Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1325
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А в не ситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.
11.3. Диагностика и коррекция преодоления у детей дошкольного
возраста трудностей в общении
Вся жизнь человека проходит в общении и межличностных контактах, и от того, как он выстраивает свои отношения с другими людьми, во многом зависит успех и эмоциональное благополучие. Именно в дошкольном возрасте начинают складываться элементарные навыки общения, появляются первые проблемы, связанные с трудностями в межличностных контактах. И чем раньше взрослые окажут детям необходимую помощь, тем лучше в будущем человек адаптируется к социуму, будет полноценно развиваться как личность.
Трудности в общении проявляются в неумении ребенка ориентироваться в ситуации общения, правильно понимать эмоциональное состояние партнеров, выбирать адекватные способы взаимодействия.
У детей дошкольного возраста выделяют две группы по характеру трудностей в общении:
1) Типы избегания общения;
2) Типы неадекватного общения.
Дети, избегающие общения: аутичные, замкнутые, стеснительные, застенчивые, необщительные дошкольники как нежелающие общаться с широким кругом людей.
Дети с неадекватными формами общения: эгоцентричные (с неадекватной ситуацией общения); неумеренно общительные
(назойливые); конфликтные с проявлениями враждебности и агрессивности.
Причины нарушений общения и межличностного взаимодействия:
- Отсутствие эмоциональных контактов в раннем детстве с матерью.
-Негативное отношение со стороны взрослых, отсутствие любви, что привело к нарушениями эмоциональной сферы.
- Слабый тип нервной системы, повышенная тревожность, чувство неполноценности.
- Долговременное отсутствие контактов со сверстниками. -Незнание норм взаимоотношений, недостатки воспитания
(атмосфера вседозволенности.).
- Неприятие сверстниками.
Аутичные дети. Аутизм – крайняя форма отчуждения, полный уход от действительности с такими детьми должен работать специалист профессионально занимающийся детским аутизмом. Они не испытывают потребности в чужих людях, им хватает самых близких. Но и это общение своеобразное: общаются формально, не проявляя заинтересованности в собеседнике и порой даже посреди фразы задумываются, «уходят в свой мир» и уже не возвращаются к ней.
Замкнутые дети. Они характеризуются суженным кругом общения, что выступает как своеобразная психологическая защита. К себе они допускают ограниченное количество людей. Со сверстниками и взрослыми могут вообще не разговаривать, иногда по полгода или год.
Причинами замкнутости может выступать длительный стресс, недостаток близкого эмоционального общения и др. Замкнутых детей нельзя заставлять что- то делать против воли нужно подключиться к тому, чем они заняты. Необходимо подчеркивать и радоваться успехам.
Застенчивые дети. Они робки, неуверенны в себе, проявляют малую инициативность, смущение. С ними трудно общаться. В качестве причин застенчивости могут выступать врожденная предрасположенность, благодаря слабому типу нервной системы, особенности воспитания(подражание застенчивому родителю), одиночество.
Застенчивым детям необходимо постепенно расширять контакты, обучать доверию и навыкам взаимодействия с людьми, развивать позитивное представление о себе, своих возможностях, повышение уверенности.
Необщительные дети. Это обычные дети, которые неплохо адаптированы к социальному окружению, однако их особо не интересует сфера общения и установления социальных контактов. Их устраивает небольшой круг (чаще один два человека) сверстников, с которыми они взаимодействует, не любят и шума и соревновательных ситуаций. Если это не мешает ребенку, то не нужно насильно втягивать его в контакты. Главное
– постепенно пробудить интерес к другим людям.
Конфликтные дети. Эта категория детей, которая не может мирно разрешить проблемную ситуацию, возникающую во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
Конфликтующие дети не научены позитивно сотрудничать с другими людьми, не владеет в должной мере игровыми навыками, что выливается в отказе других детей принять их в игру.
Причинами конфликтности может быть авторитарность родителей, непринятие ребенка, противоречивость требований, нарушение баланса любви и требовательности в сторону требовательности, невнимание к ребенку, игнорирование, попустительство и вседозволенность. Необходимо обучать конструктивным способам общения выхода из конфликтной ситуации.
Учим детей общению.
Предлагаем вашему вниманию игры, которые помогут вашему ребенку преодолеть трудности в общении.
В этих играх на роли собеседников для вашего ребенка можно использовать различные игрушки, куклы, конечно, же, вы родители, друзья, бабушки дедушки.
Игра «Я-добрый»
Цель: установление контакта между детьми.
Описание игры: Проиграйте с ребенком следующие ситуации: подойти к другому, попросить игрушку, задать вопрос, пригласить проиграть, похвалить за что-то, сказать что-нибудь хорошее, утешить расстроенного.
Игра «Что ты будешь делать?»
Цель: развитие умения выходить из конфликтных ситуаций.
Описание игры: Давай представим, что Пете и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете. Ты – Петя, что ты будешь делать? (проигрывается несколько раз). Ты плохо себя вел.
Воспитательница обиделась. Что ты будешь делать?
Игра «Подарки для куклы»
Цель: Развивать у детей коммуникативных навыков.
Описание игры: Предварительно надо вырезать из разноцветной бумаги небольшие круги и положить их в мешочек или коробочку. Ребенку говорится, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Надо угадать, что это за подарки. Ребенок достает один из цветных кругов и говорит, что это такое. Потребуется немного воображения.
Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т.п. Надо постараться дать как можно больше ответов. За один раз обыгрываются два-три круга. Когда ребенок освоятся с игрой, попробуйте ее немного усложнить. Пусть они
расскажут про каждый подарок, кто его подарил и почему и т.д. Игру можно разнообразить, предлагая детям вместо кругов фигуры разной формы
(квадраты, треугольники и т.п.).
Дошкольный возраст тем и уникален, что ведущей деятельностью является игра. Все имеющиеся проблемы у ребенка можно проиграть, создав игровую ситуацию предлагайте выход из создавшихся трудных ситуаций, проигрывайте разные варианты.
Играйте и любите своих детей, только в этом случае получится гармонично развитая личность, адаптированная к социуму
(квадраты, треугольники и т.п.).
Дошкольный возраст тем и уникален, что ведущей деятельностью является игра. Все имеющиеся проблемы у ребенка можно проиграть, создав игровую ситуацию предлагайте выход из создавшихся трудных ситуаций, проигрывайте разные варианты.
Играйте и любите своих детей, только в этом случае получится гармонично развитая личность, адаптированная к социуму
Тема 12. Анализ собственной педагогической деятельности в
период производственной практики и оформление отчетной
документации по практике
Во время изучения практики я стала понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В ходе практики приобрела практический опыт:
- деятельности педагога дополнительного образования в избранной области дополнительного образования детей, а именно хореография;
- анализа планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности, разработки предложений по их совершенствованию.
- определения целей и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в области социально- педагогической деятельности.