Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



5.О современных достижениях российской науки

Урок — это хороший повод рассказать школьникам о современных достижениях отечественной науки. Даже если они не упоминаются в школьной программе, можно найти возможность сказать о них не­сколько слов. Это поможет школьникам осознать, что наша страна не стоит на месте, что и сегодня мы можем гордиться ее достижениями, что впереди еще много неоткрытого, непознанного, и что наука — это чрезвычайно увлекательное занятие, а собственное будущее нынешних школьников вполне может быть связано с российской наукой.

Поводом для разговора о таких достижениях может стать, например:

  • день знаний 1 сентября,

  • день российской науки 8 февраля,

  • день биолога, который отмечают каждую четвёртую субботу апреля,

  • всемирный день историка 28 марта,

  • всемирный день математики 14 марта и т.п.

Если на эти или ближайшие к ним дни приходится урок, то его вполне можно начать с сообщения ребятам о празднике и рассказа о достиже­ниях современной науки, связанных с тем предметом, который изучают дети на этом уроке.

Вот лишь несколько примеров.

Учитель биологии, например, может рассказать об изобретенном недавно способе помешать некоторыми болезнетворным бактериям вырабатывать невосприимчивость к антибиотикам. То есть был найден способ сделать бактерии уязвимыми к ним. Это в будущем повысит эффективность привычных уже антибиотиков в лечении бактериаль­ных инфекций. Это открытие было сделано российским Институ­том молекулярной биологии РАН. Или можно рассказать, например, о том, что ученые из российского Института стали и сплавов совместно с представителями других университетов разработали биосовместимый материал, обладающий антибактериальными свойствами. Его можно будет использовать для перевязки ран. Кроме того, что такие повязки обладают более длительным действием, они еще могут безопасно для человека разлагаться, что дает возможность использовать новую повязку прямо поверх предыдущей.

Учитель истории может рассказать детям об открытии, сделанном в Институте археологии и этнографии РАН. Там открыли новый вид человека, обитавшего на нашей планете наряду с неандертальцами и кро­маньонцами. Это было сделано после раскопок в Денисовской пещере на Алтае и проведения международных молекулярных исследований.


Учитель химии может рассказать об изобретении графена. Известно, что углерод — это материал, состоящий из кристаллической решетки, которую образуют шестиугольники атомов. Графен — это один слой решетки толщиной в 1 атом. Этот тончайший, сверхлёгкий, но супер­прочный материал имеет ряд уникальных свойств. Графен был открыт учёными Андреем Геймом и Константином Новосёловым — за это открытие в 2010 году им была вручена Нобелевская премия.

Учитель астрономии может поведать о результатах работы россий­ской космической обсерватории "Спектр-РГ". В 2020 г. она впервые с рекордной четкостью осмотрела все небо в рентгеновском диапазоне, что позволило построить карту, содержащую почти в 10 раз больше космических объектов и в четыре раза более чувствительную, чем су­ществовали прежде.

Учитель математики может рассказать о том, что в далеком 1904 году была сформулирована гипотеза Пуанкаре, и только в 2002 году рос­сийскому математику Григорию Перельману удалось доказать эту ги­потезу. Это был прорыв в «чистой математике». Доказательство было приведено Г. Перельманом даже не в статьях в журналах, а в препринтах (черновой вариант статьи). Естественно, что сам факт появления такого доказательства вызвал большой интерес в математическом сообществе. В 2006 году крупные ученые Брюс Кляйнер и Джон Лотт из Мичи­ганского университета опубликовали препринт собственной работы, в котором подтвердили доказательство, сделанное Г. Перельманом. Математический институт Клэя присудил российскому ученому Пре­мию тысячелетия (МШеппшш Рпге), тем самым официально признав верным доказательство гипотезы Пуанкаре. Премия составила миллион долларов, но Г. Перельман отказался от нее.

Об этих и многих других открытиях пишут научные журналы, газеты, информация о них появляется в сети Интернет, и учителю не составит труда найти такую информацию для того, чтобы поддерживать природ­ное детское любопытство и воспитывать в них гордость за свою страну и ее ученых.

6.О нравственной стороне открытий и изобретений

Важно, чтобы учитель на уроке находил время для того, чтобы заострить внимание ребят на нравственных аспектах научных открытий, которые они изучают на уроке. Это позволит воспитывать в детях привычку смо­треть на науку не только в контексте технического прогресса общества, но и в «человеческом измерении». Ведь давно уже сказано Андреем Воз­несенским: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».



Обсуждение со школьниками обратной стороны некоторых науч­ных открытий дает педагогу возможность влиять на формирование их отношений к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.

Вот лишь некоторые проблемы научных открытий и изобретений, о которых можно поговорить с ребятами на уроке.

Физика.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания. Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний: ларин- готрахеита, бронхита, рака лёгкого. Но есть надежда на решение этой проблемы. Так, Норвегия к 2025 году планирует полностью отказаться от бензиновых двигателей. В этой стране 69% проданных в 2020 году автомобилей питаются электричеством. В начале 2021 года на улицах Москвы курсировало около 600 электробусов, а в конце — уже больше 700. В парке Мосгортранса электрических автобусов больше, чем в любом другом городе Европы. В Париже к 2025 году будет курсировать 4500 электробусов. Из каждых пяти автобусов четыре будут электротяговыми, а один — газомоторным.

