Файл: 1. Методика обучения биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные приемы создания проблемной ситуации:

  1. Постановка учебной проблемы в форме проблемного вопроса;

  2. Демонстрация результатов опыта;

  3. Сообщение учителем парадоксального факта;

  4. Приведение двух цитат, мнений по одному и тому же вопросу;

  5. Показ готового рисунка и задания, объяснение его.

Основные способы решения учебной проблемы:

  1. Демонстрация учителем конкретного объекта изучения в натуральном виде;

  2. Самостоятельные наблюдения учащихся за растениями, жизнью животных;

  3. Демонстрация учителем эксперимента;

  4. Самонаблюдения учащихся за собственным организмом;

  5. Выполнение учащимися лабораторного эксперимента.

Пример урока с использованием методов проблемного обучения (схема решения проблемы в процессе урока на тему «Строение и рост костей»)

Проблема

Чем объясняется легкость скелета при одновременной прочности его?

Гипотеза

Вероятно, это противоречие можно объяснить какими-то особенностями строения и состава костей.

Пути решения проблемы:

  1. Самостоятельные наблюдения учащихся: рассматривание натуральных костей, выявление внутренней полости и особого расположения костных перекладин в головках длинных костей;

  2. Поисковая беседа об особенностях строения костной ткани, роли трубчатой формы костей;

  3. Объяснение учителя: фактические данные о прочности костей, принципах строения губчатого вещества;

  4. Исследовательские опыты: выявление роли органических и минеральных веществ, входящих в состав костей.

33. Дидактические материалы - достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т.п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся.

Многие методисты отмечают, что для более успешного формирования биологических и экологических понятий необходимо использовать дидактические карточки. Учащийся может работать с дидактическим материалом двумя способами: v  Под руководством учителя v  Без руководства учителя. При этом деятельность под руководством учителя может быть организована как на уроке биологии, так и во внеурочной деятельности. Способы работы с дидактическим материалом И.П. Подласый, Н.И. Ремизова пишут, что дидактический материал, взятый из дополнительной литературы, способствует мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности, концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В этой связи И.П. Подласый выделяет две группы мотивов учения: внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей учащихся, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий и принуждения. Они, как правило, действуют, но их воздействие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а поэтому процесс усвоения знаний не может быть плодотворным. Необходимо, чтобы сам обучаемый
захотел что-то сделать и сделал это, а использование на уроках дополнительного материала из научно-популярной литературы способствует развитию внутренней мотивации. Главной ролью дидактического материала на первом этапе формирования экологических и биологических понятий, является возникновение ощущения, след от которого остается в сознании человека и тогда, когда предмет или явление исчезает из сферы восприятия. Благодаря оставленному следу, предмет или явление может восстанавливаться в памяти. В этом случае формируется представление. Представление является начальной формой мыслительной деятельности и переходным моментом от чувствительного познания к логическому. Посредством второй сигнальной системы, происходит обобщение представлений об изучаемом объекте и формируется понятие. Таким образом, понятие есть форма мышления, обобщенное представление о предмете или явлении природы. Дополнительный материал из научно-популярной и научно-художественной литературы, на четвертом этапе может быть эффективно использован в качестве создания и последующего решения проблемных ситуаций, для применения понятия на практике, что способствует формированию обще - учебных и специальных умений. Таким образом, понятие переходит из кратковременной памяти в долговременную. Итак, использование материала из дополнительной литературы способствует более полному раскрытию темы, развитию внутренней мотивации учащихся к учебной познавательной деятельности и концентрации их внимания на учебном материале и усвоении биологических понятий. В настоящее время не существует единой системы работы с дополнительной литературой, но методисты выделяют приемы работы с дополнительным материалом в различных организационных формах обучения: аналогичные с работой по учебнику и характерные только для работы с дополнительной литературой. 

Дидактические раздаточные материалы представляют собой печатные пособия, по которым учащиеся самостоятельно выполняют различного рода задания учителя. А. М. Розенштейн и Н. А. Пугал выделяют следующие виды дидактических карточек-заданий:

– для проведения лабораторных работ;

– для проведения самостоятельных работ с раздаточным материалом;

– для работы с киноматериалами;

– для контроля и учета знаний учащихся.



