ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1250
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3)Писал на доске мелом.
№ 5.Где Кирилл спрятал своё стёклышко? 1) в кармане 2) в портфеле 3) в водосточной трубе
№ 6.Укажи слово, близкое по значению слову преобразилось.
1)подтаяло 2)сломалось 3) изменилось
№ 7.Почему Кирилке всё вокруг казалось в синем цвете?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8.Почему прохожие отскакивали в сторону от водосточных труб?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9.Почему учительница решила, что Кирилл не работал на уроке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10.Выпиши из текста предложение, подтверждающие, что действия, описанные в тексте, происходили весной.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 11. Составь и запиши план к тексту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 14.
Прочитай рассказ Д. Тихомирова «Находка».
Раз иду я мимо оврага и слышу: кто – то в овраге жалобно скулит. Я спустился в овраг и вижу крошечного щеночка. Когда я подошёл к щенку, он ещё жалобнее стал плакать. Я взял щенка на руки. Он был ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё плакал жалобно.
Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в миску и поставил щенку. Но щенок не видит молоко и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать.
С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку – Находка. Находка жила у нас долго и очень любила меня.
Ответь на вопросы, выполни задания.
№ 1. Допиши предложения. Мальчик нашёл щенка в ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Он выпросил для собачки у мамы .....................................................................................................................................
Щенок стал лакать и перестал .....................................................................................................................................
Собачку назвали ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
№ 2. Почему собачку так назвали?
-
Она легко могла найти то, что потерялось. -
Мама нашла её на улице. -
Мальчик нашёл её в овраге.
№ 3. Какой был щенок? Подчеркни подходящие слова. Крупный, крошечный, зрячий, слепенький, весёлый, грустный.
№ 4. Выпиши из текста слова, которые рассказывают, как вёл себя щенок в овраге. Скулил,........................................................................................................................................................................................................................................................... ....................................................................................................................................
№ 5. Запиши по порядку действия, которые расскажут, как мальчик спас щенка.
Спустился в овраг, ..............................................................,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,….. ……………………………………………………………………………………….
№ 6. Опиши характер мальчика. Подчеркни подходящие слова. Добрый, злой, беззаботный, заботливый, жалостливый, невнимательный.
№ 7. Подчеркни в тексте предложение, в котором указано, кто ухаживал за щенком. № 8. Выбери предложение, которым закончился рассказ. 1) Я взял щенка на руки.
2) Мы дали собачке кличку – Находка. 3) Находка жила у нас долго и очень любила меня. № 9. Составь и запиши план к тексту.
.........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Работа № 15.
1. Прочитай текст.
День рождения Аяжан
Сегодня Аяжан отмечает свой день рождения. У неё чудесное настроение.
В этот день девочку пришли поздравить её лучшие друзья. Ребята принесли Аяжан подарки. Тимур подарил ей цветы. А Наргиз сама сшила для неё плюшевого медвежонка. Он получился забавным. Маша сделала из бумаги красивую открытку. Аяжан поблагодарила ребят за подарки. Ей было приятно, что друзья сделали их своими руками. К праздничному обеду был испечён вкусный торт и зажжены свечи. После сладкого угощения дети весело играли, пели и танцевали.
Праздник получился прекрасным и незабываемым.
Вопросы.
-
Какой праздник отмечала Аяжан?
......................................................................................................................................................................................................................................................
-
Кто пришёл поздравить девочку?
......................................................................................................................................................................................................................................................
-
Что подарил Аяжан Тимур?
......................................................................................................................................................................................................................................................
-
Какой подарок приготовила Наргиз?
......................................................................................................................................................................................................................................................
-
Что подарила подруге Маша?
......................................................................................................................................................................................................................................................
-
Каким получился праздник?
................................................................................................................................................................................................................................................................
2. Прочитай текст и выполни задания.
Мой дедушка очень любил трудиться в саду. Решил дедушка посадить яблоню, а я ему помогал. Яблоня выросла на славу. Но тут яблоню стали поедать ненасытные гусеницы, они стали грызть яблоки. Мы с дедушкой стали бороться с вредителями. Я позвал на помощь птичек, а дедушка сделал пугало. В конце лета мы собрали богатый урожай яблок.
1) Дополни предложение.
Яблоню стали грызть … .
А) вороны
В) гусеницы
С) воробьи
D) личинки
2) Ответь на вопросы.
Кого мальчик позвал на помощь?
А) гусениц
В) птичек
С) пугало
D) ребят
3) Какой собрали урожай?