Открытие процесса расщепления атомного ядра позволило использо­вать цепные ядерные реакции в разных целях. От производства энергии в мирных целях (АЭС, ледоколы, разрабатываемые двигатели для кос­мических ракет) до ядерного оружия. После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года погибло более 200 тысяч человек. Общее число единиц ядерного оружия в мире сейчас — около 13000. Если ис­пользовать все ядерное оружие сразу, то человечество не выживет. Да и с «мирным атомом» не все так просто: вспомним хотя бы Чернобыль и Фукусиму.

Биология.

Проблема генной инженерии. С одной стороны, это может избавить многих людей от серьезных генетических заболеваний, а с другой — стать причиной новой социальной напряженности из-за того, что те люди, которые смогут позволить себе генетически улучшить свое тело, получат преимущества в интеллектуальном или физическом потенциале.

Этический аспект клонирования. Не приведет ли увлечение идеей клонирования к переоценке ценностей человека и в первую очередь семьи? Не будут ли люди находить необходимое продолжение рода в своих клонах, не предпочтут ли созданию семьи жизнь одиночек, не утратятся ли вместе с этим такие чувства как любовь, дружба, поддержка? Нет ли риска, что рано или поздно общество, основанное на ценности семьи и человеческих чувств, сменится обществом бесконечных копий друг друга?


Химия.

Экологические последствия изготовления синтетических материа­лов. Велика ли опасность превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки? Как избежать этого?

Открытие синтетических ароматизаторов. Каковы последствия употребления в пищу продуктов, изготовленных с использованием этой технологии?

Информатика.

Новые информационные технологии: они облегчают жизнь совре­менного человека или, напротив, осложняют ее, порождают зависимость человека от них, ускоряют и без того высокий темп жизни людей, про­воцируют стрессы, приводят к одиночеству?

География.

Великие географические открытия — действительно великие? Можем ли мы их так называть, зная, к каким человеческим жертвам они при­вели? Насилие, геноцид, рабство, выселение с исконных территорий, насильственная европеизация в отношении местного населения — это далеко не полный перечень того, чем обернулись открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана.

История.

Что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя: улучшение условий жизни человека или новые жертвы?

7.В процессе бесед и дискуссий

Мы уже отмечали, что ценностно-ориентированную коммуника­цию на уроке нельзя превращать в монолог учителя, направленный на морально-этическое просвещение учеников. Ребенок, которого мы воспитываем, не должен занимать пассивную позицию в общении с учи­телем, не должен быть просто слушателем. Следует создавать условия для того, чтобы ученик занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения. И в этом нам всегда помогают такие формы коммуникации как беседы и дискуссии.

Подбор материала. Успех беседы или дискуссии во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения. Та­ким материалом может стать проблематизирующий вопрос, спорное утверждение, видеоролик, фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое дру­гое. Главное — такой материал должен вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение. Рассмотрим это на примерах вопросов, предлагаемых школьникам для обсуждения на уроке:


  • Литература. Согласны ли вы со словами И. Карамазова: «Если Бога нет, значит все позволено»?

  • История. «С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перени­мали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь» Прав ли П. Я. Чаадаев?

  • Физика. Нужны ли науке нравственные ограничения?

  • Окружающий мир. Человек — царь природы?

  • Биология. Использование животных для опытов: научная необходи­мость или жестокость людей? Как решить дилемму, в которой оба варианта кажутся верными?

  • Обществознание. Легко ли быть свободным человеком?

  • География. Является ли экономический рост безусловным благом для людей?

Выбор вида. Хорошо подобранного материала недостаточно для хо­рошего старта. Необходимо еще определиться с видом той беседы или дискуссии, которую вы планируете провести. Педагогу важно выбрать тот, который больше всего будет соответствовать как его целям, так и коммуникативным способностям и опыту его учеников. В научно­методической литературе довольно подробно описаны различные виды бесед и дискуссий: дебаты, аквариум, упражнение Джеффа, вертушка, ролевой диалог, «Мозговой штурм» и т.д.


«Круг»

Это, пожалуй, самая простой вид беседы, которую можно использо­вать на уроке. Групповое обсуждение в кругу хорошо организовать тогда, когда важно, чтобы каждый ребёнок высказал свое мнение по поводу той или иной обсуждаемой проблемы.

Круг, когда все открыто сидят лицом друг к другу, позволяет создать доброжелательную атмосферу для общего обсуждения, настроить школь­ников на открытое общение, уравнивает их позиции, дает возможность всем поделиться своими мыслями и чувствами. Здесь школьники учатся высказывать свою позицию, слушать других. Застенчивые и обычно тихие ученики имеют возможность высказаться и быть услышанными наравне со всеми, у них появляется возможность приобрести такой важный для них опыт публичного выступления. Школьники могут сравнить свое мнение с точкой зрения сверстников, это помогает им в формировании собствен­ной позиции. Кроме того, в атмосфере открытого общения происходит становление и развитие коллектива класса, школьники лучше узнают друг друга, появляется чувство взаимопонимания, формируется «чувство МЫ». Педагог же, проводя разговор в кругу, глубже знакомится со своими учениками, лучше узнает их индивидуальные особенности.