Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Через три дня Борис Иванович докладывает перед Ставкой. Он избегает таких мудреных слов, как «мимикрия» и «принцип стереоморфизма». Всё просто, элегантно и доступно. Основа концепции, если в двух словах — выступающее и высветленное красить в темное, затененное и вогнутое — высветлять. Остальное — детали. Художники всё проиллюстрировали по сезонам и временам года. Для наглядности на столе стоят объемные гипсовые модели, раскрашенные так, что их форма совершенно разваливается и уплощается. Борис Иванович говорит про «расчленяющий эффект» и про общие закономерности маскировки.
Год спустя Борис Иванович снова на приеме у Сталина:
-
Просите, что хотите, профессор. Хорошо поработали.
Шванвич задумывается буквально на секунду: «Хочу кафедру энтомологии. Она была. Но теперь ее нет». С 1944-го по 1955-й год почти до самой смерти Борис Шванвич заведовал своей любимой кафедрой».
Вопросы опасности неумеренного потребления. Их можно поднимать при изучении сразу нескольких тем в рамках курса экономической географии в 10 классе. Учитель может показывать детям устройство современной экономики, основанной на стимулировании покупательского спроса и искусственном старении уже купленных товаров, объяснять психологию рекламы, выявлять вместе с ребятами приемы манипуляции нами как покупателями. Говоря об экономическом росте, можно обращать внимание ребят на опасность уничтожения естественной среды нашего обитания, основу которой составляют отнюдь не производимые нами стекло, бетон и металл, а почва, вода и растения. Характерный для общества потребления принцип отношения к вещам «попользовался-наскучило-бросил» (сформировавшийся благодаря повышению уровня благосостояния граждан и быстрому устареванию технических новинок) переносится и на отношение к природе. Наши растущие потребительские аппетиты заставляют нас использовать ее так же, как взрослые используют бытовую технику, а дети — электронные игрушки китайского ширпотреба: получить максимум выгоды и. сменить на новые. Вместо того чтобы жить в природе, ревностно сберегая ее для себя и своих потомков, мы ведем себя в ней как в торгово-развлекательном центре.
Учитель вместе со школьниками может выработать и простые правила экосообразной повседневной жизни. Например, такие: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, покупать только то, что действительно необходимо для жизни; стараться не покупать дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, одноразовые товары, продукцию компаний, наносящих непоправимый ущерб природе; не брать у разносчиков рекламы предлагаемые буклеты, каталоги, приглашения; не брать в магазине полиэтиленовые пакеты для упаковки сделанных покупок; экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу; стараться собирать мусор, оставленный в природе другими людьми; не пренебрегать ручным трудом, научиться что-то мастерить своими руками, ведь это помогает узнать настоящую цену вещам.
3.Вопросы гуманного отношения к животным. Урок биологии, 8 класс. Тема «Организм и среда обитания. Этическое отношение человека к животным». Учитель на этом уроке может немного рассказать ребятам о знаменитом русском ученом — Иване Петровиче Павлове и тех муках совести, которые терзали его. Он, будучи человеком чувствительным, понимал и признавал, что делает вещи, которые не сочетаются с моральными ценностями порядочного человека, являются жестокими по отношению к жизни, живому организму. Вот что он писал: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм». Если есть время, можно обсудить с ребятами это высказывание.
Вопросы раздельного сбора мусора. Рассмотрим его также на примере урока биологии. Тема «Строение и многообразие бактерий», 5 класс. Учитель: «Представьте себе запах прокисших, испортившихся молочных или мясных продуктов. Представьте запах из пластикового контейнера, в котором на кухонном столе пять дней лежала гречка с мясным соусом (здесь педагогу можно продемонстрировать пластиковую тару, где много дней хранятся продукты). А теперь представьте себя сортировщиком полимерных отходов на одном заводов по их переработке (кстати сказать, они все недозагружены сырьем), куда попал этот контейнер. Что бы вы посоветовали тем, кто разделяет свой домашний мусор, прежде чем его выбросить?»
Вопросы безопасности в цифровом мире. Эта проблема может быть поднята, разумеется, на уроках информатики. С широким распространением сотовой связи, социальных сетей, записей камер наблюдения, оплаты покупок банковскими картами, использования электронных проездных документов и пропусков каждый наш шаг фиксируется, а запись о нем остается в самых разных электронных хранилищах.
Любой наш поисковый запрос, любой клик, любое нахождение на том или ином сайте, даже если сеанс связи произведен в режиме «частного окна» или режима инкогнито, известны провайдеру, владельцу сайта и поисковой системе. В этой ситуации идентифицируется компьютер и его примерное местоположение.
Любые наши фотографии, даже если они не размещены в открытом доступе, могут видеть владельцы фирмы, создавшей программное обеспечение для нашего телефона, владельцы облачного хранилища, куда попадает резервная копия данных с телефона. Вместе с уже широко распространенными технологиями распознавания лиц и привязываемой автоматически геолокацией эти данные составляют массивы наших личных данных для дальнейшей их обработки уже без нашего прямого участия.
При каждом использовании нами электронной карты время и место использования фиксируется, а информация передается издателям карты и операторам. Чаще всего в их роли выступают банки и транспортные компании.
Камеры безопасности в транспорте, на стенах зданий и при входе в подъезд также фиксируют и хранят записи, а получить к ним доступ могут те, кто их установил или ими владеет.
Естественно, и любая деятельность в социальных сетях, даже если это закрытые группы, фиксируется на множестве серверов, в том числе и серверов провайдеров.
