Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Установление уважительных, доверительных, неформальных от­ношений между учителем и учениками — это один из трех важнейших компонентов методики воспитания. И, пожалуй, самый проблемный в современной школе.

К сожалению, некоторые учителя полагают, что установление та­ких отношений — не самая важная педагогическая задача. Есть будто бы задачи и поважнее, и для их решения вполне достаточно обычных функциональных отношений со школьниками. На наш взгляд, такое мнение ошибочно.

Функциональные отношения — это отношения, регламентированные правилами внутреннего распорядка школы, отношения между людьми, выполняющими определенные функции. Например, функции обучаю­щего и обучающегося, классного руководителя и ученика руководимого им класса. Такие отношения, безусловно, важны, так как поддерживают порядок и дисциплину в школе. Но для воспитания этого мало.

Для результативного воспитания важны в первую очередь нефор­мальные, доверительные отношения между педагогом и ребенком. Ведь именно такие отношения, как мы уже отмечали, помогают педагогам становиться для детей значимыми взрослыми, с которыми они будут чувствовать свою общность. А это крайне важно для личностного раз­вития ребенка.

Дело в том, что на развитие личности ребенка в большей мере вли­яют те люди, с которыми он чувствует свою общность. А современный школьник переживает свою общность с самыми разными социальными субъектами — индивидами или группами, реальными или виртуальны­ми. Все вместе они образуют своеобразную социальную сеть, которую социологи иногда называют «эго-сетью» конкретного человека. Эта сеть может включать в себя родственников, друзей, одноклассников, учителей, тренеров, соседей, партнеров по общению в интернете, музыкальных кумиров, модных блогеров, любимых актеров, спортсменов, политиков, персонажей прочитанных книг, героев кинофильмов, мультфильмов или компьютерных игр, действующих сегодня или действовавших в прошлом, реальных или вымышленных.

Однако взаимодействуя с каждым из них, ребенок включается в ком­муникацию с носителями не только различных, но иногда даже и проти­воречащих друг другу ценностей. Ему адресуются сообщения, содержащие в себе иногда различные толкования истины, добра, красоты. В тех или иных жизненных ситуациях, в которых оказывается ребенок, может про­исходить своеобразное «переключение» между этими сегментами сети. И тогда его чувство общности с одними субъектами социальной сети будет усиливаться, а с другими- ослабевать, он будет координировать свое поведение в большей мере с одними партнерами по коммуникации, и в меньшей мере — с другими. Но все они в той или иной мере будут оказывать влияние на его личностное развитие.


Именно поэтому учителю и нужно стараться стать частью этой сети, стать тем взрослым, с которым ребенок будет чувствовать свою общность, стать значимым, интересным — благодаря своим увлечениям, знаниям, профессионализму, характеру, своей незаурядности. Незаурядность учителя — это своеобразная верхушка айсберга, видная издалека и привлекающая к себе внимание детей. Но зиждется она на более глубинных пластах человеческой личности. Каких именно? Спро­сим самих детей. Перечень качеств, которыми, по мнению современных школьников, должен обладать учитель, открывается (как, наверное, и столетия назад) — добротой. Кроме того, дети ценят в учителе:

  • знание своего предмета и умение хорошо его объяснить;

  • честность, справедливость, даже с допущением строгости;

  • уважительность, спокойствие, терпение, юмор и позитивный настрой.

Ребенку очень важно, чтобы в отношениях с учителем ему было психологически комфортно, чтобы его не унижали, не оскорбляли, не относились к нему снисходительно-равнодушно. Ребенку важно, чтобы с учителем можно было бы поговорить не только о дисциплине и учебных успехах. Для него крайне важно общение на самые разные интересующие его темы — общение неформализованное, нерегла­ментированное, простое общение, которое обычно возникает между людьми в процессе их совместной деятельности. Пандемия, приведшая к нескольким месяцам дистанционного общения учителя с учениками, это очень здорово продемонстрировала.

