Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 595
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественные объединения выступают в различных организационно-правовых формах: политические партии; общественные организации; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.
Особое место в политической системе демократического общества занимают политические партии, являющиеся одной из форм реализации провозглашенного в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма (ст. 13). Политические партии выражают политическую волю своих членов и содействуют выражению политической воли гражданского общества. Политическая партия является общественным объединением, созданным в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Партии формируются открыто, инициативно и свободно.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" определяет основные признаки таких организационно-правовых форм общественных объединений, как общественные организации, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия (ст. ст. 8 - 12).
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законодательством.
В общественной и государственной жизни страны особую роль играют профессиональные союзы, создаваемые для защиты интересов работающих, разнообразные добровольные общества, творческие союзы, объединения производственно-трудового профиля (адвокатские и нотариальные конторы, товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические объединения граждан и др.).
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественные полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд как один из видов некоммерческих фондов представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Возникают новые формы общественных объединений. Так, во многих субъектах РФ созданы общественные палаты, а на федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" - Общественная палата Российской Федерации.
Наряду с Федеральным законом "Об общественных объединениях", посвященным регулированию различных аспектов формирования и деятельности всех видов общественных объединений, существуют федеральные и региональные законы, регламентирующие создание и функционирование их отдельных видов - политических партий, профсоюзов, благотворительных обществ, общественных фондов. Так, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" определяет порядок создания и регистрации политических партий, их внутреннего устройства, права и обязанности партии, государственной, в том числе финансовой, поддержки и государственного контроля за соблюдением законодательства о партиях. Специальным является и Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Согласно ч. 4 ст. 13 Конституции РФ общественные объединения равны перед законом.
Политические партии и общественные организации формируются и действуют на основе членства, все остальные общественные объединения - на основе участия граждан в их создании и деятельности.
Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет (иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политической партии в России).
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать число членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Предпосылками обладания и реализации социально-корпоративного статуса личности служат: а) членство либо участие в объединении и б) должная статутность (субъектность) личности.
Предпосылки социально-корпоративного статуса и сам социально-корпоративный статус личности, конечно, тесно, неразрывно связаны между собой, но все же это самостоятельные явления. Поэтому нельзя согласиться с Д.В. Шутько в том, что центральной проблемой членства является проблема прав и обязанностей (по существу, статуса) члена общественной организации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Шутько Д.В. Указ. соч. С. 19 - 20.
Членство означает официально оформленную принадлежность лица к конкретному общественному объединению, ассоциирование (объединение) его с другими членами в одном коллективе для осуществления деятельности, обусловленной целями и задачами данного объединения. Институт членства представляет систему норм, определяющих условия и порядок вступления в объединение и выбытия из него. Членство служит основанием, предпосылкой статуса члена общественного объединения. Оно предшествует этому статусу, предваряет его.
Статутность (субъектность) характеризует свободу воли члена или участника общественного объединения, его способность иметь, обладать, осуществлять его социально-корпоративный статус, отвечать за его нарушение. Так, Федеральный закон "О политических партиях" предусматривает, что членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, и не вправе быть членами политической партии граждане РФ, признанные судом недееспособными (п. 2 ст. 23). Следовательно, при определении статутности (субъектности) члена политической партии используются возрастной и волевой критерии.
В своем единстве статус члена или участника общественного объединения и его обязательные предпосылки - членство и статутность (субъектность) - составляют содержание социального положения члена или участника общественного объединения. По своей нормативной природе статус и положение члена (участника) общественного объединения являются социально-корпоративными, регулируются нормами уставов (положений, программ) общественных объединений. При этом не исключается и законодательное регулирование статуса и его предпосылок, т.е. социально-корпоративного положения члена (участника) общественного объединения.
1>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>1>1>
§ 2. Статус членов (участников) общественных объединений
При исследовании социально-корпоративного статуса личности в общетеоретическом плане прежде всего следует определить его содержание, структурные элементы, выяснить их природу с точки зрения соотношения государственно-правового и корпоративного регулирования, основные направления развития.
Социально-нормативный статус члена политической партии и общественной организации, члена или участника иных общественных объединений можно квалифицировать как их социально-корпоративный статус. Последний, в свою очередь, имеет разновидности, зависящие от вида общественного объединения и формы нормативного регулирования прав и обязанностей его членов (участников).
Особенности статуса члена (участника) общественного объединения определяются прежде всего спецификой самого общественного объединения, теми целями и задачами, ради которых эти объединения создаются и функционируют.
Родовой основой всех видов социально-корпоративного статуса членов (участников) общественных объединений служат общие специфические интересы объединившихся лиц.
Особые, специфические интересы членов (участников) общественных объединений формулируются в виде целей и задач указанных объединений, их прав и обязанностей. Иными словами, нормативное закрепление целей и задач (например, в уставах, программах) выражает коллективные и совпадающие с ними личные интересы членов и участников общественных объединений, гарантируемые этими объединениями при поддержке государства. К примеру, основными целями и задачами политической партии, излагаемыми в ее уставе и программе, являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях"). Естественно, что достижение целей и задач политической партии осуществляется ее членами как индивидуально, так и в коллективных формах.