Файл: Департамент образования и науки города москвы государственное бюджетное профессиональное.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Технологический колледж № 34»
Работа к защите допущена
Заместитель директора
__________ Кузнецова Н. Ю.
«_____»__________ 20___ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних на примере ОМВД Замоскворечье
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
код и наименование специальности
Группа Д–03–1ПСО
Студент(ка) ____________ Гундорина Татьяна Александровна
подпись Фамилия, имя, отчество
Руководитель _____________ Воронова Виктория Николаевна
подпись Фамилия, имя, отчество
ВКР представлена «____» _______________20__ г.
Москва, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ нормативно–правовых актов, регулирующих права
и обязанности несовершеннолетних 7
1.1 Нормы международного права, как основополагающие статьи конституции РФ в области защиты прав несовершеннолетних 7
1.2 Основные положения Семейного кодекса в регулировании ответственности законных представителей и защиты прав ребенка 11
1.3 Органы исполнительной власти 18
ГЛАВА 2. Анализ отдела по делам несовершеннолетних ОМВД
Замоскворечье 23
2.1 Сравнительные показатели статистических данных нарушения прав несовершеннолетних 23
2.2 Документационное сопровождение обращений и фиксированных случаев нарушения КоАП РФ ОМВД Замоскворечье 26
2.3 Прокуратура – надзорный орган за соблюдением прав 33
Заключение 37
Список используемых источников
Введение
Актуальность этого исследования заключается в том, что с рождения мы обладаем естественными правами. По мере взросления человек становится обладателем определенного набора прав. Однако до середины прошлого века ребенок не признавался правообладателем.
Дети – это не только будущее, но и настоящее, ценность не только национальная, но и общечеловеческая. Это дифференцированная социально–демографическая группа, со своими интересами, которая в силу своей умственной и физической незрелости нуждается в особой заботе со стороны государства и общества. Существуют различные категории детей, которые остались без защиты в ходе социально–экономических реформ, например сироты или инвалиды детства. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, моральная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки коснулись в первую очередь семьи и детей. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из–за жестокого обращения с ними, участившиеся случаи лишения родительских прав и социального сиротства – неутешительные факты жизни российского государства постсоветского периода. Это подтверждает и официальная статистика: в последние годы положение детей неуклонно ухудшается, многократно участились нарушения их прав, в том числе и семейных.
Общенациональные масштабы проблемы детской безнадзорности в Российской Федерации были приняты государством в начале 1990–х годов. Но, лишь в конце 2001 года эта ситуация признана как угроза общественной безопасности. Отсутствие занятости подростков во внеучебное время приводит к увеличению количества преступлений и правонарушении. Рассмотрим подробнее в таблице 1. статистику совершенных деяний.
Таблица 1 – Характеристика лиц, совершивших преступления на период 1990 г. по 2000 г.
Наименование | 1990 год | 2000 год |
Преступления (кол–во) | 2 167 964 | 2 952 367 |
Правонарушения (кол–во) | 956 258 | 1 741 439 |
Подводя итог, за десять лет преступность имела тенденцию к постоянному росту. При этом, хотелось бы отметить, что удельный рост преступности несовершеннолетних в указанный период составил около 27%, но отмечая статистику в 1985 году этот показатель составлял 12%. Одним из главных нормативных актов, посвященным основным гарантиям прав ребенка, в том числе и гарантиям прав социально запущенных детей в 90–х годах стал Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Целью закона являлось создание правовых и социально–экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Анализ семейного права показал, что российский ребенок наделен определенным набором прав. В тоже время их реализация ребенком, признанного отечественным законодательством в качестве независимого от семейных отношений субъекта, связана с многочисленными проблемами теоретического и практического характера. Они вызваны различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правового регулирования, отсутствием единого подхода к реализации прав ребенка, неприменением отдельных положений законодательства в области его защиты. Федеральные законы, Семейный кодексом Российской Федерации, закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка [ ].
Однако некоторые основные принципы этого международно–правового документа не реализованы: не все российские нормативные правовые акты вытекают из принципа примата прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, система правовых условий гармоничного развития детей и реализации их прав, не разработана единая система критериев, которая составляла бы основу для нормативных действий в сфере ухода за детьми.