Взрослый человек, с которым установлены доверительные отношения, чрезвычайно нужен ребенку. Иногда — как человек, которому можно просто выговориться и который его выслушает и постарается понять. Иногда — как советчик. Иногда — как навигатор в непредсказуемом хаосе профессионального самоопределения. А иногда — и как модель собственного будущего.

Итак, запомним: только став для ребенка значимым взрослым, ко­торому тот может доверять, педагог становится для него настоящим воспитателем.

Как установить доверительные отношения с учениками? Увы, здесь нет рецепта, нет технологии, которой могли бы воспользоваться все. Ведь человеческие отношения определяются личностными особенно­стями тех, кто их устанавливает. Однако некоторые советы все же могут пригодиться. Для установления доверительных отношений педагогу необходимо в своем повседневном взаимодействии со школьниками придерживаться основных принципов педагогической этики.



2.РАБОТАЕМ НАД ОТНОШЕНИЯМИ

Как установить с детьми доверительные отношения (без которых невозможно сколь бы то ни было результатив­ное воспитание)? Чего ждут от учителей современные школьники, что в отношениях с педа­гогами для них самое важное?

А нужно этим школьникам в первую очередь то, что нужно нам всем от людей более высокого статуса, с которыми нам приходится постоянно взаимодействовать — доброжелательность и оптимистичный взгляд на нас, на наши способности, наше будущее! Почему? Потому что именно это вселяет оптимизм в нас самих! Это придает нам уверенности в своих силах, не дает страхам проникнуть в наше сознание, вдохновляет нас, заставляет получать удовольствие от того, что мы делаем, а иногда — позволяет и «горы свернуть». Для ребенка такими статусными людьми являются учителя. И наша доброжелательность, оптимизм, добрая улыбка нужны детям не меньше, чем глубокие знания по тому предмету, который мы преподаем.

Это имеет самое непосредственное отношение к воспитанию, к при­витию ребенку гуманистических ценностей, любви и уважения к другим людям, самому себе, к профилактике насилия в школе и за ее пределами.

Известно, что человек, осознанно делающий гадости другим, — это, как правило, человек несчастный, с заниженной самооценкой, пережи­вающий свою никчемность, но желающий доказать свою значимость себе и другим. В чем нуждается такой человек, когда только начинает переживать такие чувства? Ведь мысль отыграться за свое несчастное существование на реальных или мнимых виновниках появляется в его голове не сразу. Он хочет, чтобы его просто поддержали, чтобы показали, что он значим, что в нем нуждаются, чтобы поняли его или хотя бы просто выслушали. Часто ему нужно простое человеческое общение. Причем сам он об этом не скажет. В состоянии, которое он сейчас переживает (в особенности, если это подросток), это очень сложно сделать. Ребенку, который ощущает, что он несчастен и никому не нужен, психологически тяжело инициировать общение о себе. Он ждет, что это сделает кто-то другой. Друг, мама, чужой взрослый человек. И если такой человек найдется, внутренняя пружина его психологи­ческой напряженности может немного ослабнуть, пар будет выпущен, мир уже не будет казаться таким враждебным, а люди — причиной егонеблагополучия.

Если же такой человек не найдется или общение с ним еще больше убедит ребенка в его никчемности, то он так и остается один на один со своей внутренней бедой. Последствия могут быть разные. Кто-то со временем это переживет, и его душевные раны постепенно затянутся. Кто-то уйдет в затяжную депрессию. Кто-то будет искать выход в алкоголе или в чем-то похуже. А кто-то выльет свою внутреннюю неудовлетворен­ность жизнью в агрессию по отношению к себе или другим — учителям, родителям или одноклассникам.


Предотвратить абсолютно все случаи такого поведения никому не под силу. Но смягчить ситуацию, помочь избежать хотя бы некоторых вспышек насилия в школах все же можно. Что для этого нужно? Больше наблюдать, чтобы замечать детей, которым в данный момент плохо и которые нуждаются в поддержке.

Чаще общаться с детьми, и не только по поводу успеваемости и дис­циплины, общаться неформально, на самые разные темы, и желательно на те, которые интересуют самого ребенка. Стараться разговорить его, сделать так, чтобы ребенок больше доверял учителю, открывался ему в общении.

А для этого как раз и нужно быть открытым, доброжелательным и оп­тимистичным по отношению к ребенку: ни в коем случае не унижать, не демонстрировать превосходство или снисходительный тон, говорить мягче, спокойнее, не устраивать истерик, поддерживать в ребенке опти­мизм и жизненные силы, поддерживать его веру в себя. Любому ребенку (а тем более чувствующему себя несчастным) это очень важно. Ему нужна положительная обратная связь от нас. Без человеческого тепла ребенку очень сложно разморозить и свои собственные чувства. Длительное ощу­щение себя несчастным и неизменно низкая самооценка, приводящие к унынию,- наверное, самая глубокая причина человеческих трагедий.

Есть одна замечательная притча об этом. «Много лет назад дьявол решил похвастаться и выставил на всеобщее обозрение все инстру­менты своего ремесла. Он аккуратно сложил их в стеклянной витрине и прикрепил к ним ярлыки, чтобы все знали, что это такое и какова стоимость каждого из них. Здесь были и блестящий Кинжал Зависти, и Молот Гнева, и Капкан Жадности. На полочках были любовно раз­ложены все орудия Страха, Гордыни и Ненависти. Все инструменты лежали на красивых подушечках и вызывали восхищение каждого по­сетителя ада. А на самой дальней полке лежал маленький неказистый и довольно потрепанный деревянный клинышек с ярлыком «Уныние». На удивление, он стоил больше, чем все остальные инструменты, вместе взятые. На вопрос, почему дьявол так высоко ценит этот предмет, тот ответил: «Это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. Если мне удается вбить его в голову человека, он открывает двери для всех остальных инструментов...» .

Противостоять унынию, быть доброжелательным, демонстрировать оптимизм по отношению к детям, вселять в них веру в самих себя — это тяжелый педагогических труд, и пусть в этом труде вас вдохновляет не­унывающий Марк Твен: «Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».


3.Нюансы педагогического общения до урока и после

Находите время, повод и темы для неформального общения со школь­никами - до урока и после него. Помните, общение со взрослым сегод­ня — дефицит для детей. Они ждут такого общения, они ищут его, они будут отзывчивы на ваше искреннее желание поговорить.

Сегодня это особенно актуально, ведь такого острого дефицита не­формального общения со взрослыми людьми дети, наверное, не испы­тывали никогда. Мы мало говорим со своими детьми. Причина — то ли возросшая интернетизация их жизни, то ли наша занятость. Ни дома, ни в школе современный ребенок не может в полной мере удовлетворить свою потребность в общении со значимым для него взрослым челове­ком. А между тем — такое общение важно для полноценного развития личности ребенка и именно на таком общении держатся в школе дове­рительные отношения между учителями и детьми.

Время до и после урока — шанс для учителя восполнить дефицит общения ребенка. Будет здорово, если учитель, приходя в класс за не­сколько минут до звонка, будет занят не только своими делами, но и пообщается с ребятами на произвольные темы. Такими темами могут стать предстоящие выходные или каникулы, значимые события из жиз­ни класса или школы, новости из мира спорта, музыки, технологий. Но, пожалуй, самой важной темой могут стать интересы самих детей. Стоит взрослому в школе выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей, как они с легкостью вступают в разговоры на подобные темы, образуя вокруг педагога гнездящиеся на или за школьными партами маленькие группки.

Это необходимо ребенку, так как растущему человеку очень важно почувствовать, что его мысли, высказывания, увлечения интересны другим, особенно — взрослым. Интерес к тому, что важно для ребят,— первый шаг на пути к выстраиванию доверительных отношений.

Это необходимо педагогу, так как у него появляется шанс лучше узнать своих учеников. Многие трагедии, произошедшие за последние годы в стенах школ, можно было предотвратить, если бы мы, взрослые, чуть больше знали о своих детях, проявляли чуть большую заинтересо­ванность в них.

На что следует обратить внимание учителю в организации такого общения с отдельным ребенком или с группой детей?

Вот десять простых правил: