Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Ручное практическое задание до, СпДО.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 4
Максимальное количество баллов – 3
Предлагается к решению следующая педагогическая задача. В старшую группу (возраст детей 5-6 лет) поступил мальчик из другого детского сада. Ребёнок из многодетной семьи, ведет себя агрессивно, на просьбы воспитателя не реагирует, на занятиях ведёт себя пассивно и отвлекает детей, привлекая к себе внимание.
Вопросы:
1. Объясните причины сложившегося поведения ребенка.
2. Опишите действия воспитателя в возникшей ситуации.
3. Предложите рекомендации воспитателю для выстраивания общения с родителями ребёнка.
1) Дети из многодетных семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость. Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении, также обладают более высокими оценками организованности. Основными психологическими проблемами многодетной семьи являются дефицит внимания к детям со стороны родителей.
Психолого-педагогическая проблема - одна из самых серьезных проблем, которая характеризуется дефицитом времени, недостаточностью знаний по воспитанию детей; это невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей.
Практически во всех многодетных семьях возникают психологические проблемы в процессе воспитания детей. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Как правило, старшие дети быстро взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Необходимо отметить то, что в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, личных любимых игрушек, т.е. Автономности каждого, что приводит к длительным конфликтам между детьми. Это в свою очередь сказывается на поведении мальчика.
2) Можно выделить семь ключевых направлений работы с такими детьми:
1. Консультационная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.
3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом и эмоциям.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребенка выражению своего гнева способами безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
3)Задача родителей – не показывать предпочтений одному из детей. Необходимо лишь эту проблему увидеть, идентифицировать, честно назвать, обсудить, как исправить положение, и приняться за дело. И не забывать при этом, что отношения в семье строятся по кирпичику, каждый день, каждый час.
1. Выделите время перед сном. Посидите всей семьей в кружке, побеседуйте, обсудите как прошел день, расскажите сказку, спойте песенку.
2. Проведите с каждым ребенком по отдельности хотя бы несколько минут.
3. Уложив младших, поцеловав каждого и пожелав ему доброй ночи, уделите внимание старшим.
4. Пожелайте добрых снов каждому ребенку в отдельности, подойдите к каждому из них, наклонитесь и скажите на ушко добрые слова.
5. В течение выходного дня дайте каждому ребенку индивидуальное время. Если дети ревнуют или ссорятся из-за времени, проведенного с вами, - составьте расписание, в котором будет четко оговорено время, которое каждый ребенок проведет с вами. Расписание должно висеть на видном месте.
6. Помимо семейных прогулок, раз в неделю выйдите на прогулку с одним из детей – заранее оговорите с детьми очередность этих свиданий.
7. Критикуйте каждого ребенка за проступки наедине. Введите четкие правила и ограничения, ознакомьте всех детей. Наказание должно соответствовать возрасту. Лишать лучше хорошего и значимого для ребенка, однако, нельзя лишать физиологически значимых вещей (еда, питье, сон и т. д.). При наказании осуждать поступок, а не самого ребенка.
8. Твердо запретите старшим детям наказывать младших – дисциплинировать могут только родители.
9. Именно «рукоприкладство» между детьми обычно больше всего раздражает и беспокоит родителей. Один из самых эффективных способов справиться с этим - установить четко определенные границы в выяснении отношений: например, спорить можно, а драться, обзываться обидными словами - нельзя. Очень важно, чтобы это решение исходило не целиком от взрослых, а было принято самими детьми. Можно даже организовать семейное собрание и обсудить ситуацию, вместе разработать правила и законы.
10. Помощь старших детей в уходе за младшими неоценима! Благодарите и хвалите за нее старших детей – только научите их дать вам знать, когда уход за младшими станет им в тягость. Будьте готовы прийти на смену.
11. Следите за тем, чтобы у детей была уверенность, что с ними поступают, по справедливости. Именно, поэтому часто из уст детей звучит фраза: «Это нечестно!» Надо объяснять детям, что «по – честному это не всегда поровну, по – честному – это когда уважают потребности каждого человека и идут навстречу его нуждам».
12. Не уставайте хвалить и благодарить детей. Они ждут вашего одобрения – это маяк в бурном море познания. Похвала должна быть высказана целенаправленно и грамотно, она должна попадать точно в цель. Похвала (как и наказание) следует тут же за поступком, описывает в простых словах конкретное действие. Будьте бдительны, распределяя похвалу, - братья и сестры ревностно следят за тем, кого сколько раз и за что похвалили, отчаянно переживают, если их обошли добрым словом.
13. Важно показывать свою любовь, и «безусловное» принятие своих малышей даже тогда, когда у них что-то не получается. Но важно делать это правильно: не сравнивать их между собой и не говорить, что они любимы одинаково. Ведь каждому, даже самому маленькому человечку, хочется быть особенным и единственным. Поэтому, вместо: «Я люблю вас троих», - лучше сказать: «Каждый из вас занимает в моем сердце особое место: со своими улыбками, чувствами, даже проделками». Ответ:
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов – 2
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Выделяют три основных стиля воспитания детей: авторитарный, либеральный и демократический. Внимательно прочитайте примеры приведенных стилей воспитания, которые представлены ниже.
