Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 637
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, людей пожилого возраста, безработица, пьянство, превышение смертности над рождаемостью. Необходим серьезный поворот государства к социальной сфере, развитию социальных гарантий реализации прав и свобод граждан, повышение социальной ответственности собственников капитала.
Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей определяются и отношениями между социальными слоями, нациями и народностями, коллективами в производственной сфере, в иных областях жизнедеятельности гражданского общества на основе сочетания и единения интересов, на принципах партнерства и социальной солидарности. Развитие данного рода социальных гарантий должно быть направлено против социального эгоизма работодателей, шовинизма и национализма, экстремизма, религиозного фанатизма. Следует обратить особое внимание на восстановление и развитие идеологии и практики коллективизма, утверждения нравственных начал в экономике, политике, бизнесе, культуре, быту.
Политические гарантии прав, свобод и обязанностей личности - это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни.
В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст. 1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2), суверенитета и всевластности народа (ст. 3), целостности территории (ст. 4), равноправия субъектов Российской Федерации (ст. 5). Реальное осуществление прав и свобод человека призваны обеспечивать система свободных выборов, политическое многообразие, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, иные системы сдержек и противовесов. Гарантом правового положения личности выступает сильное, но не тоталитарное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе, способное при необходимости эффективно защищать демократию, претворять в жизнь официально принимаемые юридические акты всеми законными средствами.
К сожалению, современная российская государственность в этом подчас обнаруживает слабость. Для свободы человека в равной мере опасны как абсолютизация власти, так и ее отсутствие, разрушение, ведущее к деградации личности, к хаосу. Соответственно, принцип разделения властей означает не только самостоятельность каждой ее ветви в пределах своих полномочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что обусловлено единством государства как такового, его общей обязанностью обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина, другие основы конституционного строя.
Благоприятная политическая атмосфера общественной жизни создает уверенность каждого гражданина в своих правах, их незыблемости, реальности, убеждение в том, что в любое время эти права могут быть реализованы, виновные в их нарушении обязательно будут наказаны, а сами права восстановлены. Дальнейшее развертывание демократии - все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование аппарата публичной власти, повышение активности общественных объединений, иных институтов гражданского общества, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения - усиливает гарантии реализации прав и свобод, законных интересов личности, способствует сочетанию реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.
Духовно-идеологические гарантии использования прав и исполнения обязанностей - это культура общества, образованность его членов, их творческий потенциал, морально-психологический климат общества. "Безграмотный человек, - говорил Ленин, - стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке" <1>. В конечном счете высокий уровень культуры граждан, их образования, общественной сознательности, гражданской зрелости - условие действенности всех прав и обязанностей, их полной реализации и эффективной охраны.
--------------------------------
<1> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 174.
В качестве особого гаранта Конституция РФ признает в России идеологическое многообразие и в то же время однозначно запрещает разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь (ч. ч. 1, 2, 5 ст. 13). Составной частью духовно-идеологических гарантий служит общественное и индивидуальное правосознание, политико-правовая культура общества, отдельных граждан, включая должностных лиц, призванных обеспечить защиту прав.
Высокая правовая культура есть обязательное условие сознательного осуществления прав и обязанностей, законных интересов, преодоление правового романтизма и особенно правового нигилизма каждым членом общества в строгом соответствии с принципами права, конституционности, законности и правопорядка. Конечная цель правового воспитания состоит в формировании у каждого члена общества уважения к праву, закону как внутреннего убеждения, как безоговорочного мотива поведения.
Неотъемлемое условие реальности прав, свобод и обязанностей, результативности их осуществления - знание их людьми, осмысление их высокой ценности, умение правильно использовать и защищать, уважение прав окружающих. Среди идеологических факторов обеспечения правового положения личности большое значение имеют прогрессивные политико-правовые концепции, научно-теоретические разработки в области прав и свобод человека и гражданина. Наметилась позитивная тенденция целенаправленного изучения проблемы прав человека в рамках высшего и среднего образования, распространения общих знаний в данной области среди населения.
Положено начало систематическому информированию широкой общественности о состоянии дел с правами человека в стране через официальные доклады парламентского уполномоченного, посредством специализированных периодических изданий, путем всестороннего и объективного обсуждения в органах публичной власти, неправительственных организациях, на научных конференциях, симпозиумах, семинарах, "круглых столах".
Экономические, социальные, политические и духовные гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнении юридических обязанностей, в их защите. Но сами по себе они непосредственно не обеспечивают правомерного и обоснованного использования прав, исполнения обязанностей в каждом конкретном случае, не исключают возможных нарушений и злоупотреблений при осуществлении последних.
