ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1086
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История
Занятие 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА
Университет «Синергия»
Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов
История
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
4-е издание, переработанное и дополненное
История
УДК 94
ББК 63.3
Д138
Ответственный редактор серии:
член-корреспондент РАО,
доктор экономических наук, профессор Ю. Б. Рубин
Редакционная коллегия:
д.э.н., проф. В. И. Хабаров к.э.н. В. Г. Лобов к.э.н. Т. А. Семкина к.э.н. А. А. Ожгихина И. А. Кондратьева
Давыдова Ю. А., Матюхин А. В., Моржеедов В. Г.
История: учеб. пособие / Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Университет «Синергия», 2017. – 204 с.
ISBN 978-5-4257-0278-4
| © Давыдова Ю. А., 2017 |
| © Матюхин А. В., 2017 |
| © Моржеедов В. Г., 2017 |
ISBN 978-5-4257-0278-4 | © Университет «Синергия», 2017 |
Занятие 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА
Содержание
Введение ..................................................................................................................... 4
Занятие 1 5
ИСТОРИЯ КАК НАУКА..................................................................................... 5
Занятие 2
ДРЕВНИЙ МИР ................................................................................................... 23
Занятие 3
ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ......................................................................... 52
Занятие 4
НОВОЕ ВРЕМЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ............................................. 79
Занятие 5
РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI–XVIII вв.) ........................................ 96
Занятие 2 3
РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XIX в.) 144
Занятие 7. МИР, РОССИЯ И СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 166
Занятие 7 166
СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI в. 194
Занятие 9. СССР И РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI в. 218
Литература 254
История
Дорогие друзья!
Перед вами учебное пособие, посвященное изучению истории. Еще в античные времена существовало выражение: «История – наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала всего человеческого знания и опыта.
Целью дисциплины «История» является формирование базовой системы знаний в области мировой и российской истории, выработка навыков исторического мышления, воспитание гражданственности и патриотизма. В данном курсе будут охвачены все периоды мировой и отечественной истории: с момента появления человека на Земле до начала XXI в.,
выделены основные исторические события, выявлены исторические закономерности.
Изучение истории имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов во всех отраслях современной экономической и общественной жизни. Данная дисциплина расширяет исторический кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории.
Желаем удачи!
Занятие 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА
Занятие 1
ИСТОРИЯ КАК НАУКА
СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ
-
Методология и теория исторической науки -
Россия в мировом историческом процессе
ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ
Знать:
-
специфику исторической науки; -
социальные функции истории; -
группы исторических источников; -
специфику различных подходов к изучению и толкованию истории; -
различные точки зрения касательно места России в мировом историческом процессе; -
историческую специфику положения и развития России «между Востоком и Западом».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
-
история -
функции истории -
исторический источник -
методология -
формационный подход -
цивилизационный подход -
«школа Анналов» -
презентизм -
позитивизм -
стадиальная теория -
теория локальных цивилизаций -
цивилизация западного типа -
цивилизация восточного типа -
евразийцы
ТЕОРИЯ
1. Методология и теория исторической науки
В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. В широком смысле под историей обычно понимают процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Можно сказать, что история во многом является основой научного познания во всех областях, поскольку научное объяснение какого-либо явления может быть дано лишь в том случае, если рассматривать его в развитии, т. е. исходя из принципа историзма. В узком смысле слова под историей следует понимать процесс развития человеческого общества. История является также особой отраслью знаний и одной из гуманитарных наук.
В современном мире существует более двух тысяч различных наук, которые вырабатывают и систематизируют знания о природе, технике, человеке и общественной жизни. В этом ряду достойное место занимает историческая наука, которая также имеет свою систему законов, закономерностей, категорий и понятий.
История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), написавший первое историческое сочинение «История». В древнегреческой мифологии даже существовала муза истории – Клио. На одной из фресок она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Клио напоминала о том, чего может достичь человек, помогала найти свое предназначение.
Очень часто об истории говорят именно как о науке, изучающей прошлое. Это, конечно, правильно, но не совсем точно, т. к. все прошлое не входит в сферу интересов исторической науки. Как известно, прошлое космоса, Земли, растительного и животного мира нашей планеты изучают другие специальные науки – космология, геология, палеонтология и др. На долю истории приходится лишь часть прошлого. При этом важно понимать, что занятие историей нельзя сводить к простому любопытству, к уходу в прошлое ради самого прошлого. Люди всегда стремились к тому, чтобы найти с помощью прошлого объяснение настоящему и постараться предугадать будущее. Исходя из этого, можно сказать, что история – это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.
Не стоит забывать, что общество состоит из отдельных людей и история общества – это одновременно история составляющих его индивидов. Стремясь к познанию процессов и явлений общественного развития, историческая наука уделяет внимание и изучению жизни отдельных людей.
При этом изучение человека и общества не является спецификой только истории, ведь этим же занимаются и другие науки, например, социология, психология, экономика и политология. Однако в отличие от других наук общественного цикла историю интересует, какие этапы в своем развитии прошли общество и человек, какие сдвиги происходили в условиях их существования и как вместе с тем изменялись они сами. Таким образом, историческая наука изучает закономерности развития общества.
Н о история – это не просто наука, это форма социальной памяти человечества, основной задачей которой является обобщение и обработка накопленного человечеством опыта. |
В то же время история выступает одной из важнейших форм самосознания людей, одним из основных способов самоидентификации общества, средством «ориентации» людей в социальном пространстве. «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни», – писал древнеримский философ Цицерон.
Как и всякая другая наука, история имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исторической науки в широком смысле выступает общество в прошлом, а в более узком смысле – конкретное явление, процесс, социальная группа или конкретное сообщество, имеющие свои пространственно-временные характеристики. Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. Расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний. В настоящее время история рассматривается как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь,
история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский писал о сущности истории: «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
С какой целью нужно изучать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории.
Первая функция – научно-познавательная (когнитивная), интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Так, русский мыслитель Н. Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.