Любая информация сохраняется в Сети даже спустя много лет. В связи со всеми этими технологическими особенностями нашей современной жизни возникает вопрос: а не теряется сегодня понятие частной жизни, ведь практически все наши действия записываются и могут быть опубликованы? Кроме этого, возникает и вполне реальная опасность того, что записываемые данные о нас (в том числе содержащие и персональную информацию) могут быть похищены и использованы для совершения преступлений. Раз нельзя совсем не быть источником подобной информации, то может быть хотя бы попытаться ее минимизировать?
4.
О людях, их характерах и поступках
Сделать учебную коммуникацию эффективной и наполнить ее ценностным содержанием можно и тогда, когда нам удаётся привлечь внимание школьников к личностям известных людей, изучаемым на том или ином уроке — к их характерам, поступкам, перипетиям их судеб.
Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, философы, полководцы, правители, общественные деятели. Это могут быть и вымышленные персонажи — герои литературных произведений. Их яркая жизнь изобилует событиями, которые полезно было бы сделать предметом осмысления школьниками. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии.
Конечно, кому-то из них в учебной программе уделяется совсем немного внимания, а кто-то и вовсе лишь вскользь упоминается на страницах школьного учебника. Но если вы понимаете, что личность такого человека заслуживает отдельного разговора, и разговор этот обладает большим воспитательным потенциалом, можно, наверное, потратить на него несколько драгоценных минут вашего урока.
Вот всего лишь несколько примеров.
История. На уроках дети регулярно знакомятся с историческими деятелями, являющими собой яркие примеры воплощения различных добродетелей и пороков. Это защитники Отечества (как Минин, Пожарский или Кутузов) и его герои (такие как Гастелло или молодогвардейцы). Это тираны (как Нерон или Иван Грозный) и гуманисты (как Махатма Ганди или Франциск Ассизский). Это жестокие царедворцы (как Малюта Скуратов или Берия) и просто добрые, стойкие, благородные люди (как, например, жены декабристов). О многих из них, разумеется, можно и нужно говорить на уроках истории.
Но иногда в истории нам встречаются личности яркие, но неоднозначные. Очень полезно было бы поговорить со школьниками именно о таких исторических персонажах. Ведь в нашей повседневной жизни мы редко сталкиваемся с абсолютно добродетельными или абсолютно порочными людьми. Стоит показать школьникам и по возможности обсудить с ними многогранность и динамичность человеческой личности, подчеркнуть ее разноплановость. Важно показать детям, что в руках самого человека находится его ценностный выбор, что он сам определяет, каким ему быть. Часто это неимоверно сложно сделать в сложившихся жизненных обстоятельствах, но все же можно. У одних это получается, а у других — нет. Обсуждать с ребятами таких исторических персонажей можно уже с первого года изучения курса истории, тем более что она дает немало ярких примеров.
Взять хотя бы Александра Македонского. Можно обратить внимание ребят на следующие факты и легенды, связанные с жизнью этого известного человека:
— на его встречу с Диогеном, проявленное уважение к мудрости и терпение к дерзости философа, по сути, полностью находящегося во власти великого завоевателя, отсутствие в поведении царя царского
высокомерия;
-
на гуманное отношение к захваченной в плен семье главного его врага, персидского царя Дария III; -
на личную смелость и отвагу царя, не прятавшегося за спинами своих воинов, а лично возглавлявшего атаки македонской конницы; -
на изменения, происходившие в Александре по мере роста его славы и власти, на отношение к обожествлению его личности в Египте, на его собственные заявления о своей божественной сущности и требование почитать его как бога, на гнев и ярость в ответ на критику со стороны Клита — друга, когда-то спасшего жизнь Александру.
Обратить внимание ребят на такого рода примеры из жизни известных исторических персонажей, обсудить их со школьниками, попросить прокомментировать их или дать им свою оценку — всего лишь один из многочисленных способов реализации воспитательного потенциала школьного урока.
Физика. Многие законы и открытия в физике носят имена реальных людей, единицы измерения многих физических величин напоминают о вкладе ученых, в честь которых они названы, в развитие науки. Но не только это важно. Часто биографии, судьбы ученых, о которых упоминается или не упоминается на страницах учебников, заслуживают чуть большего внимания педагога и детей, чем секундный взгляд на маленький портрет в углу страницы. Примеры жизни ученых-физиков позволят поговорить о самоотверженности и скромности, о целеустремленности и жертвенности, трудолюбии и юморе.
Петр Капица — советский инженер, физик, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике. У Петра Капицы был талант руководителя и талант бесстрашия и смелости как ученого и гражданина. В сложные для нашей страны годы сталинских репрессий власти СССР не отпустили его в Кембридж, и он понял, что в таком тоталитарном государстве все вопросы жизни и работы решает высшее руководство страны. Он смело вел прямой и откровенный разговор с этим руководством. Отмечал, что продолжал дело Ивана Павлова, который в 1934 году сказал: «Ведь я только один здесь говорю, что думаю, а вот я умру, Вы должны это делать, ведь это так нужно для нашей родины» (из письма Капицы жене от 4 декабря 1934 года). Капица написал и отправил в Кремль более 300 писем (Сталину — 50, Молотову — 71, Маленкову — 63, Хрущеву — 26). Историки отмечают, что во многом благодаря вмешательству П. Капицы были спасены физики-теоретики В. А. Фок, Л. Д. Ландау, И. В. Обреимов. Петр Леонидович Капица активно поддерживал и защищал А. Д. Сахарова.