Файл: Курсовая работа по дисциплине Современный стратегический анализ Стратегический анализ фгку Национальный горноспасательный центр.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– медицинское сопровождение слушателей и работников Учреждения в период дежурства, учений и учебно-тренировочных сборов, при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение профилактического медицинского обслуживания и послеэкспедиционной реабилитации работников Учреждения;
– приобретение и хранение лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ;
– диагностика, профилактика и лечение работников Учреждения в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, в том числе оказание стоматологической помощи работникам Учреждения, работающим в изолирующих дыхательных аппаратах;
– проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников Учреждения и слушателей, предсменных и послесменных медицинских осмотров оперативного личного состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей Учреждения;
– разработка технических требований к горноспасательному оборудованию и снаряжению, технологий ведения горноспасательных работ, правил техники безопасности;
– организация и участие в проведении конференций, семинаров, выставок по вопросам горноспасательного дела;
– осуществление редакционно-издательской и полиграфической деятельности, выполнение множительных работ для обеспечения образовательного процесса в Учреждении в интересах МЧС России;
– проведение профориентированного тестирования в интересах МЧС России: организация и проведение официальных мероприятий МЧС России в соответствии с планами, утвержденными в установленном порядке;
– организация общественного питания для слушателей (специалистов МЧС России);
– предоставление услуг по проживанию слушателей (специалистов МЧС России, в том числе прибывающих на официальные мероприятия МЧС России) на период обучения и работников Учреждения в специализированном жилищном фонде, закрепленном за Учреждением на праве оперативного управления;
– техническое обслуживание и ремонт специального - аварийно-спасательного оборудования, комплектование и содержание в постоянной готовности к применению табельного оснащения и хозяйственного имущества.
Материально-техническая база ФГКУ «Национальный горноспасательный центр» достаточна для реализации образовательной деятельности по имеющимся программам.
Лекционные аудитории оснащены компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием. Кабинеты для отработки навыков 3D-моделирования аварийных ситуаций, оснащенные современным оборудованием для обучения и подготовки горноспасателей и шахтеров, включающий в себя следующие направления:
– основы горного дела;
– устройство и правила применения кислородно-дыхательной аппаратуры и оборудования;
– оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
– контроль параметров рудничной атмосферы;
– меры безопасности при ведении горноспасательных и технических работ;
– реагирование на ЧС различной сложности и ликвидация их последствий;
– управление машинами и механизмами, используемыми в горнодобывающей промышленности.
Учебные аудиторий, компьютерные классы, конференц-залы, залы для 3D-моделирования. Компьютерные программы воссоздают различного рода аварийные ситуации, и слушатели отрабатывают методы спасения людей, наглядно понимая к каким последствиям приведет та или иная ошибка.
Каждый учебно-методический комплекс (программа) обеспечены лекционным материалом, набором презентаций, некоторые учебные программы обеспечены видеофильмами, которые хранятся на жестких дисках внутренней сети.
Преподаватели обеспечивают слушателей методическими пособиями и списком литературы, необходимыми для образовательного процесса по реализуемым программам, и самостоятельно разрабатывают новые методические разработки.
Технологический модуль или учебная шахта позволяет отрабатывать навыки поведения при авариях и пожарах уже не виртуально, не на компьютерах, а в условиях, приближенных к реальности.
3.2 Сильные и слабые стороны. возможности и угрозы
SWOT-анализ ФГКУ «Национальный горноспасательный центр» представлен в таблице 2.
Таблица 2 – SWOT-анализ ФГКУ «Национальный горноспасательный центр»
Сильные стороны: Является единственным учреждением в РФ подобного направления | Слабые стороны: Недостаток высококвалифицированных специалистов |
Возможности: Получение лицензии на новый вид образовательной деятельности; Получение прибыли за счет разработки новых программ | Угрозы: Открытие новых учебных центров с идентичными направлениями на базе заинтересованных сторон |
Сильной стороной учреждения является то, что оно единственное в Российской Федерации предоставляет услуги по профессиональной подготовке и повышению квалификации горноспасателей и шахтеров.
Слабой стороной является недостаток высококвалифицированных специалистов, так как в стране отток трудоспособного населения и не многие специалисты не планируют связывать свою жизнь с преподавательской деятельностью.
Возможности организации связаны в первую очередь с полученной в 2022 году лицензией на осуществление профессионального обучения. За счет новой лицензии появилась возможность проводить обучение не только по ранее преподаваемым программам, по разрабатывать новые с присвоением квалификации. Это говорит о том, что обучение возможно проводить не только для сотрудников МЧС России, но и для сторонних организаций, получая прибыль и привлекая новых специалистов.
