Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 529
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Методология теории государства и права.
3.Общая характеристика власти и социальных норм первобытного
4. Общие закономерности и теории возникновения государства и права.
5. Понятие, признаки и сущность государства.
Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности.
Виды и формы гражданско-правовой ответственности.
Основания и условия гражданско-правовой ответственности.
Особенности заключения гражданско-правового договора на торгах.
-
Понятие, предмет и функции теории государства и права.
Тгп – базовая фундаментальная юридическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие и специфические закономерности развития государства и права.
Объектом теории государства и права, как и всех юридиче-ских наук, выступает реальная государственно-правовая действительность во взаимодействии с экономикой, политикой, культурой и другими явлениями окружающей среды, без сис-темного изучения которых невозможно понять причины появления и особенности функционирования государства и права.
Предметом теоретической науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирова-ния государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений, системно обеспечивающих организацию общественной жизни.
В настоящее время наука рассматривает следующие функции
теории государства и права.
-Познавательная функция. Она выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.
Теория государства и права не только изучает государственно-пра-вовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее разви-тия, выявляет закономерности, которые лежат в основе этих процес-сов, определяет их сущность и содержание.
-Эвристическая функция. Эта функция теории государства и права не ограничивается познанием и объяснением известных зако-номерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, т.е. де-лает новые открытия.
- Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе одинакового отражения их обьективных закономерностей.
Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
- Методологическая функция. Теория государства и права осуще-ствляет определенные функции в отношении других наук, являясь базовой, общетеоретической наукой. Она разрабатывает свою собственную методику в исследовании государственно-правовых явле-ний, которая выступает базой для отраслевых и специальных юри-дических дисциплин.
- Онтологическая функция. Теория государства и права изучает существо государственных и правовых явлений, т.е. их внутреннее содержание в развитии.
- Идеологическая функция. Теория государства и права формирует определенные взгляды относительно тех или иных сторон государ-ственно-правовой жизни.
- Практическая функция. Теория государства и права направляет полученные знания в области государства и права в практические решения и рекомендации.
2. Методология теории государства и права.
Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития че-ловеческого бытия, мышление человека. Методологическое значе-ние имеют общие философские категории (например; сущность, функции, формы), принципы познания (например, принцип ком-плексности), общенаучные приемы познания (например, анализ и синтез). Теория государства права, используя философские кате-гории, изучает, какое выражение они находят применительно к Государству и праву.
Теория и практика показали, что правильным может быть мыш-ление, основанное на преемственности развивающихся методов ис-следования. При этом нужно помнить, что абсолютизация какого-либо свойства государства и права неизбежно приводит к ограничен-ности исследования. Любой метод исследования имеет свои законы, принципы, а также пределы возможного
Поэтому методы теории государства и права можно условно разделить на: философские, общие, специальные и частные.
К философским методам относятся:
-
идеалистический метод. С этим методом идеалисты связывают существование государства и права либо с обьективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его пережи-ваниями, осознанными усилиями (субъективные идеалисты); -
диалектико-материалистический метод, т.е. метод, который претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию.
. С помощью диалектического метода осуществля- -
ется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности -
аксиологический метод. Это метод, с помощью которого анали-зируется государство и право как специфические ценности, с помощью которых общество в целом или отдельная социальная группа регулируе поведение других групг -
интуитивный метод. Интуитивизм является направлением фи-лософии, говорящим, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является инту-иция. Интуиция понимается как способность сознания, ни нужда-щаяся ни в опыте, ни в логическом мышлении; -
прагматический метод. Прагматизм - философское учение выдвигающее философию как общий и универсальный метод решения любых проблем в любой отрасли и в любых жизненных ситуациях.
К общим методам государства и права относятся:
1) метод анализа и синтеза - изучается структура государства и права, определяется характер взаимодействия между составными элементами: аналитические знания отдельных сторон государства и права синтезируются и превращаются в общие представления;
-
логический метод - позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и законо-мерное и выразить в научных категориях; -
метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкрет-ного к абстрактному, -
метод формализации - формализация позволяет систематизи-ровать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы; -
метод исторического материализма. Материализм - основное научное философское направление, признающее, в противополож-ность положений идеализма, первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания.
К специальным методам относятся:
-
функциональный метод - структурные элементы государс-твенно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции; -
статистический метод- состояние государственно-правовых явлений отражается с помошью количественных ланных -
метод индукции и дедукции. Индукция (лат. induction - наведе-ние) - умозаключение от фактов к некоей гипотезе (общему утверж-дению); вид рациональной оценки фактов, обобщение, опытная ис-тина, эмпирический закон, позволяющий с некоторой вероятностью предвидеть или предсказывать явления. Установление одного общего взгляда относительно сходных предметов на основании данных наблю-дений или экспериментов. Дедукция (лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции является гипотеза, имеющая характер общего утверждения («общее»), а концом - следствие из гипотезы («частное»). Если гипотеза дедукции истинна, то истинны и ее следствия; -
системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности; -
функциональный метод - это метод изучения функций государства и права и их элементов.
Частные методы вырабатываются и используются только в рамках юридической науки. Например: метод сравнительного правоведения, метод технико-юридического анализа, методы толкования права.
Таким образом, метод теории государства и права сложен по своей структуре и представляет собой совокупность общефилософ-ских, общенаучных и частнонаучных приемов и способов изучения государства и права. И находится в стадии нового осмысления и развития.
3.Общая характеристика власти и социальных норм первобытного
общества.
Первобытное общество - первый этап организации человече-
ского общества.
Изначально люди объединялись в большие группы, представляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны поли-гамные семейные отношения, т.е. беспорядочные половые связи между его членами. Постепенно возникает более устойчивая форма организации первобытного общества - родовая община. Род представлял собой союз, основанный на кровном родстве и общности интересов.
На более поздних стадиях развития возникали племена, а затем и союзы племен. Укрепление общественных структур было выгодно людям. Это позволяло более эффективно противостоять силам при-роды, быстро осваивать новые орудия и приемы труда, отражать агрессию соседей и самим нападать на них и т.д., однако возможности объединения племен зависели от уровня развития экономических отношений в обществе.
В течение длительного времени производительность труда была очень низкой.
Все, что производилось или добывалось, сдавалось в общий ко-тел, а все сданное перераспределялось между всеми.
Развитие экономики шло по двум направлениям:
-
совершенствование орудий труда; -
совершенствование организации труда.
В первобытном обществе все его члены были равны.
Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.
Собрание избирало старейшину, военных вождей, которые управ-ляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости.
Споры между членами общины разрешались теми, кого они каса-лись. Принуждение было редким явлением. Оно состояло, как пра-вило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей.