Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Даже если интересы детей кажутся вам недостойными внимания, наивными или легкомысленными, не стоит спешить заявлять об этом ребенку. Сейчас в его жизни они могут значить очень и очень многое. И наше неподдельное внимание к ним будет им с благодарностью при­нято.

  2. Поинтересуйтесь хобби, увлечениями детей, спросите об их лю­бимых книгах, мультиках, проявите интерес к тому, в какие игры они предпочитают играть и почему.

  3. Расспросите об этом подробнее, попросите привести примеры, выскажите свое мнение, дайте «обратную связь».

  4. Не только говорите и слушайте внимательно, но и демонстрируйте свое внимание взглядом, мимикой, жестами. Невербальные сообщения дети «считывают» довольно легко.

  5. Спустя несколько дней вернитесь к этому разговору, уточните ещё что-нибудь, покажите, что вы помните об интересах ваших учеников.

  6. Через некоторое время ребята сами начнут подходить к вам на переменах с такого рода разговорами: показывать вам свои рисунки, стихи, игрушки, рассказывать о своих хобби, поездках, впечатлениях. Реагируйте на это доброжелательно, помните: они не хвастаются, они доверяют. Не потеряйте это доверие.

  7. Обязательно старайтесь обратить внимание на то, что рассказывают и показывают вам дети. По возможности не на бегу, не между делом. Постарайтесь найти хотя бы минутку, чтобы поддержать разговор об этом.

  8. Если речь идёт о детском творчестве и то, что вам показывает ребё­нок, мягко говоря, не «ах какого качества», то вовсе не нужно наигранно умиляться, к примеру, неудачным детским стихам или рисункам. Но и отделываться дежурными «Угу» или «Молодец (за которыми легко рас­познается «Ну, иди уже давай отсюда») тоже нельзя. Как и нельзя сходу критиковать то, что вам доверчиво показали.

  9. Вполне возможно, что в каких-то вопросах учитель и ребята ощутят разрыв в культурной дистанции. Учитель может оказаться несведу­щим в вопросах современной молодежной эстрады, а ребята — плохо разбираться в литературе, лежащей за рамками школьной программы. Почувствовав это, ни в коем случае нельзя отзываться о неизвестном негативно, огульно осуждая все то, что педагог сам не знает. Напротив, важно проявить заинтересованность, попросить ребят рассказать о том, что это такое, постараться понять.

  10. Со своей стороны педагогу надо стараться живо и привлекательно рассказывать ребятам о том, чего они еще пока не знают, не читали, не смотрели, не видели. Возможно, именно привлекательный рассказ педагога сподвигнет ребенка на просмотр нового фильма или прочтение новой книги. Так, шаг за шагом, беседа за беседой, вы будете лучше узнавать своих учеников, а они — вас.Такая открытость со стороны педагога также помогает ребятам увидеть в своем учителе многогранную личность, которую стоит уважать не только как профессионала, но и как весьма интересного человека.


Итак, учителю важно понимать, что ждет от него современный ребенок. А ждет он от него часто, - общения, простого общения. Не назидания, не морализаторства, не заигрываний и сюсюканий. Просто­го неформального повседневного общения.

4.Тонкости конструктивного диалога на уроке

«Неправильно организованное общение на уроке рождает у ученика неуверенность в своих силах, страх перед одноклассниками, снижает желание учиться. В итоге появляется неприязнь к учителю, а позже и к школе...». Эти слова, сказанные как-то одной школьницей, очень точно отражают значимость искусства педагогического общения учи­теля на уроке.

К сожалению, довольно распространенной формой такого общения на уроке все еще остается монолог — повествование, описание, рассужде­ние. Передача информации происходит лишь в одном направлении: от учителя к ученику. С развитием информационных технологий монолог учителя дополняется еще и мультимедийным контентом: презентациями, аудио- и видеоматериалами. Используя такие формы работы, учитель стремится передать за единицу времени как можно больше информации своим ученикам, максимально эффективно использовав при этом время урока. И это вполне объяснимо.

Однако, выигрывая в одном, учитель проигрывает в другом. Делая ребят пассивными потребителями информации, он не развивает в них активного и заинтересованного отношения к этой информации, к со­держанию изучаемого материала, к уроку в целом. А это препятствует и установлению доверительных отношений между учителем и учениками.

Педагогу очень важно уметь вести диалог на уроке, преподносить материал, взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая про- блематизирующие вопросы, инициируя вопросы самих школьников, отвечая на них.

Что для этого можно сделать?

  1. Обеспечить на уроке безопасную атмосферу: каждый ученик дол­жен быть уверен, что любое мнение, даже ошибочное или наивное, не будет подвергаться насмешкам, оскорблениям или унизительным комментариям учителя.

  2. Ни в коем случае не перебивать говорящих учеников, не прибегать к категоричным или резким оценкам их высказываний вроде: «Не мели ерунды», «Что за бред», «Прекрати говорить глупости» и т.п.

  3. Не допускать, чтобы такие высказывания звучали и из уст одно­классников. А если уж такое произошло, то спокойно пояснять, что так делать не стоит, что любое мнение имеет право на существование.

  4. Не только слушать ученика, но и слышать его. Довольно часто учителя слушают ученика, но своим внешним видом, отношением, отсутствием заинтересованности дают ему понять, что слушают его они только из вежливости или потому что «так положено делать учителю». Безусловно, далеко не всегда ребята говорят значимые, интересные или умные вещи. Но и тогда стоит вникать в то, что говорит ребенок, и наводящими вопросами помочь ему разобраться в предмете разговора, развить свою мысль.

  5. Стараться сохранять зрительный контакт с ребенком, поддержи­вать его кивком головы, короткими репликами, просьбами пояснить сказанное. Важно показать, что вы готовы выслушать все его аргументы, правильно понять его, его мысли, чувства, эмоции. Активно слушая детей, учитель продолжает формировать с ними доверительные отношения. Ведь желание быть услышанным и понятым живет в каждом из нас, но особенно остро это желание ощущается в детском возрасте.

  6. При необходимости просить ребенка уточнять смысл каких-либо его высказываний. Это поможет учителю получить дополнительную информацию, а ребенку покажет, что он выражает свои мысли недоста­точно точно. Используйте для этого фразы вроде «Уточни, пожалуйста, что ты имеешь в виду», «Повтори, пожалуйста, эту часть», «Я не понял», «Не объяснишь ли ты это еще раз?».

  7. Для более адекватного понимания ребенка прибегать к приему перефразирования, то есть формулирования высказанной школьником мысли другими словами. Это позволит педагогу получить подтвержде­ние правильности понимания того, что сказал ребенок, а ребенку даст возможность внести коррективы в свое сообщение. Здесь вам помогут фразы вроде «Правильно ли я понял, что...», «Как я понял, ты имел в виду ...», «Другими словами, ты говоришь.», «Ты считаешь, что.».


Итак, для организации конструктивного диалога на уроке важно: стараться сосредоточиться на говорящем, на том, что он говорит; ста­раться не перебивать его; стараться задавать вопросы на понимание и уточнение сказанного; стараться мысленно удерживать логику го­ворящего; стараться быть в контакте с говорящим; стараться выделять главное, существенное в речи говорящего. И самое главное — стараться развивать это умение не только в себе, но и у воспитанников, помогать им слушать и понимать друг друга.


5.Правила, без которых не обойтись

Доверительные и доброжелательные отношения между учителем и его учениками невозможны без установления на уроке четких, простых и понятных детям правил поведения. Наивно полагать, что нашим детям только и нужно, чтобы учитель всем и все позволял, был «добреньким». Это не так. Дети, конечно, не терпят грубости и тотальных запретов, но ценят при этом последовательность, справедливость и умеренную строгость учителя. Поэтому, когда он устанавливает на уроке четкие правила, это приносит только пользу их отношениям.

Эти правила могут касаться самых разных аспектов урока: привет­ствия в начале урока, состояния рабочего места ученика, наличия или отсутствия на уроке гаджетов, проведения опроса, процедуры оценивания ответов, поведения во время объяснения учителем нового материала, выполнения домашних заданий и т.п.

