лет были разработаны две основные гипотезы, связанные с информационной функцией эмоций. Согласно информационным теориям, основная роль эмоций заключается в том, чтобы переводить на уровень сознания информацию об оценках, которые обычно не осознаются. Положительные эмоции сообщают сознанию о благоприятности вызвавшего их объекта или события, которое соответствует желаниям человека. Отрицательные эмоции, напротив, информируют сознание о неблагоприятности объекта или события, которые противоречат желаниям человека. Особенно конкретные переживания, такие как гнев или страх, могут также передавать специфическую информацию об оценке, лежащей в их основе: страх, например, может сигнализировать о воспринимаемой угрозе, которую человек неосознанно оценивает. Эволюционное преимущество этих «эмоциональных сообщений» состоит, согласно А. Ортони и его соавторам (1988), в том, что эти сообщения предоставляют результаты оценки ситуации в распоряжение тех сознательных процессов мышления и принятия решения, которые зачастую необходимы для разрешения мотивационно или личностно важных ситуаций. К тому же, эмоции ускоряют и упрощают образование (эксплицированных, осознанных) оценочных суждений. Тем самым, в частности, с точки зрения А. Дамасио (1994), эмоции также обеспечивают возможность ускорения предварительного отбора поведенческих альтернатив в ситуациях принятия решения.
Согласно теориям, аффективного прайминга, определенные эмоции передают в распоряжение сознания и делают более доступным тот материал эпизодической и семантической памяти, который им соответствует. Радость и приподнятое настроение повышают доступность приятных содержаний памяти, печаль и подавленное настроение - доступность негативных содержаний. Более конкретные позитивные или негативные эмоции, такие как гнев или страх, делают более доступным специфическое соответствующее им (конгруэнтное) содержание памяти. Поэтому такая конгруэнтная эмоции информация имеет больше шансов на включение в последующие процессы мышления и принятия решения.
Эволюционное преимущество прайминг-механизмов может состоять в том, чтобы в эмоциогенной ситуации облегчать актуализацию информации о похожих ситуациях
, так как она потенциально особенно полезна для преодоления данной эмоциогенной ситуации. Общим для двух описанных теорий является положение о том, что эмоции влияют на то, какая информация поступает в распоряжение процессов оценки и принятия решения. Согласно информационной теории эмоций, эмоциональное переживание само по себе выступает как исходный или, по меньшей мере, дополнительный материал для процессов мышления.
Согласно теории, эмоционального прайминга, эмоции не оказывают прямого воздействия на мышление, а влияют на выбор содержания, связанного с объектом мышления, которое будет извлечено из памяти в процессе мышления. Обе теории, однако, делают схожие эмпирические предсказания: при определенных условиях эмоции должны приводить к соответствующим с ними суждениям. Изучены лучше всего влияние радости и печали на процесс формирования ценностных суждений: радость обычно повышает позитивную оценку объекта, тогда как печаль обычно приводит к более негативным оценкам.
Однако конгруэнтное влияние эмоций на суждения не ограничивается влиянием эмоций радости и печали и сферой ценностных суждений. Отдельные эмоции (до сих пор наряду с радостью и печалью исследовались в первую очередь гнев и страх), очевидно, приводят к эмоционально специфическим конгруэнтным им эффектам. Это значит, что отдельные специфические эмоции воздействуют на процессы суждения, в первую очередь, тем способом, который, согласно когнитивным теориям эмоций, лежит в основе их собственного существования.
Идея о мотивационной роли эмоций развивается в двух направлениях. По гедонистической теории, эмоции влияют на мотивацию, поскольку становятся целью действий. Согласно этой теории, ведущим мотивом человека является желание переживать приятные эмоции и избегать неприятных. Это относится к текущим и будущим эмоциональным состояниям.
Согласно теории эмоциональной готовности к действию, эмоции, напротив, оказывают прямое, т.е. не опосредованное гедонистической установкой, воздействие на поведение. Например, страх должен напрямую побуждать к бегству или уклонению, а гнев - к агрессии. Представителями отдельного варианта этой теории являются Н. Шварц и Дж. Клор (1996). Эти авторы утверждают, что мотивирующий эффект эмоций основан на их информационном воздействии: эмоции предоставляют информацию о неосознанных оценках, и выявляемые в эмоциях оценки, в свою очередь, активируют cooтвeтcтвующиe этим эмоциям адаптивные цели поведения.