1. Девочка (6 лет) застенчива, не проявляет инициативы, боится оценки в свой адрес, в играх очень тихая, остро реагирует на участие в мероприятиях (может заплакать, боится выступать), боится сделать что-то не так без одобрения взрослого.
2. Мальчик (6 лет) проявляет интерес ко всем видам деятельности, участвует и раскрывает себя в различных мероприятиях, если что-то не получается – обращается к воспитателю с просьбой о помощи, родители с интересом и вниманием спрашивают ребёнка – как прошёл день, что больше всего понравилось в этот день, с какими трудностями столкнулся.
3. Девочка (5 лет) не проявляет инициативы, нет интереса к мероприятиям, не выполняет посильных действий, потому что «неинтересно», хочет делать только то, что интересно ребёнку.
На основании приведенных выше примеров заполните таблицу с определением стиля воспитания, характерные действия выбранного стиля воспитания, способы взаимодействия с ребёнком и родителями.
Таблица 3 – Стили воспитания
Номер примера | Стиль воспитания | Характерные действия | Способы взаимодействия |
1 | Авторитарный | Авторитарному стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме «родитель- ребенок» превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. | При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. |
2 | Демократический | Подразумевает общение и поддержание дружеских отношений между членами семьи. Взрослые при этом требуют дисциплины и правил поведения, но все их требования реалистичны. Такие родители проявляют внимание и заботу, справедливы в отношении поступков ребенка, дают ему право выбора и обосновывают свои требования. | Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами. |
3 | Попустительский | В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют неуверенность. Для такого свободного стиля характерны низкая дисциплина либо ее полное отсутствие, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий, и иногда при рассмотрении таких отношений со стороны не понятно – кто из членов семьи является родителем, а кто – ребенком? Ребенок не получает направления, ограничений, при попытке родителей дать какие-то указания не слушается. Верный спутник либерального семейного воспитания – плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует и процесс образования ребенка. В либеральной семье дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми, что приводит к попыткам манипулирования окружающими | Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровой дисциплины в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Такие дети во взрослом возрасте очень уязвимы, мучительно ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными средствами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, увлекаются самыми экзотическими системами питания, пытаясь установить контроль хоть над чем-нибудь в своей жизни… Это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи. Разновидность попустительского стиля воспитания – «эмоциональное отвержение». В этом случае ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок. |
ЗАДАНИЕ 6
Максимальное количество баллов – 3
«Всемирный день общения» ежегодно отмечается 5 мая. Рассмотрите предложенный план мероприятий (в том числе подвижных и двигательных игр) на день, посвященный этому празднику. Выберите самостоятельно возрастной период детей. Заполните таблицу, где отразите основные обязательные элементы планирования подобного мероприятия.
Таблица 4 – Планирование мероприятий «День общения»
№ п/п | Время и продолжительность | Название мероприятия | Цель мероприятия | Средства мероприятия | Содержание мероприятия | Результат мероприятия |
1 | 15-20минут | Пальчиковый театр. | Развитие детского речевого творчества дошкольников через театральную деятельность | Пальчиковые куклы из бумаги хороши тем, что очень проста в изготовлении. Ее можно сделать с детьми, потратив совсем немного времени. Ее можно использовать просто для игры с детьми или для постановки в домашнем кукольном театре. Пальчиковая кукла может быть – человечком или животным, птицей, мультяшкой или придуманным персонажем. Шаблон куклы нужно нарисовать на картоне. Вырезать и отдать раскрашивать ребенку. Куклу можно украсить бисером, тесьмой, ленточками, пуговицами, блестками. Из меха и ниток сделать волос Сделав несколько разных кукол, вы можете очень легко и просто сделать маленький домашний кукольный театр. И ставить в нем постановки. Распечатайте на принтере и раскрасьте. Не забудьте вырезать дырочки для пальчиков. Театр готов! | Сказка про курочку рябу | Способствует развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность. помогает справиться со страхами, переживаниями. |
2 | для старшего дошкольного и младшего школьного возраста 10 мин | Инопланетяне | развитие навыков невербалього общения. | Желательно использовать внешнюю атрибутику: шлемы для инопланетян, картонный макет корабля или летающей тарелки и т. п. которые можно сделать дома вместе с родителями или в группе с детьми. | Межпланетный корабль совершает вынужденную посадку на незнакомой планете. Это Земля. Инопланетяне ступают на чужую землю и видят группу ребят. Но как наладить контакт? Ведь никто не знает язык друг друга. И тут на помощь приходят жесты. «Инопланетяне» показывают рукой на какой-нибудь предмет (например, стул, кровать, стол и т. д., а земляне, называя этот предмет, должны жестами показать его функциональное назначение. Игра сопровождается музыкой. | В ходе игры застенчивые дети должны добиться понимания со стороны сверстников, что требует от них активности и уверенности. |