Среди них должны быть универсальные правила, в основе кото­рых — элементарное уважение детей и взрослых друг к другу: вовремя приходить на урок и своевременно готовиться к его началу; быть веж­ливым в общении с учителем и одноклассниками; быть аккуратным, содержать в чистоте рабочее место, одежду, учебные принадлежности; бережно относиться к учебному кабинету. Но могут быть и специфи­ческие правила, которые привносятся на урок отдельными учителями. Такие правила — часть индивидуальной педагогической системы учителя.

Однако правила правилам рознь. Важно, чтобы правила не превраща­лись в набор «драконовских мер», подавляющих свободу и инициативу ученика на уроке. Как это сделать? Какими должны быть правила на уроке? Как их грамотно вводить? Обо всем по порядку.

Во-первых, важно соблюдать меру и устанавливать только тот необхо­димый минимум правил, без которого деятельность класса на уроке будет малоэффективной. Чрезмерная регламентация поведения детей (правила на всякий случай) вредит взаимоотношениям педагога и ребенка.

Во-вторых, все правила, вводимые учителем на уроке, должны быть логичными, простыми, понятными и оправданными. Прекрасно, когда учителю предоставляется возможность «погрузить» ребят в ситуацию, после которой они сами бы осознали необходимость наличия того или иного правила. Если такой возможности нет, то нужно обязательно провести всю возможную разъяснительную работу для того, чтобы школьники не считали то или иное правило «причудой» взрослого, его прихотью или следствием его повышенной тревожности.


В-третьих, никакие правила и последствия, наступающие за их нарушение, не должны быть унижающими или ставящими ребенка в неловкое или смешное положение.

В-четвертых, правила должны быть однозначны, то есть исключать их двойное толкование. Некоторые ребята, к сожалению, к этому стремятся.

В-пятых, они должны быть четко и ясно сформулированы, и лучше, если они будут зафиксированы в письменном виде — скажем, в качестве плаката на стене или памятки, вложенной в тетрадь ученика. То есть эти правила должны быть донесены до ребят в максимально понятной им форме.

В-шестых, важно, чтобы соблюдение установленных правил не зависело от настроения учителя и являлось незыблемым. Это помогает школьникам почувствовать «рамки поведения» и обрести спокойствие, понимая, где границы, которые не стоит переходить. Шаткость же пра­вил, зависимость обязательности их исполнения от настроения педагога или, что еще хуже, их избирательность по отношению к отдельным ребятам — путь к дезориентации учащихся и девальвации самих правил, а в перспективе — и педагога.

В-седьмых, разумеется, правила должны быть обязательны и для учителя. Чрезвычайно важно, побуждая школьников к соблюдению правил поведения, задавать в этом личный пример! Но демонстриро­вать этот пример, как уже отмечалось выше, не нарочито (специально обращая на него внимание детей), а просто проживая вместе с ними все повседневные события школьных уроков.
6.Замечания и критика: как делать это грамотно?

Отношения с учениками не всегда бывают радужными и бескон­фликтными. Учебная неуспеваемость, нарушения дисциплины, ложь, лень — явления, с которыми сталкиваются абсолютно все учителя. Как тут быть? Как реагировать?

Первое и самое главное: несмотря на то, что это чрезвычайно тяжело, нужно стараться противостоять таким негативным проявлениям без гнева. Даже если этот гнев — праведный! Ведь, как справедливо заметил российский мыслитель Г. Померанц, «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело». Наши гнев, злость, истерика не решат проблему, а только усугубят ее.

Если уж пришлось отчитывать школьника за неуспеваемость или дисциплинарный проступок, то делать это лучше спокойно, но твёрдо; без лишних эмоций, но тоном, не терпящим пререканий; без сарказма, но иногда — с некоторой долей юмора.

Наказание или критика в отношении ребенка ни в коем случае не должны унижать его достоинства. Оскорбления, грубость, крик — просто недопустимы. Прежде чем судить о проступках школьника, сначала нуж­но просто поговорить с ним и понять их причины. И если уж пришлось давать оценку,