Дидактические раздаточные материалы для контроля и учета знаний учащихся могут быть самого разного характера. Например:

а) вставить в предложение пропущенные слова: У растений семейства Бобовые на корнях образуются ... листья ... Цветок бобовых имеет ... околоцветник, чашечка состоит из ... чашелистиков, венчик из ... лепестков, тычинок ..., пестик – из ..., плод – из ...;

б) решите задачу: В килограмме листьев подорожника содержится 1,8 граммов хлорофилла, в килограмме аспидистры – 4 грамма. Какое из этих растений световое, а какое теневое? Почему?;

в) распределите удобрения по группам

г) нарисуйте схему строения нейрона, надпишите его части.

34. Биология как наука в настоящее время уже не является унитаргой областью знаний о живой природе, а представляет собой сложный, разветвленный и многослойный комплекс различных областей, уже имеющих статус самостоятельных наук о живой природе, — фундаментальных и прикладных, теоретически и практических. Это ботаника, цитология, генетика,экология, физиология, учение об эволюции, биогеоценология, анатомия, морфология, антропология, этология, палеонтология, эмбриология, гигиена, медицина, растениеводство и многие др. Процесс дифференциации биологии следует одновременно с процессом интеграции и связан с накоплением новых знаний, с открытиями, сделанными на стыке биологии с другими науками, возникновением новых направлений в уже существующих научных отраслях биологии, которые обусловлены развитием идей молекулярной биологии, генетики, эколо­гии. В связи с этим биологические понятия чрезвычайно разнообразны. С развитием биологической науки они совершенствуются, их содержание пе­реосмысливается, конкретизируется, углубляется. Например, про­изошли существенные сдвиги в эволюционном учении Дарви­на в связи с установлением роли популяции как единицы эволю­ции. На базе эволюционного учения и генетики, а также цитологии и молекулярной биологии, была со­здана синтетическая теория эволюции, которая объясняет важ­нейшие закономерности развития жизни и мировоззренческие понятия о происхождении и разнообразии жизни, движущих си­лах эволюции, микроэволюции и макроэволюции, роли организмов, мутаций и среды обитания в развитии жизни на Земле.

35. Большая часть учебной деятельности по овладению школьной программой по биологии связана с кабинетом биологии. Школьный кабинет биологии — особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология». Кабинет биологии — это 
специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее, с внедрением, экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты для живых растений и мелких животных (уголок живой природы). В кабинете содержится:

  • общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии,

  • специфическое — для конкретного курса, конкретной темы.

Функциональное назначение кабинета биологии значительно шире, здесь можно выделить несколько взаимосвязанных функций:

  • учебно-воспитательную,

  • научно-методическую,

  • размещения учебного оборудования,

  • справочная и учетная.

Учебно-воспитательная роль кабинета. В кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции.

Научно-методическая роль кабинета. Кабинет — это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками:

  • программы,

  • учебники,

  • сборники задач и тестов по биологии,

  • периодическая литература,

  • различная методическая литература.

В том числе книги по общей биологии, определители, методическое обеспечение для использования компьютера и др.

Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными.

Размещение учебного оборудования. В кабинете биологии находится система наглядных пособий:

  • натуральные объекты;

  • изображения натуральных объектов;

  • раздаточный материал и дидактические карточки;

  • приборы и приспособления для демонстрации технических средств;

  • лабораторное оборудование;

  • химические вещества;

  • небольшая аптечка для оказания первой помощи.


Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробки с нафталином или мешочками с инсектицидами. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа, скелет человека — в полиэтиленовый чехол. Микропрепараты хранят в специальных коробках, каждый препарат в своем отделении. Микроскопы и штативные лупы кладут в футляры. Таблицы наклеивают на картон и хранят в вертикальном положении. Бумажные таблицы раскладывают на широких полках в горизонтальном положении. Дидактические карточки, фотографии, рисунки, схемы, открытки, раздаточный материал с частями растений хранят в конвертах, каталожных ящиках или папках.

Справочная функция кабинета. Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства обучения, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и пр. Кроме того, кабинет должен иметь набор видеокассет, дискет с программным обеспечением для компьютера и пр.

36. Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Уголок живой природы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.

Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилище препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.