В сегодняшней России по общему признанию еще существует значительное расхождение между социальной действительностью и юридическими нормами о правах и свободах личности. Стремление же к их одномоментному воплощению без должных гарантий может вести даже к самоотрицанию прав и свобод, утрате веры людей в их потенциал. Необходима систематическая и последовательная линия на создание всесторонних гарантий реализации охраны и защиты прав, свобод и обязанностей личности с учетом особенностей переходных процессов в реформируемом обществе, включая эффективность проведения самих реформ, а также возможных особенностей избранного российским обществом и государством собственного (суверенного) пути прогрессивного развития.
1>1>1>1>2>1>2>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
§ 2. Юридические гарантии реализации
правового статуса личности
Юридическими гарантиями реализации прав, свобод и обязанностей личности являются закрепленные законодательством: конкретизация пределов (границ) прав и обязанностей; установление юридических фактов, с которыми связывается их реализация; определение процессуально-процедурных форм реализации прав, свобод и обязанностей, законных интересов; меры поощрения и льготы для стимулирования эффективной их реализации.
Пределы прав, свобод и обязанностей личности. Право личности, как уже отмечалось, есть юридическая мера ее возможного поведения, так как пределы такой меры определены нормами права. Необходимость точного определения пределов субъективных прав и знание их носителями обусловлены действием принципов конституционности и законности в отношениях между личностью, обществом и государством. Не совсем четкое указание на границы права лица может служить препятствием к его активному использованию. В литературе определение пределов права лица справедливо рассматривается как юридическое средство, обеспечивающее наиболее полную реализацию этого права. Одновременно такое уточнение пределов права выступает и в качестве юридического средства, которое предупреждает нарушения этого права.
Установление пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания прав.
Универсальным критерием определения пределов содержания права и его реализации служит указание на цели реализации права. Цель - всеобщий момент формальной определенности всякого права. И.С. Самощенко, на наш взгляд, пришел к правильному заключению, что предусмотренная законом цель может быть самостоятельным указателем пределов содержания права. При этом цель права определяется через материальный результат, достижению которого должно служить поведение субъекта права в границах этого права <1>.
--------------------------------
<1> См.: Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей // Правоведение. 1977. N 1. С. 37 - 38. Однако вряд ли можно согласиться с автором, когда он конструирует категорию целевого права, не имеющего формальной определенности, в отличие от конкретного (формально определенного) права, содержание которого определяется через указание на формальные признаки возможного поведения. По нашему мнению, можно и нужно видеть юридически значимые возможности лица, вытекающие из правовых целей как материального результата. Эти возможности вполне охватываются категорией законных интересов лица. Они осуществляются в совокупности с формально определенными правами.
Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей определяются и отношениями между социальными слоями, нациями и народностями, коллективами в производственной сфере, в иных областях жизнедеятельности гражданского общества на основе сочетания и единения интересов, на принципах партнерства и социальной солидарности. Развитие данного рода социальных гарантий должно быть направлено против социального эгоизма работодателей, шовинизма и национализма, экстремизма, религиозного фанатизма. Следует обратить особое внимание на восстановление и развитие идеологии и практики коллективизма, утверждения нравственных начал в экономике, политике, бизнесе, культуре, быту.
Политические гарантии прав, свобод и обязанностей личности - это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни.
В этом контексте особо значимо закрепление в Конституции РФ демократического устройства России, республиканской формы правления (ст. 1), человека и его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2), суверенитета и всевластности народа (ст. 3), целостности территории (ст. 4), равноправия субъектов Российской Федерации (ст. 5). Реальное осуществление прав и свобод человека призваны обеспечивать система свободных выборов, политическое многообразие, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, иные системы сдержек и противовесов. Гарантом правового положения личности выступает сильное, но не тоталитарное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе, способное при необходимости эффективно защищать демократию, претворять в жизнь официально принимаемые юридические акты всеми законными средствами.
К сожалению, современная российская государственность в этом подчас обнаруживает слабость. Для свободы человека в равной мере опасны как абсолютизация власти, так и ее отсутствие, разрушение, ведущее к деградации личности, к хаосу. Соответственно, принцип разделения властей означает не только самостоятельность каждой ее ветви в пределах своих полномочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что обусловлено единством государства как такового, его общей обязанностью обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина, другие основы конституционного строя.
Благоприятная политическая атмосфера общественной жизни создает уверенность каждого гражданина в своих правах, их незыблемости, реальности, убеждение в том, что в любое время эти права могут быть реализованы, виновные в их нарушении обязательно будут наказаны, а сами права восстановлены. Дальнейшее развертывание демократии - все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование аппарата публичной власти, повышение активности общественных объединений, иных институтов гражданского общества, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения - усиливает гарантии реализации прав и свобод, законных интересов личности, способствует сочетанию реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.
Духовно-идеологические гарантии использования прав и исполнения обязанностей - это культура общества, образованность его членов, их творческий потенциал, морально-психологический климат общества. "Безграмотный человек, - говорил Ленин, - стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке" <1>. В конечном счете высокий уровень культуры граждан, их образования, общественной сознательности, гражданской зрелости - условие действенности всех прав и обязанностей, их полной реализации и эффективной охраны.
--------------------------------
<1> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 174.
В качестве особого гаранта Конституция РФ признает в России идеологическое многообразие и в то же время однозначно запрещает разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь (ч. ч. 1, 2, 5 ст. 13). Составной частью духовно-идеологических гарантий служит общественное и индивидуальное правосознание, политико-правовая культура общества, отдельных граждан, включая должностных лиц, призванных обеспечить защиту прав.
Высокая правовая культура есть обязательное условие сознательного осуществления прав и обязанностей, законных интересов, преодоление правового романтизма и особенно правового нигилизма каждым членом общества в строгом соответствии с принципами права, конституционности, законности и правопорядка. Конечная цель правового воспитания состоит в формировании у каждого члена общества уважения к праву, закону как внутреннего убеждения, как безоговорочного мотива поведения.
Неотъемлемое условие реальности прав, свобод и обязанностей, результативности их осуществления - знание их людьми, осмысление их высокой ценности, умение правильно использовать и защищать, уважение прав окружающих. Среди идеологических факторов обеспечения правового положения личности большое значение имеют прогрессивные политико-правовые концепции, научно-теоретические разработки в области прав и свобод человека и гражданина. Наметилась позитивная тенденция целенаправленного изучения проблемы прав человека в рамках высшего и среднего образования, распространения общих знаний в данной области среди населения.
Положено начало систематическому информированию широкой общественности о состоянии дел с правами человека в стране через официальные доклады парламентского уполномоченного, посредством специализированных периодических изданий, путем всестороннего и объективного обсуждения в органах публичной власти, неправительственных организациях, на научных конференциях, симпозиумах, семинарах, "круглых столах".
Экономические, социальные, политические и духовные гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнении юридических обязанностей, в их защите. Но сами по себе они непосредственно не обеспечивают правомерного и обоснованного использования прав, исполнения обязанностей в каждом конкретном случае, не исключают возможных нарушений и злоупотреблений при осуществлении последних.
В сегодняшней России по общему признанию еще существует значительное расхождение между социальной действительностью и юридическими нормами о правах и свободах личности. Стремление же к их одномоментному воплощению без должных гарантий может вести даже к самоотрицанию прав и свобод, утрате веры людей в их потенциал. Необходима систематическая и последовательная линия на создание всесторонних гарантий реализации охраны и защиты прав, свобод и обязанностей личности с учетом особенностей переходных процессов в реформируемом обществе, включая эффективность проведения самих реформ, а также возможных особенностей избранного российским обществом и государством собственного (суверенного) пути прогрессивного развития.
1>1>1>1>2>1>2>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
§ 2. Юридические гарантии реализации
правового статуса личности
Юридическими гарантиями реализации прав, свобод и обязанностей личности являются закрепленные законодательством: конкретизация пределов (границ) прав и обязанностей; установление юридических фактов, с которыми связывается их реализация; определение процессуально-процедурных форм реализации прав, свобод и обязанностей, законных интересов; меры поощрения и льготы для стимулирования эффективной их реализации.
Пределы прав, свобод и обязанностей личности. Право личности, как уже отмечалось, есть юридическая мера ее возможного поведения, так как пределы такой меры определены нормами права. Необходимость точного определения пределов субъективных прав и знание их носителями обусловлены действием принципов конституционности и законности в отношениях между личностью, обществом и государством. Не совсем четкое указание на границы права лица может служить препятствием к его активному использованию. В литературе определение пределов права лица справедливо рассматривается как юридическое средство, обеспечивающее наиболее полную реализацию этого права. Одновременно такое уточнение пределов права выступает и в качестве юридического средства, которое предупреждает нарушения этого права.
Установление пределов прав личности осуществляется по-разному, главным образом путем определения характера действий, выходящих за рамки содержания прав.
Универсальным критерием определения пределов содержания права и его реализации служит указание на цели реализации права. Цель - всеобщий момент формальной определенности всякого права. И.С. Самощенко, на наш взгляд, пришел к правильному заключению, что предусмотренная законом цель может быть самостоятельным указателем пределов содержания права. При этом цель права определяется через материальный результат, достижению которого должно служить поведение субъекта права в границах этого права <1>.
--------------------------------
<1> См.: Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей // Правоведение. 1977. N 1. С. 37 - 38. Однако вряд ли можно согласиться с автором, когда он конструирует категорию целевого права, не имеющего формальной определенности, в отличие от конкретного (формально определенного) права, содержание которого определяется через указание на формальные признаки возможного поведения. По нашему мнению, можно и нужно видеть юридически значимые возможности лица, вытекающие из правовых целей как материального результата. Эти возможности вполне охватываются категорией законных интересов лица. Они осуществляются в совокупности с формально определенными правами.