А) кукурузы С) яблок
В) пшеницы D) груш
Работа №16.
1. Прочитай текст.
Орёл и кошка
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.
К.Д.Ушинский
1. В какое время года происходит действие рассказа? Выбери из предложенных вариантов и отметь «V».
А. Летом В. Осенью
Б. Зимой Г. Весной
2. Дополни описание орла словами из текста.
_____________________ _____________________________________________
Крылья орла_________________________ , клюв орла________________________________________ ,
лапы орла____________________________ , когти орла_______________________________________ .
3. Расставь цифры на строчках так, как происходят события в рассказе.
____ Кошка играла с котятами.
____ Закипела битва кошки и орла.
____ Кошка вцепилась в орла.
____ Орёл схватил котёнка.
____ Кошка повалила орла на землю.
4. Как ты думаешь, какую роль в природе выполняет орёл? Запиши своё мнение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запиши, что значит выражение «закипела битва».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дополни предложения словами из текста.
___________________ _______________________________________________
Но кошка не потеряла_______________________ , крепко ___________________________________ в _____________________________
орла когтями и _____________________________ ему правое крыло.
7. Как вы считаете, какое животное в природе сильнее: орёл или кошка? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Почему в битве одержало победу более слабое животное? Напиши своё мнение.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечитайте последний абзац текста и запишите одно качество кошки.
__________________________________________________________________
Кошка (какая?)___________________________________________________
9. Кошка защищала своего котёнка, боясь, что орёл унесёт детёныша. А что должен делать ребёнок, чтобы не стать жертвой похищения? Запиши одно правило.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Кто чем питается? Соедини стрелками.
Орёл мёд
Кошка мыши
Ласточка молоко
Медведь насекомые
Работа №17.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать с большой скоростью.
Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру. Гигантские, встречающиеся в Южной Америке достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.
-
Почему колибри считают удивительной птицей среди пернатых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В каком направлении умеют летать колибри?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
С чем сравнивают авторы статьи колибри, описывая их полет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какое строение организма позволяет птице летать с большой скоростью?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
В каком месте на земном шаре можно встретить колибри? ______________________________________________________________________________________________________________________________ -
Какой размер обыкновенных колибри?_____________________________
-
Какого размера достигают гигантские колибри _______________________________________________________________ -
Какова особенность оперения всех колибри? _______________________________________________________________ -
Каким характером отличаются колибри? Приведи пример.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Чем отличаются различные виды колибри друг от друга?
__________________________________________________________________
-
Что обозначает число 81 в тексте?________________________________________________________
-
Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.
Колибри
Гигантские колибри
Удивительные существа среди пернатых
Красивая птичка
Работа №18.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
У растения баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные, появляются на дереве летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает много жидкости. Нужно защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в толщину, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину.
У баобаба очень редкие листья. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители готовят приправу под названием кускус.
-
Какова основная особенность растения баобаб?
_____________________________________________________________
-
Для чего баобабу приходится накапливать влагу?
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
В какое время года у баобаба появляются плоды?
_____________________________________________________________
-
Почему у баобаба толстая кора? _____________________________________________________________ -
Какого цвета кора у баобаба?____________________________________
-
С чем сравнивают авторы статьи волокна, из которых состоит внутренняя часть ствола?_______________________________________
-
Почему ствол баобаба изменяется в размерах, то «худеет, то поправляется?»_____________________________________________________________________________________________________________
-
Почему у баобаба редкие листья?________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Как называется приправа, которую изготавливают местные жители из кроны дерева?_________________________________________________
-
Кто такие крыланы?____________________________________________
-
Что обозначает цифра 10 в тексте________________________________
-
Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.
Баобаб спасает животных.
Баобаб худеет.
Баобаб
Удивительное растение – баобаб.
Работа №19.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», –
подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.
Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы!
(М.С. Пляцковский)
Вопросы и задания.
1.Как автор назвал героев произведения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой подарок получил Чик от бабушки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему Чик склевал пшено один? Найди ответ в тексте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажи порядковый номер нужного предложения. ________
5. Какое качество не смог победить в себе Чик?
а) бережливость; в) запасливость;
б) жадность; г) щедрость.
6. Как поступил Чик с найденными зёрнышками?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему Чирик решил разделить найденные зёрнышки пополам? Ответ выпиши из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №20.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Братишка
У угла моей дачи стояла кадушка , полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.
И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
(В. Вересаев)
Словарная работа.
Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.
Вопросы и задания.
1. Где происходят события, описанные в тексте?
в городе; в парке; на даче.
2. На каком кусте сидели два молодых воробья?
на сирени; на бузине; на жасмине.
3. Какая стояла погода?
теплая; прохладная; жаркая.
4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.
клюв был разинут от жары;
воробушку хотелось напиться;
ярко светило солнце.
5. Подбери к словосочетанию «ободряет примером» близкие по значению фразы.
показывает образец для подражания;
вселяет уверенность в собственных силах;
хвастается своей ловкостью.
Работа №21.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Дети в роще
Двое детей, брат и сестра, пошли в школу. Они проходили мимо тенистой рощи. На дороге было жарко, а в лесу прохладно и весело.
– В школу мы ещё успеем, – говорит брат сестре. – Мы только послушаем, как в лесу поют птички, посмотрим на белочек.
Дети бросили азбуку в траву и побежали под кудрявые берёзы. Им хотелось поиграть с пчёлкой, белочкой, малиновкой. Но звери и птицы отказывались бездельничать. У них было много работы.
– Ах вы, ленивые дети! – сердито журчал ручеёк.
Даже крошечная малиновка просвистала: «В школу не пошли, уроки не выучили, другим мешаете дело делать».
Стыдно стало детям. Они пошли в школу и учились прилично.
(К.Д. Ушинский)
Вопросы и задания
1. Какой случай произошёл с детьми?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каком классе они учились?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как они развлекались в лесу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как ты понимаешь слово «бездельничали»? Каким другим словом можно заменить это слово? Запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как птицы и звери помогли детям вернуться в школу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как вы думаете, как пойдут школьные дела у брата и сестры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №22.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Подаренная пуговица
В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли кустики брусники, и кивал головками иван-чай. На краю поляны были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.
Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из кустов высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал – это медвежонок.
Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её сосать. И тут я услышал, что в малиннике сучья затрещали. Это, наверное, медведица медвежонка ищет.
Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом – медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел!
(по Г. Снегирёву)
Выполни задания. Ставь «Х» рядом с правильным ответом.
1. О чём рассказывается в тексте?
а) о том, как медведица учила медвежонка собирать малину
б) о встрече человека и медвежонка
в) о том, как растёт в тайге малина
2. Где произошла встреча с медвежонком?
а) в сосновом бору в) в зарослях малины
б) в берёзовой роще г) на берегу реки
3. В какое время года произошла эта встреча?
а) весной б) летом в) осенью г) зимой
4. Рассказчик убежал потому, что
а) ему надоел медвежонок
б) испугался медведицы
в) вспомнил, что потерял ружьё
г) испугался, что медвежонок оборвёт все пуговицы
5. Выбери правильное утверждение.
а) Медведица напала на рассказчика.
б) Медвежонок оказался очень любопытным.
в) Медвежонок испугался и убежал. г) Рассказчик видел медведицу.
6. Как ты понимаешь выражение «кивал головками иван-чай»?
а) цветок наклонялся из стороны в сторону
б) цветок звал человека
в) цветок соглашался с происходящим
г) цветок отцвёл и засох
7. Укажи, в каком порядке происходили события.
____Медвежонок решил поиграть с человеком.
____Рассказчик собирал малину.
____Медвежонок вышел на свист.
____Рассказчик испугался и убежал.
8. Главным образом автор хотел…
а) описать внешний вид медвежонка объяснить, как растёт малина
б) описать таёжный лес рассказать о поведении
в) маленького медвежонка
9. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
а) Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл.
б) А у меня даже ружья нет!
в) Медвежонок поиграть со мной захотел!
г) Сел я на пенёк и стал тихонько посвистывать.
10. Какое из названий наиболее всего подходит к истории, рассказанной автором?
а) Заросли малины. в) Подаренная пуговица.
б) Медвежонок. г) Медведица.
Работа №23.
Прочитай текст. Ответь на вопросы, выполни задания.
Одуванчик
Мы с ребятами отправились в путешествие на луг. Там росли разные цветы: колокольчики, васильки, ромашки... Нам больше всех понравился одуванчик.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик. Дина дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Девочки пришли домой с золотыми веночками на голове.
Вечером мы все уснули. И цветы закрыли свои цветочки до утра.
Ответь на вопросы:
- О чем этот текст?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Куда отправились ребята?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из каких цветов сплела Дина венок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- На что похож цветок одуванчика?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему венки названы золотыми?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
| |