За последний год несколько организаций которые в данный момент являются заинтересованными сторонами приобрели лицензии на ведение преподавательской деятельности, это говорит о том, что появление прямых конкурентов уже не просто предположение, а реальность.
3.3 Стратегические группы в отрасли
Дополнительное образование является отдельной отраслью и закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8]. На рисунке 2 представлена система дополнительного образования.
Рисунок 2 – Система дополнительного профессионального образования
Из представленной схемы видно, что дополнительное образование делится на три вида: дополнительные профессиональные программы, подготовка высококвалифицированных рабочих и служащих (профессиональное обучение) и дополнительные общеобразовательные программы детей и взрослых (художественные, физкультурные, технические и др. секции).
Каждый вид дополнительного образования в свою очередь закреплен отдельной статьей вышеуказанного закона. В данной работе мы рассматриваем дополнительное профессиональное образование, которое закреплено ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [9].
В структуре МЧС России организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием, делятся на тех, кто занимается обучением сторонних организаций на платной основе, тех, кто занимается образованием организаций, находящихся в системе МЧС России и сторонних организаций га платной основе.
К организациям занимающимся обучением сторонних организаций относятся:
– ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» [10];
– ФГКУ «ВГСЧ»;
– ФГКУ «Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» [11].
К организациям занимающимся обучением организаций, находящихся в ведении МЧС России относятся:
– ФГКУ «Национальный горноспасательный центр»;
– ФАУ ДПО «Учебный центр ФПС по Кемеровской области» [12];
– Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России [13].
Первая группа учреждений занимается только платным обучением к ним обращаются разрезы, шахты и организации, занимающиеся спасанием и поиском людей.
Вторая группа учреждений проводит обучение специалистов организаций из первой группы, платное обучение тех же разрезов, шахт, пожарных частей и др. Но каждая организация данной группы отличается своим направлением в обучении, что говорит о том, что они не являются прямыми конкурентами.
3.4 Анализ портфеля товаров
Матрица, придуманная экспертами Бостонской консалтинговой группой (США) быстро завоевала популярность, благодаря простоте и наглядности анализа товаров, подразделений или компаний, на основе двух объективных факторов: их доли на рынке и темпе рыночного роста.
При помощи матрицы БКГ проведем анализ программ обучения в ФГКУ «Национальный горноспасательный центр» за 2020-2021 гг. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Количество обученных за 2020-2021 гг.
Наименование вида подготовки | 2020 год | 2021 год |
Профессиональная переподготовка (федеральный бюджет) | 56 | 86 |
Повышение квалификации (федеральный бюджет) | 414 | 622 |
Профессиональная переподготовка (платное обучение) | 25 | – |
Повышение квалификации (платное обучение) | 90 | 2 |
В таблице представлены данные только ФГКУ «Национальный горноспасательный центр», так как данные конкурентов являются государственной тайной и не находятся в свободном доступе.
Далее рассчитаем годовое увеличение объема обучения в таблице 4.
Таблица 4 – Темп роста обучения
Наименование вида подготовки | 2020 год | 2021 год | Темп роста |
Профессиональная переподготовка (федеральный бюджет) | 56 | 76 | 135,7% |
Повышение квалификации (федеральный бюджет) | 414 | 622 | 150,2% |
Профессиональная переподготовка (платное обучение) | 25 | – | – |
Повышение квалификации (платное обучение) | 90 | 2 | – |
Из таблицы видно, что обучение по программам повышения квалификации за счет федерального бюджета возросло на 50,2 % и обучение по программам профессиональной переподготовки федерального бюджета на 35,7 %. Обучение по тем же направлениям, но на платной основе показали темп роста, так как в 2021 году обучение практически не проводилось.
Построим матрицу Бостонской консалтинговой группы и проведем ее анализ. Матрицу в данном случае возможно построить только на основании темпа роста. (таб. 5)
Таблица 5 – Матрица БКГ
Дикие кошки Повышение квалификации (платное обучение) | Звезды Повышение квалификации (федеральный бюджет) |
Дохлые собаки Профессиональная переподготовка (платное обучение) | Дойные коровы Профессиональная переподготовка (федеральный бюджет) |
Исходя из матрицы можно сделать выводы о том, что в анализируемые года преимущество находится у программ обучение по которым проводится за счет федерального бюджета.
3.5 Анализ позиций на рынке и стадий развития рынка
В ходе анализа портфеля товара был сделал вывод, что в данным момент времени в учреждении преобладает обучение по программам повышения квалификации на государственной основе.
Это говорит о том, что организации следует усилить обучение по другим направлениям за счет разработки новых программ.
Рассмотрим ФГКУ «Национальный горноспасательный центр» посредством Матрицы ADL/LC.
Организация находится на стадии границы роста и зрелости.