Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1329

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно помнить, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т.е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.
Развитие творческих способностей детей с использованием сказки провожу следующим образом. Каждому ребенку выдается карточка с ролью
(одного из действующих персонажей сказки), а также время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в одной части зала, а другая становится сценой. Ведущий начинает читать сказку, вызывая к танцу тех детей, чьи роли появляются в действии. Таким образом получается общая сказка в танцах. Я не боюсь придумывать сказки, детям это очень нравится.
Музыкально-игровое творчество – это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее. Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.
Игра на музыкальных инструментах является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, поэтому одной из первых детских игрушек является погремушка.
Начиная со средней группы, детям дается установка: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого
задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию.
В старшей группе использую яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают, про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам больше нравится марш, один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне.
В подготовительной группе побуждаю детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений, вызываю желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Взаимодействие с родителями. Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, навыки, простейший опыт, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей. Главное – правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в
ДОУ. Для этого я провожу для родителей практикумы, организую выставку развивающей среды по данному направлению работы, рекомендую литературу, привлекаю родителей к активному участию в мероприятиях.


Мне удалось добиться тесного контакта и взаимодействия с родителями по данному направлению работы.
Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.
Музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений художественно- эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Тесная преемственность в работе всех структур детского сада позволила добиться мне устойчивых, положительных результатов по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников. А именно:
– во второй младшей группе дети научились слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте, замечать изменения в звучании (тихо-громко), умеют выполнять танцевальные движения, различать и называть музыкальные инструменты;
– в средней группе узнают песни по мелодии, выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняют их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения, умеют выполнять танцевальные движения, умеют играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке;
– в старшей группе научились различать жанры музыкальных произведений, узнавать звучания музыкальных инструментов, могут ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, умеют выполнять новые танцевальные движения, самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, не подражая другим детям, умеют играть небольшие мелодии на металлофоне;

– в подготовительной группе научились определять жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, могут определить общее настроение и характер музыкального произведения, умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, умеют выполнять танцевальные движения, с радостью инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах, исполняют несложные песни и мелодии на музыкальных инструментах.
10.2. Детская музыкальная деятельность под руководством
музыкального руководителя ДОО
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом.
Знание психолого - педагогических особенностей и закономерностей воспитательно - образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики.
Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.
Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это, прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.


Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.
10.3. Развивающая предметно-пространственная среда для
развития детской музыкальной деятельности
В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание.
Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А.
Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно- ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача современной педагогики в настоящее время
– внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:

- Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)
- Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
- Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
- Стимулировать развитие творческих способностей.
- Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основные требования к организации музыкальной предметно- развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетично-привлекательной.

Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно- развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете.
Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально- развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.
При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на следующие критерии её качества.
1. Качество содержания.
Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного подхода С. Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности:
Восприятие –
пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также

произведения, специально созданные для развития музыкально- сенсорного восприятия детей;
- Воспроизведение - пособия, побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;
- Творчество - пособия, побуждающие к песенному, музыкально- игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
2. Качество структуры.
Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-
центры, уголки удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.
В музыкальные уголки в младшей группе помещают:
- игрушки-инструменты с фиксированным звуком;
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
- неозвученные инструменты;
- атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;
- музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;
- музыкальный центр с аудиозаписями;
- музыкальные картинки к песням.
В музыкальные уголки в средней группы, кроме выше перечисленного, входят:
- металлофон;
- фланелеграф или магнитная доска;
- музыкальная лесенка 3-хступенчатая;
- музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
- неозвученные инструменты.
Дополнительно к материалам средней группы музыкальные уголки в старшей группе дополняются:
- музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим строем, шумовые инструменты;
- музыкальные игрушки самоделки;


- 3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;
- портреты композиторов;
- картинки с изображением инструментов, видов деятельности, иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.
В подготовительной группе добавляются:
- разнообразные музыкальные инструменты;
- альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции, чувства прослушанной музыки;
- 3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка.
В музыкальном уголке должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок. Обновлять уголки целесообразно 1 раз в 2 месяца.
Периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.
Основные требования к музыкальным уголкам:
- Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.
- Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
- Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
- Удобное расположение музыкального уголка.
- Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.
Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—
иметь дидактическую направленность.
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:
Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в раннем детстве - предметная, в дошкольном детстве - игровая).
Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны).
Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п.)
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение кружка.
Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий