Файл: 1. Тенденции и проблемы стратегического развития отрасли текстильной промышленности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/Размещено на http://www.allbest.ru/Размещено на http://www.allbest.ru/Размещено на http://www.allbest.ru/Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Тенденции и проблемы стратегического развития отрасли текстильной промышленности
1.1 Стратегический анализ отрасли текстильной промышленности на федеральном уровне в сравнение с ситуацией за рубежом
ОАО «Гамма» – один из крупнейших и перспективнейших производителей чулочно-носочных изделий на территории Российской Федерации. Независимо от наличия огромного количества подобных предприятий, оно занимает лидирующие позиции в рейтинге предприятий в отрасли легкой промышленности и работает уже более 80 лет на российском рынке.

Трикотажное производство является крупной и наиболее перспективной отраслью текстильной промышленности. Это связано, прежде всего, с тем, что трикотажное производство менее трудоемко, чем текстильное (ткацкое), а также трикотаж обладает комплексом жизненно важных свойств таких, как надежность, большая растяжимость и эластичность, хорошая облегаемость.

Расширение ассортимента и повышение качества изделий осуществляется благодаря применению новых видов сырья, разработке полотен новых структур и рисунков, внедрению новой техники и технологии.


Рисунок 1 – Анализ легкой промышленности в России

В настоящее время перед трикотажной отраслью стоят задачи по выпуску высококачественной продукции, которая соответствует потребительским требованиям выхода на мировой рынок, удовлетворяет спрос потребителей, способствует развитию и успешному финансированию всей отрасли в целом. Особое место в решении этой задачи отведено увеличению выпуска и расширению ассортимента чулочно-носочных изделий. текстильный запас стратегический корпоративный

Чулочно-носочные изделия в России всегда пользовались повышенным спросом. Наша страна занимает одно из первых мест в мире по их потреблению на душу населения.

Спрос на эти товары в последние годы неуклонно рос. Известно, что примерно на 70 % спрос обеспечивается импортом, но постепенно на рынок приходят и отечественные производители, не желающие отдавать иностранным инвесторам столь доходную отрасль.


На сегодняшний день, безусловно, лидером в легкой и текстильной промышленности является Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. Однако географическое положение России, а именно расположение между Европой, Индией и Китаем, дает ей ряд дополнительных преимуществ и возможностей для развития легкой и текстильной промышленности.

В производстве чулочно-носочных, по экспертным оценкам, наблюдается спад в производстве чулок и колготок. Более устойчивая ситуация складывается в производстве носков и получулок (гольф). Несмотря на спад производства, необходимо вкладывать инвестиции в организацию новых производственных мощностей с использованием современных технологий и нового оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных чулочно-носочных изделий, в том числе, и женских колготок. Как показывают маркетинговые исследования, именно производство мужских носков в мировой практике на современном этапе характеризуется высокой степенью автоматизации, как процессов вязания, так и технологии изготовления изделий. Спрос на мужские носки устойчив.

В России рынок чулочно-носочных изделий включает в себя изделия российских производителей и зарубежных. По данным Федеральной Службы Государственной Статистики российское производство чулочно-носочной продукции в 2008 году составило 314 млн пар чулочно-носочных изделий, в 2009 году – 298 млн пар. В 2009 году произошел спад производства чулочноносочных изделий по сравнению с 2008 годом, и объем производства опустился до уровня 2005 года – 283 млн пар.

После кризиса 2008-2009 гг. рынок чулочно-носочных изделий начал свое восстановление. По итогам последних трех лет объем производства чулочноносочных изделий вырос на 10 %. Однако такое увеличение достигнуто не за счет развития российского производства, а благодаря существенному росту объемов импорта продукции в Россию, преимущественно из стран дальнего зарубежья – Китая, Италии.

Спрос на чулочно-носочные изделия, а именно, на носки достаточно устойчив. Российская армия переходит на новую форму одежды, в том числе, отказывается от портянок, которая используется уже не одну сотню лет, в пользу носков. В 2013 году Минобороны России закупило порядка 3,5 млн пар носков под каждый вид одежды. В настоящее время всем военнослужащим выдается по 12 пар носков в год, а в дальнейшем российская армия собирается перейти на норму снабжения в 24 пары ежегодно. Предприятия поставляют приблизительно 1,72 млн пар носков, при стоимости армейских носков 64 рубля за пару.





Рисунок 2 – Структура производства чулочно-носочных изделий в натуральном выражении за 2014 год
Таким образом, носки должны быть высококачественные, конкурентоспособные и дешевые. Конкурентоспособность изделий определяется степенью использования последних мировых научно-технических достижений при разработке модели и технологии изготовления, уровнем качества изготовленной продукции, который должны соответствовать требованиям международных стандартов и нормативной документации.

При выборе показателей качества трикотажной продукции для оценки уровня ее конкурентоспособности необходимо включать в группу показателей технологичности те показатели, которые являются наиболее важными для потребителя.

Качество чулочно-носочных изделий определяется следующими показателями: назначением, эксплуатационными, эстетическими и гигиеническими.

Показатели назначения характеризуют внешний вид и материалоемкость изделия, к ним относятся вид и линейная плотность сырья, его процентное содержание, линейные измерения изделия, вид переплетения, плотность трикотажной структуры.

Эксплуатационные показатели характеризуют сопротивление материала различным механическим воздействиям - это растяжение отдельных частей изделия при нагрузках меньше разрывных, устойчивость к истиранию, разрыву и образованию затяжек.

Эстетические показатели включают в себя колористическое оформление, переплетение, качество пошива, вид изделия и др.

Для чулочно-носочных изделий обязательными эксплуатационными показателями качества являются: растяжимость отдельных частей изделий при нагрузках меньше разрывных, устойчивость к истиранию, необратимая деформация.

Лидерами чулочно-носочного производства на протяжении последних лет в России являются: ЗАО "Смоленская чулочная фабрика", ОАО "Гамма" (Орловская обл.), ОАО "Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика" (Пермская обл.), ООО "Клинволокно чулочно-носочные изделия " (Московская обл.), ОАО "Альметьевская чулочно-носочная фабрика Алсу" (Татарстан), ООО "Тверская чулочно-носочная фабрика" (Тверь), ЗАО "Ишимбайская чулочная фабрика" (Башкортостан), ОАО "Чебоксарский трикотаж" и др. Все эти предприятия имеют различную структуру производства. У большинства из них нет ярко выраженной направленности производимого ассортимента. Например, у ОАО "Гаммы" треть ассортимента приходится на долю мужских носков. У ЗАО "Смоленская чулочная фабрика" детские
изделия занимают четверть от всего выпуска, носки мужские - чуть более 40%. Наряду с этими фабриками работают чулочные предприятия малой мощности.

Таким образом, в настоящее время перед чулочным производством стоят задачи по выпуску высококачественной продукции, которая соответствует потребительским требованиям выхода на мировой рынок, удовлетворяет спрос потребителей, способствует развитию и успешному финансированию всей отрасли в целом.

1.2 Стратегический анализ отрасли текстильной промышленности на региональном уровне
ОАО «Гамма» - крупнейший производитель чулочно-носочный изделий в стране. За 80 лет работы предприятие стало известной и популярной торговой маркой в отрасли. Коллектив накопил огромный опыт в производстве чулочно-носочных изделий и зарекомендовал себя как честный и надежный партнер по бизнесу. Работа ОАО «Гамма» в 2013г. отмечена дипломом 41 Федеральной оптовой ярмарки «Текстильлегпром»: «За предоставление высококачественной

продукции». С 2013 года ОАО «Гамма» является обладателем сертификата соответствия техрегламенту таможенного союза (ЕАС).

Постоянными первостепенными задачами, стоящими перед Обществом являются задачи:

  • технического перевооружения и оснащения предприятия;

  • совершенствования технологии производства продукции;

  • Повышение качества выпускаемой продукции;

  • поддержания на высоком технологическом уровне основных средств

  • развитие инфраструктуры предприятия и улучшения условий труда работающих;

  • рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, кадровых);

  • повышения результативности и совершенствования действующей системы менеджмента качества.

Сегодня легкая промышленность — самый крупный непродовольственный розничный рынок в нашей стране. По данным Минпромторга, объем продаж изделий легпрома по итогам 2013 года составил более 2,8 трлн рублей — это четверть всего российского непродовольственного рынка. В 2013 году положение в экономике России ухудшилось. Рост ВВП за год составил 1,3%, тогда как год назад он был 3,4 %.

Объем производства чулочно-носочных изделий в 2014 году составил 249 млн.пар ( 87.9% к 2013г.).

Факторы, тормозящие развитие индустрии - недостаток собственного сырья (хлопок импортируется на 100%, шерсть - на 85%,); отток кадров - работники легпрома в среднем получают две трети от уровня оплаты в обрабатывающей промышленности; наличие контрафактной продукции (по оценкам, до 40% в объеме продаж), создающее неравную конкуренцию на рынке; высокие кредитные ставки, приводящие к снижению инвестиций. Кроме того, участников рынка волнуют и высокие издержки, особенно из-за роста тарифов на услуги естественных монополий: например, за последние три года тарифы на электроэнергию повысились в два раза.


Экономический кризис привел к падению потребительского спроса. Орловская область проигрывает в борьбе с импортом не потому, что продукция хуже, а потому что попасть в торговые сети очень сложно. Выходом из такой ситуации является создание организации на федеральном уровне, которая занималась бы продвижением отечественной продукции на рынке.

Стратегическая цель общества – обеспечение конкурентоспособности.

Для повышения конкурентоспособности ОАО «Гамма» ставит для себя следующие стратегические цели на 2015 год:

  • Обеспечить объем продаж в натуральном выражении 20,7 млн.пар

  • Обеспечение чистых продаж – 837,5 млн.руб

  • Внедрить в производство 25 новых артикулов и 140 новых рисунков

  • Поддерживать уровень ликвидности предприятия не ниже коэффициента, равного 1,5

  • Поддерживать уровень заемных средств в общем объеме оборотных средств не выше коэффициента, равного 0,6

  • Освоить формировочное оборудование с организацией технологических операций сортировки и упаковки изделий на формировочном участке в количестве 2 ед. для формирования носков

  • Принять участие в Федеральных ярмарках

Осуществлять:

  • повышение квалификации работников

  • обучение работников в общеобразовательных учреждениях профессионального высшего образования

  • подготовку и переподготовку рабочих мест.

В деятельности ОАО «Гамма», как и в любых Обществах, возможно возникновение факторов риска, которые требуют особых мер для их предупреждения.
Таблица 1 - Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества

Содержание риска

Возможные потери

Меры предупреждения и снижения риска

Тенденция к снижению покупательского спроса на продукцию отрасли

Снижение объемов продаж, потеря прибыли

Обновление ассортимента. Поддержаниеуровня конкурентоспособности выпускаемой продукции за счетобеспечения высокого качества изделий, снижения затрат и гибкой ценовой политики.

Поставщики сырья

Потеря части прибыли в результате диктата цен на сырье.

Рациональное использование сырьевыхматериалов, увеличение ценна выпускаемую продукцию.

Повышение тарифов на электроэнергию и газ

Потеря прибыли

Снижениеудельного расходатопливно-энергетических ресурсов, увеличение ценна выпускаемую продукцию.

Увеличениеценна продукцию предприятия в связи с повышением

цен на сырье и тарифов на газ и электроэнергию

Снижениеобъемов продаж, потеря прибыли.

Работа с регионами по расширениюрынков сбыта, разумная ценовая политика, выпуск продукции высокого качества.

Политическиериски. Содержат политическую угрозу и неурядицы экономического характера, «обвальные» социальные процессы, чрезмерный акцент на националистических, сепаратистских и иных притязаниях.

проявляетсявформе неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающего неблагоприятный для производителя фони тем самым способного привести к повы-шенным затратам ресурсов и потере прибыли.

Риск при этом явно не просчитывается.


Риски присоединения к ВТО

Экономический.В виде упрощенной прибыли и потерь от снижения цен, рентабельности, дефицита отечественного сырья и полуфабрикатов.

Социальный. В виде вынужденного закрытия производстваи сокращения работников.

Стратегический. В виде стагнации промышленности, снижения уровня безопасности страны, снижение доли российской продукции на внутреннем рынке на 10-5%.


1. Расширение видов и увеличениеобъемов субсидирования

2.ГарантииПравительства под реализацию проектов, имеющих межотраслевое значение.

3.Изменениеправил субсидирования.

4. Изменение условий госзакупокформенной одежды и вещевого имущества.

5. Аккредитация российских отраслевых лабораторий для нужд Минздрава, РЖД, и др.

6. Введение в рамках

ЕЭПпроцедурыдля подтверждения законности происхождения сырья и его экологической чистоты для предприятий легкой промышленности.

7. Система специальных утилизационных сборов (акцизов) на ввозимую продукциюлегкой промышленности, изготовленную из химического сырья.