Файл: Оглавление Введение 2 Становление российского самодержавия 3 Начало императорского времени 5 Генезис и особенности русского самодержавия 10 Заключение 12 Список литературы 13 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

Становление российского самодержавия 3

Начало императорского времени 5

Генезис и особенности русского самодержавия 10

Заключение 12

Список литературы 13


Введение


Самодержавие или автократия - это форма правления, при которой один правитель обладает абсолютным контролем и правом принятия решений. Самодержавие существовало с древних времен, когда короли и императоры правили великими странами и племенными землями, и существуют сегодня в форме абсолютных монархий и диктатур. В отличие от демократии, люди, живущие в странах с автократическим правлением, не имеют права голоса при определении законов страны и их исполнении. Автократический правитель никому не подотчетен; нет системы сдержек и противовесов, нет конституционных ограничений на власть правителя, правитель не подотчетен ни кабинету советников, ни системе судов, ни народу, ни прессе.

В автократических правительствах власть правителя абсолютна; инакомыслие не допускается. По этой причине ученые часто связывают автократию с тоталитарными режимами, такими как режимы Адольфа Гитлера в Германии и Иосифа Сталина в Советском Союзе. Автократия - это скорее общее понятие, чем конкретная форма правления. Хотя автократические правители имеют полную власть над народом своих стран, их методы управления могут быть совершенно разными.

На протяжении всей истории человечества, во времена политических волнений, люди были склонны принимать командование сильных лидеров, которые могли бы взять под контроль их страны. Фактически, Никколо Макиавелли, итальянский политический философ XV века, рекомендовал самодержавие как временную меру и средство восстановления политического порядка и прекращения разногласий.

Цель работы - рассмотрение российского самодержавия как единой социокультурной формы, органически укорененной на национально-русской почве, отвечающей особенностям менталитета русской культуры и своеобразию социокультурной динамики России.
Задачи:

— дать короткую характеристику самодержавию, сделать анализ его развития на Руси;


— исследовать преобразования, проводимые в этом периоде;

— исследовать изменения проводимые в праве начала ХIX века.


Становление российского самодержавия


Автократия опирается на централизованную и сосредоточенную власть исполнительной власти, а не на систему сдержек и противовесов, как в конкурентных политических системах. Автократические системы в России поддерживались важными социальными группами. Такие системы функционировали благодаря режимам мобилизации и нормализации. Российская автократическая система прошла через несколько отдельных этапов, но при этом сохранила некоторые важные элементы, которые остались актуальными даже в постсоветскую эпоху.

В силу географических, политических и культурных причин политическая эволюция России развивалась в противоположном направлении по сравнению с Западом. После завоевания Сибири границы России были значительно расширены, что позволило охватить огромную территорию и сделать ее самым большим царством на земле в XVII веке. Эта огромная территория подвергалась угрозам со стороны монгольских и тюркских племен. Эти условия создали подходящую среду для развития и обоснования концепции "самодержавия" в России.

Чувство незащищенности привело Россию к развитию самодержавия. Весь русский народ состоял из крепостных крестьян: развитие привилегированной аристократии и класса самоуправляющихся мещан было затруднено. Отсутствие частной собственности привело к полной концентрации власти в руках российских правителей. Вплоть до XIX века города состояли в основном из сельского населения, занятого в сельском хозяйстве и не имевшего полномочий самоуправления. Следствием этих условий в средневековой России было отсутствие независимого дворянства и частной собственности. Таким образом, отсутствие этих двух ключевых институтов, которые ограничивали власть королей на Западе, помогло русским правителям укрепить абсолютную власть.

Другим фактором, способствовавшим возникновению крайней формы самодержавия, была православная религия. Византийская догма представляла политику как обязанность правителей, что способствовало возникновению в России такой формы монархии, которая по своим полномочиям превосходила все, что было известно на Западе даже в эпоху абсолютизма. Европейские путешественники в Московию воспринимали ее правителей как обладающих неограниченной властью и игнорирующих права частной собственности.



Российская монархия возникла как суверенная держава во второй половине XV века. До этого времени русские правители были вассалами как Византии, так и монголо-татарской Золотой Орды. Взятие турками Константинополя в 1453 году положило конец зависимости России от Византийской империи. Вскоре после этого Золотая Орда распалась. В результате к 1480 году, в правление Ивана III, правители Московии могли претендовать, сначала осторожно, а затем все смелее, на титул "самодержца", перевод греческого "автократ", что означает суверен: то есть правитель, независимый от какой-либо внешней власти. Термин "царь", адаптация термина "цезарь", также начал набирать популярность: он был официально принят в 1547 году.

Во время правления Ивана III, Василия III и Ивана IV не допускались ни привилегированный статус, ни частная собственность. Таким образом, аристократия, которая наблюдалась в Западной Европе, не могла быть создана. Боярская дума (1547-1711), часто называемая "боярами", была царским советом. Ее должностные лица приглашались царем. Дума не могла проявлять инициативу по созыву и рассматривала только вопросы, представленные самим царем. Таким образом, Дума была не в состоянии ограничить власть царей.

Начало императорского времени



В 1855 году Россия была самодержавием, которым правил царь, имевший титул «император и самодержец всея России». Царь был главой православной церкви и считался верующими земным воплощением Бога. Русских учили принимать свое положение на Земле как волю Божию. Церковь и государство были тесно связаны. Например, для управления церковными делами был назначен правительственный министр, известный как обер-прокурор Священного Синода.

Императорские указы царя были законом. Хотя у царя были министры и советники, они подбирались им лично.

Во время правления Петра Великого в России произошли столь значительные преобразования, что петровскую тему в современной российской истории часто сравнивают с темой Реформации в Германии. Возвышение Петра Великого стало поворотным пунктом в истории России. Великие реформы и процессы вестернизации, начатые Петром Великим
, Сергей Михайлович Соловьев, вероятно, величайший русский историк всех времен, назвал "петровской революцией". В своем знаменитом труде "История России с древнейших времен" Соловьев утверждал, что преобразования государства и общества, предпринятые Петром, были как необходимыми, так и неизбежными. Процесс вестернизации Петра освободил Россию от средневековой "клановости" и ориентировал нацию на Европу. Методом, использованным для придания импульса этому процессу, было авторитарное правление и, в некоторой степени, деспотизм.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем незабываемом стихотворении "Стансы" 1826 года дал, пожалуй, самое знаменитое описание реформатора.
Стансы.

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Василий Осипович Ключевский, один из самых авторитетных русских историков, утверждал, что реформа Петра была деспотической борьбой с народом, с его вялостью. Петр надеялся своей страшной силой возбудить инициативу в порабощенном обществе, а через рабовладельческое дворянство утвердить в России европейскую науку и народное образование как необходимые условия общественного развития; он хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно.

Еще одним из ключевых правителей была Екатерина. Екатерина II (1729-96) родилась в немецком городе Штеттин. В 1745 году, в возрасте 16 лет, она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра III, и приняла русское православие. После смерти императрицы Елизаветы в 1761 году Петр был провозглашен императором Петром III, а Екатерина стала императрицей. Она заставила Петра III отречься от престола и объявила себя суверенной правительницей России в июне 1762 года в результате государственного переворота, возглавленного военными. Петр III был сначала арестован, а затем убит в тюрьме.


Екатерина II правила Россией 34 года, с 1762 по 1796 год. Екатерининская эпоха" часто считается золотым веком Российской империи и российского дворянства.

Екатерина II последовала примеру Петра Великого и энергично проводила политику вестернизации для стимулирования экономического и социального развития. Инструмент, который она использовала для проведения вестернизации в невежественном, консервативном и крайне суеверном обществе, был таким же, как и у Петра Великого: железная власть деспотичного абсолютиста.

Екатерина находилась под глубоким влиянием идей французского Просвещения. Она читала труды Монтескье и Вольтера и накопила значительный объем знаний о теориях правления и политики. Воплощая эти идеи, она стремилась рационализировать и реформировать Российскую империю. Будучи "просвещенным деспотом", Екатерина считала, что мудрый и доброжелательный правитель, действующий в соответствии с велениями разума, может обеспечить благополучие своих подданных. В этом духе Екатерина начала процесс всеобъемлющих реформ в российском обществе.

Первая крупная реформа была проведена в архаичном и неэффективном Своде законов России. Она сформулировала документ под названием "Инструкция", который призывал к созданию прогрессивной правовой системы. В "Наставлении" предлагалась система, предоставляющая всем россиянам равную защиту перед законом, отменялись пытки преступников, и акцент делался на предупреждении преступных деяний, а не на назначении сурового наказания.

Екатерина внесла важные инновации и в экономическую сферу. Она учредила Вольное экономическое общество (1765) для модернизации сельского хозяйства и промышленности, поощряя иностранные инвестиции в экономически слаборазвитые регионы. Она стремилась расширить образовательные возможности страны и увеличила количество начальных и средних школ. Большое внимание уделялось искусству и наукам, и во время ее правления Санкт-Петербург стал одним из главных культурных центров Европы. Увеличилась поддержка музыки, театра и живописи, а Российская академия наук стала ученым учреждением мирового уровня. Она ослабила цензуру и поощряла публикацию иностранных книг в России.

Во время правления Екатерины Россия также добилась больших военных успехов и получила большие земельные владения. После двух успешных войн с Османской империей Россия присоединила Крым, что дало ей выход к Черному морю. Кроме того, контроль России над Польшей и Литвой позволил ей присоединить три отдельных участка земли.