Файл: Синтаксис и пунктуация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 765

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Распол..жить на площад.., на станци.., на лини.., на линейк..; направит..ся к рощ.., к пристан.., к реч..к..; в путешестви.. по Австрали.., по Африк..; побывать в Инди.., в Испани.., в Америк.., на север.. Сибир.., в Якути..; писал в тетрад.., в тетра..к..; р..стет у дорог..; лечился в больниц..; служ..л в арми..; был на собрани.., в здани.., расстались на площ..д...

  2. Шли от площа..к.. к площ..д..; лежал в постел.., в постельк..; в..сит на ел.., на елк.., на топол.., на берез.., на нитк.., на нит..; сидел на кроват., на кроватк..; катался на лошад.., на лоша..к..; раздават..ся в тиш.., в тишин..; посвятить Мари.., Марь..; Наталь.., Натали..; Даш.., Дарь..; Ксени.., Ксюш.. .

Задание 54: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Определить падеж, склонение и род, выделить окончание существительных.

  1. На дорог.., к избушк.., в Германи.., по истори.., в школ.., в Астрахан.., в Ярославл..; цветы яблон..; на черемух.., в купальн.., в типографи.., в сел.., в селени..; близ дорог.., от лили..; в арми...

  2. К опушк.., в спектакл.., в театр.., по мес..ност.., в лазур..; адресовано Мари.. Андреевн.., в санатори.., по алле.., по отмел.., в здани.., из соломк.., в ине.., по лестниц.., об открыти.., в содержани...

  3. В древност.., в решени.., от деревн.. к деревн.., по Европ.., по Ази.., по Америк..; стоял в раздумь.., на взморь.., по совест.., к опасност.., в сияни.., к мудрост.., от верхушк.., до дорог.., подле палатк.. .

Задание 55: Списать, вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных. Выделить окончания существительных.

  1. Говорили о лини.., станци.., дорог.., избушк.., Лиди.., Лид..; читали о Мари.., Даш.., Мит.., Кол.., Ксени.., Надежд.., Наталь.., песн.., на выставк.., на экспозици.., на презентаци.. .

  2. Учебники по хими.., биологи.., истори.., математик.., зоологи.., географи.., литератур.., алгебр.., физик.., геометри.., экономик.., технологи..; побывали на лекци.., в планетари.., в музе.., в Третьяковской галере.., в зоопарк...

Задание 56: Списать, вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных. Выделить окончания существительных.

  1. Из теори.., песн.., экскурси.., лекци.., алле.., тетрадк.., тетрад..; к Лиди.., Лид.., Маш.., Мари.., Дарь.., Ольг.., Наст.., Анн.., Анастаси..; о бур.., туч.., молни.., сил.., деревн.., площад.., площадк..; на пашн.., топол.., станци.., акаци.., березк.., рябин.., постел.., постельк...

  2. О професси.., спектакл.., делегаци.., долг.., степен.., ноч.., образовани..; найти в папк.., альбом.., тетрад.., тетрадк.., проруб.., здани.., сара..; ехать из Сибир.., Рязан.., Средней Ази.., Америк.., Африк.., Австри..; на сирен.., ветк.., ветв.., квитанци.., бумаг..; к Рязан.., Тул.., мельниц.., галере.., молодеж.., берез.., ел.., елк...


Задание 57: Списать, вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных. Выделить окончания существительных.

  1. Идти по дорог.. к избушк..; во время пребывания в Итали..; преуспевать в школ.. по истори.., математик..; побывать в Астрахан.., в Ярославл..; прилипнуть к яблон..; прикоснуться к черемух..; печатать в типографи..; располагаться в селени.. возле речк...

  2. Растут близ дорог..; перелетала от лили.. к лили..; росли у опушк..; присутствовать на спектакл.. в театр..; в причудливой местност..; увидеть в лазур.. неб..; посвятить Мари.. Андреевн..; лечиться в санатори..; бродить по алле.., по отмел.. .

Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Задание 58: Запиши существительные в Т.п. ед.ч. Объясни свои действия по ЗРЯ. Выдели окончание.

  1. Репортаж, овца, врач, тряпица, перец, малыш, сыч, смерч, оконце, туча, луч, манеж, смерч, борщ, кормилец, лисица, Паша, этаж, плечо, больница, блиндаж.

  2. Ткач, платьице, пловец, мяч, баловница, переселенец, каша, богач, принц, мираж, мяч, ковш, Лёша, ландыш, гусеница, корж, скрипач, каракатица, больница, шприц.

  3. Отец, птица, шпиц, приёмыш, полководец, грач, мельница, малыш, деревце, скрипач, горец, работница, плащ, старец, горчица, палец, крыша, Маша, Гриша, матч.

Задание 59: Распределить слова в две колонки: 1) пишется о; 2) пишется е на конце существительных после шипящих. Объяснить написание по ЗРЯ.

Луч..м; калач..м; пейзаж..м; товарищ..м; луж..й; туч..й; лапш..й; пшениц..й; циркач..м; мяч..м; плеч..м; суш..й; ландыш..й; круч..й; чертеж..м; камыш..м; ткач..м; летописц..м; абзац..м; чтец..в; огурц..в; отц..в; кож..й; творц..м; рубеж..м; зеркальц..м; страниц..й; ландыш..м; рощ..й.

Задание 60: Списать и вставить пропущенныебуквы. Объяснить свой выбор по ЗРЯ.

  1. Продавщич..й, трубач..м, горниц..й, богач..м, волчиц..й, тягач..м, скворц..м, месяц..м, Владимирович..м, ключниц..й, зайц..м, мальц..м, лётчиц..й, циркач..м, ткач..м, калач..м, бич..м, помощниц..й.

  2. Лисиц..й, Евгеньевич..м, клич..м, белильщиц..й, бурильщиц..й, меч..м, Михайлович..м, усач..м, лужиц..й, лихач..м, Андреевич..м, жительниц..й, гостиниц..й, королевич..м, Олегович..м, царевич..м, москвич..м, Павлович..м.

Задание 61: Списать и вставить пропущенныебуквы. Объяснить свой выбор по ЗРЯ.

  1. Груш..й, училищ..м, встреч..й, чиж..м, Валентинович..м, улиц..й, кирпич..м, кулич..м, рощ..й, Маш..й, обманщиц..й, зрелищ..м, Васильевич..м, ловц..м, завуч..м, Львович..м, Глаш..й, сыч..м, медведиц..й.

  2. Ключ..м, Наташ..й, пыльц..й, шалаш..м, Петрович..м, кольц..м, пскович..м, огольц..м, ералаш..м, кожиц..й, близнез..м, мякиш..м, горцич..й, Леонидович..м, марш..м, задач..й, Ильич..м, нош..й, свеч..й, гостинц..м, огурц..м.


Задание 62: Списать и вставить пропущенныебуквы. Объяснить свой выбор по ЗРЯ.

  1. Нож..м, учительниц..й, фарш..м, душ..м, Алексеевич..м, мыльниц..й, лаваш..м, кормилиц..й, умельц..м, продавц..м, птичниц..й, буфетчиц..й, Саш..й, братц..м, сестриц..й, Георгиевич..м, лестниц..й, муж..м, Тимофеевич..м.

  2. Сверстниц..й, матрац..м, горц..м, горлиц..й, кориц..й, ларц..м, Миш..й, луж..й, кож..й, камыш..м, плющ..м, гулюш..м, Юрьевич..м, корж..м, перечниц..й, морж..м, луж..й, Константинович..м, Лёш..й, мельниц..й.

Задание 63: Списать и вставить пропущенныебуквы. Объяснить свой выбор по ЗРЯ.

  1. Бойц..м, лож..й, Геннадьевич..м, поклаж..й, багаж..м, молочниц..й, Николаевич..м, пейзаж..м, докладчиц..й, учениц..й, отличниц..й, молодиц..й, зверинц..м, лечебниц..й, экипаж..м, книжец..й, страж..м, репортаж..м, гордец..м, сердц..м.

  2. Гриш..й, Степанович..м, баловниц..й, Ефимович..м, гвардейц..м, скрипач..м, Андрюш..й, каш..й, Даш..й, Дмитриевич..м, матч..м, приёмыш..м, смерч..м, Григорьевич..м, владельц..м, полководц..м, Никитич..м, спутниц..й, Александрович..м, Паш..й.

Задание 64:

1). Списать и вставить и подчеркнуть пропущенные буквы.

2).Определить падеж, склонение и род, выделить окончание существительных.

3). Разобрать существительное по составу.

4). Морфологический разбор существительного.

5). Разобрать по членам предложения 2, 14 и 20 предложения.

  1. 1)В конц.. улиц.. в..днеется старый дом под железной крыш... (Э. Шим) 2) Конь остался при мельниц.. и т..рпеливо в..зил глину, наво.., жерд... (К. Паустовский) 3) Рож.. только начинала к..л..ситься. 4) Орех цв..тет, но не пылают ж..лтой пыльцой его сережк... (М. Пришвин) 5) Птички на лету зацепят веточку, и пол..тит от веточк.. ж..лтый дымок. (М. Пришвин) 6) На околиц.. около дерев.. стоит старый дуб. 7) Богатых грибных мест нет возле нашей деревн... (Э. Шим) 8) Деревья все в ине... 9) Спит непробудным сном в берлог.. медвед...

  2. 1) По опушк.. лес.. проб..жала л..сиц.., тоненько пискнула лесная мыш.. . 2) Из далекой Африк.. отправляются в путь птиц.. . 3) От ел.. к ел.. тянутся на снег.. след.. белок. 4) На п..лянк.. зреет душ..стая земляника. 5) От березк.. к березк.. протянуты тонкие нит.. серебристой паутин.. . 6) На черемух.. б..леют пышные кист.. цветов. 7) Мы шли к деревн.. по нашей тропинк.. . 8) В здани.. горел свет. 9) В галере.. мы побывали дважды.

  3. 1) Отец хорошо отдохнул в санатори.. . 2) На лекци.. в планетари.. мы узнали много интересного о движени.. планет на неб.., о лунном затмени.. . 3) От станци.. к деревн.. прол..жили ш..рокое ш..ссе. 4) По этому крику птиц.. узнают об опасност.. . 5) Надулись на берез.. смолистые почк.. . 6) Сол..вей обычно с..дит на ни..кой ветк.. черемух.. . 7) З..муют ласточ..ки в далекой Африк.. . 8) Ветки акац.... покрылись ц..плячьим пухом.


Задание 65:

1). Списать и вставить и подчеркнуть пропущенные буквы.

2).Определить падеж, склонение и род, выделить окончание существительных.

3). Разобрать существительное по составу.

4). Морфологический разбор существительного.

5). Разобрать по членам предложения 1, 6 и 8 предложения.

    1. 1)При моем приближени.. собака в..выла и затр..слась мелкой дрожь.. . 2) К пристан.. подходили к вечер.. . 3) На Камчатк.. картошка лучше всего р..стет там, где есть вулканический пепел. 4) В долин.. распол..гает..ся двадцать гейзеров. 5) С этими людьми я познакомился во время экспедиц.... на вулкан. 6) До поз..ней ноч.. в редакц.... мы слушали расска.. об удивительном путешестви.. на мотоцикл.. из Магадана в Москву. 7) У пристан.. т..нцует молодеж...