Многие положения семейного права не имеют научного обоснования. Правоприменение в этой сфере имеет свои недостатки и требует доказательных рекомендаций. Все эти обстоятельства констатируют факты изучения правового и семейного положения несовершеннолетнего, проблем, связанных с реализацией его семейных прав, и определения научной системы мер по их решению.
Объектом исследования является: изучение системы правовых актов, регулирующих права несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом исследования являются: теоретические и практические вопросы реализации прав несовершеннолетних на примере ОМВД Замоскворечье.
Цель исследования: правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели представлены следующие задачи исследования:
-
провести анализ нормативно–правовых актов, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних; -
рассмотреть нормы международного права, как основополагающие статьи конституции РФ в области защиты прав несовершеннолетних; -
изучить основные положения Семейного кодекса в регулировании ответственности законных представителей и защиты прав ребенка; -
проанализировать более детально органы исполнительной власти; -
сделать детальный анализ отдела по делам несовершеннолетних ОМВД Замоскворечье; -
классифицировать сравнительные показатели статистических данных нарушения прав несовершеннолетних; -
выявить проблему фиксированных случаев нарушения КоАП РФ ОМВД Замоскворечье и документационно оформить обращения (документация) -
изучить правовой статус прокуратуры, как надзорного органа за соблюдением прав ребенка.
Методы исследования:
-
Теоретический (анализ, обобщение, сравнение);
-
Эмпирический (графическая обработка информации).
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя: оглавление, введение, две главы, содержащие три параграфа в первой главе и три параграфа во второй главе, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДОСРОЧНОГО УСТАНОВЛЕНИЯ
НА ПЕНСИИ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
1.1 Нормы международного права, как основополагающие статьи конституции РФ в области защиты прав несовершеннолетних
Международное право содержит ряд норм, которые направлены на защиту прав несовершеннолетних. Эти нормы основаны на принципах уважения к человеческому достоинству, равенства перед законом и защите от насилия, эксплуатации и дискриминации.
Некоторые из этих норм были включены в Конституцию РФ, что подтверждает высокую значимость и обязательность их соблюдения в России. Например, статьи 20 и 45 Конституции РФ гарантируют права несовершеннолетних на равенство перед законом и на защиту их интересов государством.
Кроме того, в России действуют международные договоры и конвенции, где предусмотрены нормы о правах детей, такие как Конвенция ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована Россией в 1990 году.
В целом, права несовершеннолетних являются одной из главных приоритетных задач для государства и общества, и их защита является неотъемлемым элементом правового государства.
Права ребенка – это права человека, не достигшего совершеннолетия (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону, это лица, не достигшие 18 лет).
Способность иметь права (правоспособность) – возникает у человека с момента рождения, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность):
-
возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18–летнего возраста; а также в (предусмотренных законом) случаях вступления в брак до достижения 18 лет; -
при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью.
Законными представителями несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Список прав:
-
право на жизнь (ст.6 Конвенции о правах ребёнка, ч.1 ст.20 Конституции РФ); -
право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (ст.7 Конвенции оправах ребёнка, ст.58 Конституции РФ); -
право на гражданство (ст.7 Конвенции о правах ребёнка); – право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье; -
право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции о правах ребёнка); -
право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции о правах ребёнка, ст. 56, 57 Семейного Кодекса РФ); -
имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции о правах ребёнка, ст. 60 Семейного Кодекса (СК) РФ); -
право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции о правах ребёнка); -
право на отдых и досуг; на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребёнка); -
право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребёнка); -
право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции о правах ребёнка); -
право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции о правах ребёнка); -
право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 36 Конвенции о правах ребёнка).
С полутора лет ребёнок имеет право посещать ясли.
С трех лет – вправе посещать детский сад.
С шести лет ребёнок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом (ст. 28 ГК РФ).
С восьми лет ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
С десяти лет – имеет право дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ст. 132, 134, 154 СК РФ). Выразить свое мнение о том, с кем из своих родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.