Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Беседу данного вида оптимально проводить в классе до 20—25 человек, при большем количестве участников сложно организовывать работу и поддерживать нужную атмосферу, тишину и внимание друг к другу. Сам круг должен быть максимально ровным, никто не должен оказаться за его пределами. Круг позволяет всем участникам видеть друг друга, наблюдать реакцию друг друга.
Итак, сначала предложите детям занять места на расставленных в форме круга стульях.
Покажите ребятам предмет (маленькую игрушку, небольшой мяч, маркер и т.п.), который вы будете передавать выступающему. Право говорить будет только у того, кто держит этот предмет, а все остальные должны слушать молча. Этот предмет как бы гарантирует говорящему, что его выслушают, а некоторым он придает уверенности и успокаивает.
Познакомьте ребят с правилами:
-
только тот, кто держит «говорящий» предмет, может говорить, все остальные молчат и проявляют максимальное внимание к говорящему и поддерживают его; -
после того, как вы закончили свою речь, передайте предмет человеку слева, «говорящий» предмет нельзя бросать; -
вы можете пропустить ход, никто не обязан высказываться. В этом случае, получив предмет, просто скажите «я пропускаю» и передайте его человеку слева от себя; -
расскажите о том, что вы думаете, старайтесь не повторяться, а если все же повторяете мысль, которая уже прозвучала, внесите в нее свой смысл, дополнительную информацию …
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Ценностно-ориентированная коммуникация на уроке — это третий важный компонент методики воспитания. Речь идет о коммуникации, насыщенной социально значимым содержанием, то есть такой информацией, которая позволяла бы школьникам осмысливать окружающий их социальный мир и приобретать важные для гармоничного существования в этом мире знания, отношения, опыт. Это такая коммуникация, которая поможет школьникам узнавать о ценностях окружающего их общества, о его структуре и принципах существования, о его этических и эстетических канонах, о его героях и мифах, памятниках отечественной и мировой культуры. Причем важны здесь не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни.
Только такая коммуникация на уроке станет подлинно личностно развивающей, а воспитательная деятельность учителя приобретет свою целостность и завершенность.
Организуя такого рода воспитывающую коммуникацию на уроке, учитель может обращать внимание школьников:
-
на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; -
на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; -
на информацию, затрагивающую важные социальные, нравственные, этические вопросы.
Однако, если учитель лишь просто сообщает детям такого рода информацию, то проку от нее будет не очень много. Воспитание нельзя сводить к морально-этическому просвещению школьников. Гораздо важнее организовать на уроке обсуждение этой информации: предложить ребятам высказать по ее поводу свое мнение, соотнести его с мнениями одноклассников или известных людей. Нельзя допустить, чтобы ребенок превратился в пассивного потребителя «ценностно-ориентированного контента». Следует добиваться, чтобы ребенок занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. При этом сама информация может быть подана в виде проблематизирующего вопроса, спорного высказывания, фрагмента текста или видео.
В организации воспитывающей коммуникации учителю важно придерживаться некоторых правил.
Во-первых, соблюдать чувство меры, избегая в общении с ребенком излишнего морализирования. Иногда важную нравственную тему лучше затронуть лишь «по касательной», сказать о ней как бы между делом. Это часто даёт даже лучший эффект, чем прямое обращение к ней.
Во-вторых, задействовать максимально большое разнообразие средств коммуникации (слова, жесты, мимику, поступки, картины, песни, фильмы, видеоролики, символы, элементы одежды, предметы интерьера и т.п.), придавая им воспитательный смысл. Это позволит влиять на ребенка через различные каналы его восприятия информации.
В-третьих, стараться чувствовать класс, распознавать степень усталости детей, снижение концентрации их внимания, излишнюю возбудимость и т.п. И в зависимости от этого корректировать стиль коммуникации.
Наконец, понимать, что воспитывающая коммуникация — это не только коммуникация по поводу того, что изучается на уроке. Это еще и повседневная коммуникация учителя с учениками, связанная с решением огромного количества организационных вопросов и ситуаций, сопровождающих урок. И здесь педагогу очень важно демонстрировать личный пример поведения воспитанного человека. Но не нарочито обращая на него внимание школьников, а просто проживая вместе с ними все повседневные события на уроке, до него и после него. И помня при этом, что за его словами, мимикой, поступками наблюдают со стороны десятки внимательных детских глаз.