Файл: 1. доверительные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Через три дня Борис Иванович докладывает перед Ставкой. Он избегает таких мудреных слов, как «мимикрия» и «принцип стерео­морфизма». Всё просто, элегантно и доступно. Основа концепции, если в двух словах — выступающее и высветленное красить в темное, затененное и вогнутое — высветлять. Остальное — детали. Художники всё проиллюстрировали по сезонам и временам года. Для наглядности на столе стоят объемные гипсовые модели, раскрашенные так, что их форма совершенно разваливается и уплощается. Борис Иванович говорит про «расчленяющий эффект» и про общие закономерности маскировки.

Год спустя Борис Иванович снова на приеме у Сталина:

  • Просите, что хотите, профессор. Хорошо поработали.

Шванвич задумывается буквально на секунду: «Хочу кафедру энто­мологии. Она была. Но теперь ее нет». С 1944-го по 1955-й год почти до самой смерти Борис Шванвич заведовал своей любимой кафедрой».

Вопросы опасности неумеренного потребления. Их можно поднимать при изучении сразу нескольких тем в рамках курса экономической географии в 10 классе. Учитель может показывать детям устройство современной экономики, основанной на стимулировании покупа­тельского спроса и искусственном старении уже купленных товаров, объяснять психологию рекламы, выявлять вместе с ребятами приемы манипуляции нами как покупателями. Говоря об экономическом росте, можно обращать внимание ребят на опасность уничтожения естест­венной среды нашего обитания, основу которой составляют отнюдь не производимые нами стекло, бетон и металл, а почва, вода и растения. Характерный для общества потребления принцип отношения к вещам «попользовался-наскучило-бросил» (сформировавшийся благодаря повышению уровня благосостояния граждан и быстрому устареванию технических новинок) переносится и на отношение к природе. Наши растущие потребительские аппетиты заставляют нас использовать ее так же, как взрослые используют бытовую технику, а дети — электронные игрушки китайского ширпотреба: получить максимум выгоды и. сме­нить на новые. Вместо того чтобы жить в природе, ревностно сберегая ее для себя и своих потомков, мы ведем себя в ней как в торгово-раз­влекательном центре.

Учитель вместе со школьниками может выработать и простые правила экосообразной повседневной жизни. Например, такие: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, покупать только то, что действительно необходимо для жизни; стараться не покупать дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, одноразовые товары, продукцию компаний, наносящих непоправимый ущерб природе; не брать у разнос­чиков рекламы предлагаемые буклеты, каталоги, приглашения; не брать в магазине полиэтиленовые пакеты для упаковки сделанных покупок; экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу; стараться соби­рать мусор, оставленный в природе другими людьми; не пренебрегать ручным трудом, научиться что-то мастерить своими руками, ведь это помогает узнать настоящую цену вещам.


3.Вопросы гуманного отношения к животным. Урок биологии, 8 класс. Тема «Организм и среда обитания. Этическое отношение человека к животным». Учитель на этом уроке может немного рассказать ребятам о знаменитом русском ученом — Иване Петровиче Павлове и тех муках совести, которые терзали его. Он, будучи человеком чувствительным, понимал и признавал, что делает вещи, которые не сочетаются с мо­ральными ценностями порядочного человека, являются жестокими по отношению к жизни, живому организму. Вот что он писал: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я ис­пытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной ру­кой ломаю невыразимо художественный механизм». Если есть время, можно обсудить с ребятами это высказывание.

Вопросы раздельного сбора мусора. Рассмотрим его также на примере урока биологии. Тема «Строение и многообразие бактерий», 5 класс. Учитель: «Представьте себе запах прокисших, испортившихся молочных или мясных продуктов. Представьте запах из пластикового контейнера, в котором на кухонном столе пять дней лежала гречка с мясным соусом (здесь педагогу можно продемонстрировать пластиковую тару, где много дней хранятся продукты). А теперь представьте себя сортировщиком полимерных отходов на одном заводов по их переработке (кстати ска­зать, они все недозагружены сырьем), куда попал этот контейнер. Что бы вы посоветовали тем, кто разделяет свой домашний мусор, прежде чем его выбросить?»

Вопросы безопасности в цифровом мире. Эта проблема может быть поднята, разумеется, на уроках информатики. С широким распростра­нением сотовой связи, социальных сетей, записей камер наблюдения, оплаты покупок банковскими картами, использования электронных проездных документов и пропусков каждый наш шаг фиксируется, а запись о нем остается в самых разных электронных хранилищах.

Любой наш поисковый запрос, любой клик, любое нахождение на том или ином сайте, даже если сеанс связи произведен в режиме «частного окна» или режима инкогнито, известны провайдеру, владельцу сайта и поисковой системе. В этой ситуации идентифицируется компьютер и его примерное местоположение.



Любые наши фотографии, даже если они не размещены в открытом доступе, могут видеть владельцы фирмы, создавшей программное обес­печение для нашего телефона, владельцы облачного хранилища, куда попадает резервная копия данных с телефона. Вместе с уже широко распространенными технологиями распознавания лиц и привязываемой автоматически геолокацией эти данные составляют массивы наших личных данных для дальнейшей их обработки уже без нашего прямого участия.

При каждом использовании нами электронной карты время и место использования фиксируется, а информация передается издателям карты и операторам. Чаще всего в их роли выступают банки и транспортные компании.

Камеры безопасности в транспорте, на стенах зданий и при входе в подъезд также фиксируют и хранят записи, а получить к ним доступ могут те, кто их установил или ими владеет.

Естественно, и любая деятельность в социальных сетях, даже если это закрытые группы, фиксируется на множестве серверов, в том числе и серверов провайдеров.

Любая информация сохраняется в Сети даже спустя много лет. В связи со всеми этими технологическими особенностями нашей современной жизни возникает вопрос: а не теряется сегодня понятие частной жизни, ведь практически все наши действия записываются и могут быть опубли­кованы? Кроме этого, возникает и вполне реальная опасность того, что записываемые данные о нас (в том числе содержащие и персональную информацию) могут быть похищены и использованы для совершения преступлений. Раз нельзя совсем не быть источником подобной инфор­мации, то может быть хотя бы попытаться ее минимизировать?

4.
О людях, их характерах и поступках

Сделать учебную коммуникацию эффективной и наполнить ее цен­ностным содержанием можно и тогда, когда нам удаётся привлечь вни­мание школьников к личностям известных людей, изучаемым на том или ином уроке — к их характерам, поступкам, перипетиям их судеб.

Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, филосо­фы, полководцы, правители, общественные деятели. Это могут быть и вымышленные персонажи — герои литературных произведений. Их яркая жизнь изобилует событиями, которые полезно было бы сделать предметом осмысления школьниками. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии.

Конечно, кому-то из них в учебной программе уделяется совсем немного внимания, а кто-то и вовсе лишь вскользь упоминается на стра­ницах школьного учебника. Но если вы понимаете, что личность такого человека заслуживает отдельного разговора, и разговор этот обладает большим воспитательным потенциалом, можно, наверное, потратить на него несколько драгоценных минут вашего урока.

Вот всего лишь несколько примеров.

История. На уроках дети регулярно знакомятся с историческими деятелями, являющими собой яркие примеры воплощения различных добродетелей и пороков. Это защитники Отечества (как Минин, Пожар­ский или Кутузов) и его герои (такие как Гастелло или молодогвардейцы). Это тираны (как Нерон или Иван Грозный) и гуманисты (как Махатма Ганди или Франциск Ассизский). Это жестокие царедворцы (как Малюта Скуратов или Берия) и просто добрые, стойкие, благородные люди (как, например, жены декабристов). О многих из них, разумеется, можно и нужно говорить на уроках истории.

Но иногда в истории нам встречаются личности яркие, но неодноз­начные. Очень полезно было бы поговорить со школьниками именно о таких исторических персонажах. Ведь в нашей повседневной жизни мы редко сталкиваемся с абсолютно добродетельными или абсолютно порочными людьми. Стоит показать школьникам и по возможности обсудить с ними многогранность и динамичность человеческой лично­сти, подчеркнуть ее разноплановость. Важно показать детям, что в руках самого человека находится его ценностный выбор, что он сам определяет, каким ему быть. Часто это неимоверно сложно сделать в сложившихся жизненных обстоятельствах, но все же можно. У одних это получается, а у других — нет. Обсуждать с ребятами таких исторических персонажей можно уже с первого года изучения курса истории, тем более что она дает немало ярких примеров.


Взять хотя бы Александра Македонского. Можно обратить внимание ребят на следующие факты и легенды, связанные с жизнью этого из­вестного человека:

— на его встречу с Диогеном, проявленное уважение к мудрости и терпение к дерзости философа, по сути, полностью находящегося во власти великого завоевателя, отсутствие в поведении царя царского

высокомерия;

  • на гуманное отношение к захваченной в плен семье главного его врага, персидского царя Дария III;

  • на личную смелость и отвагу царя, не прятавшегося за спинами своих воинов, а лично возглавлявшего атаки македонской конницы;

  • на изменения, происходившие в Александре по мере роста его славы и власти, на отношение к обожествлению его личности в Египте, на его собственные заявления о своей божественной сущности и тре­бование почитать его как бога, на гнев и ярость в ответ на критику со стороны Клита — друга, когда-то спасшего жизнь Александру.

Обратить внимание ребят на такого рода примеры из жизни известных исторических персонажей, обсудить их со школьниками, попросить прокомментировать их или дать им свою оценку — всего лишь один из многочисленных способов реализации воспитательного потенциала школьного урока.

Физика. Многие законы и открытия в физике носят имена реальных людей, единицы измерения многих физических величин напоминают о вкладе ученых, в честь которых они названы, в развитие науки. Но не только это важно. Часто биографии, судьбы ученых, о которых упоми­нается или не упоминается на страницах учебников, заслуживают чуть большего внимания педагога и детей, чем секундный взгляд на маленький портрет в углу страницы. Примеры жизни ученых-физиков позволят поговорить о самоотверженности и скромности, о целеустремленности и жертвенности, трудолюбии и юморе.

Петр Капица — советский инженер, физик, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике. У Петра Капицы был талант руководителя и талант бесстрашия и смелости как ученого и гражданина. В сложные для нашей страны годы сталинских репрессий власти СССР не отпустили его в Кембридж, и он понял, что в таком тоталитарном государстве все вопросы жизни и работы решает высшее руководство страны. Он смело вел прямой и откровенный разговор с этим руководст­вом. Отмечал, что продолжал дело Ивана Павлова, который в 1934 году сказал: «Ведь я только один здесь говорю, что думаю, а вот я умру, Вы должны это делать, ведь это так нужно для нашей родины» (из пись­ма Капицы жене от 4 декабря 1934 года). Капица написал и отправил в Кремль более 300 писем (Сталину — 50, Молотову — 71, Маленко­ву — 63, Хрущеву — 26). Историки отмечают, что во многом благодаря вмешательству П. Капицы были спасены физики-теоретики В. А. Фок, Л. Д. Ландау, И. В. Обреимов. Петр Леонидович Капица активно под­держивал и защищал А. Д. Сахарова.