    2. 1) Он ж..л в (Г,г)ермани.., в (И,и)тали.., в (А,а)фрик.., в (А,а)встрали.. . 2) Пришло письмо из (Р,р)язан... 3) Тогда (Т,т)обольск стал главным городом (С,с)ибир... 4) Тобольск выр..стил для (Р,р)осси.. химика (М,м)енделеева. 5 Сказочника (Е,е)ршова в гимнази.. учил отец (М,м)енделеева. 6) В музе.. хранит..ся множество интерес..ных вещей. 7) Каждый день на площад.. соб..рают..ся приезжие люди. 8) В (К,к)арели.. много старинных деревянных построек.

      Буква е в суффиксе -ен-
существительных на –мя.


Задание 66: Выписать существительные на –мя с суффиксом –ен-. Объяснить свои действия по ЗРЯ.

    1. 1)Весной из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. 2) Снегири питаются семенами зазимовавшихся под снегом растений. 3) В далекие времена в весенний праздничный день матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. 4) Шустрые птички своими кривыми клювиками выбирают из шишек семена. 5) Я не пожалел о потраченном времени. 6) Он коснулся рукой темени. 7) Небо время от времени прояснялось.

    2. 1) Нет тяжелее бремени, чем лень. 2) Солдаты принимали присягу у полкового знамени. 3) Мать рано состарилась под бременем забот. 4) На этой территории когда-то жили люди древнего племени. 5) В солнечную осень свет источают и заросли рыжих кустарников, и горящие неподвижным пламенем черемухи, и выгоревшая трава. (Э. Шим) 6) Если вы хотите знать о русских именах, познакомьтесь с книгой В. Никонова «Ищем имя». 7) Имя Дарья происходит от персидского имени Дарий — «богач». Первоначально этим именем называли в основном крестьянок.

Не с именами существительными.


Задание 67: Списать, определить в каких случаях не с существительными пишется слитно, а в каких раздельно. Объяснить свои действия по ЗРЯ.

  1. Устать с (не)привычки; пришел в (не)годность; (не)решительность характера; домашние (не)урядицы; явная (не)приязнь; (не)точность, а приблизительность расчета; (не)решительность, а робость; сказать (не)правду; возможны всякие (не)урядицы; явная (не)лепость; рассказывал (не)былицы; (не)разбериха; (не)правда, а ложь; (не)приятель, а настоящий друг; (не)внимание, а рассеянность.

  2. Остановиться в (не)решительности; (не)брежность в одежде; упрёк в (не)серьёзности; ошибки из-за (не)внимательности; (не)аккуратность ученицы; (не)приветливость в обращении; рассказывать (не)былицы; (не)примиримость к врагу; оказаться (не)веждой; оставаться (не)учем; чувствовать (не)приязнь; выразить (не)расположение; большие (не)взгоды; (не)точность в ответе; (не)приклонность характера.

Задание 68:Списать, определить правильное написание существительных с не, используя ЗРЯ.

1) (Не)настье приостановило продвижение отряда. 2) (Не)ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) (Не)погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) (Не)погода принесла новые (не)приятности. 5) Это была явная (не)правда. 6) (Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена (не)точность. 8) В его движениях была видна (не)решительность, а робость. 9) (Не)приятель штурмовал крепость. 10) (Не)знакомец не расслышал вопроса.

Буквы ч и щ в суффиксах -чик — -щик.

Задание 69: Списать, вставить Ч или Щ? Обозначить суффикс, в скобках записать слово, от которого образовано данное существительное.

  1. Опытный перевод..ик; компьютер..ик; перенос..ик; перебеж..ик; набор..ик типографии; газет..ик; груз..ик; интересный рассказ..ик; сбор..ик налогов; буриль..ик; аккуратный перепис..ик; забастов..ик; болель..ик «Спартака»; веселый барабан..ик; домен..ик; корабельный сигналь..ик; речной бакен..ик; злостный прогуль..ик.

  2. Застрель..ик в делах; разнос..ик газет; развед..ики земных недр; буфет..ица, копиров..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик , автопогруз..ик, пресов..ица, свар..ик.

      Гласные в суффиксах существительных
-ек и –ик.


Задание 70: Списать. Вставить пропущенные буквы. Обозначить условия выбора букв