Файл: 1. Методика обучения биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

28. Индивидуальная работа

Предусматриваемая работа учителя с отдельными учащимися (как «сильными», так и «слабыми») может выражаться в подготовке ими сообщений, докладов, реферировании литературы по предмету. При подготовке рефератов учитель проводит беседу о значении темы реферата, помогает составить план, подобрать литературу, оформить текст. Тематика рефератов различна: «Вредные привычки и здоровые», «Из истории драматической медицины» и т. д.

Индивидуальная внеклассная работа может быть направлена на углубление познаний своего организма путем самонаблюдений. Учащи­еся ставят опыты на животных по выработке у них условных рефлексов.

Индивидуальная работа может носить и пропагандистскую направленность, так как этот вид работы развивает у школьников убежденность, укрепляет теоретические знания, развивает умение анализировать, формирует оценочные суждения.

 

Групповая форма внеклассной работы

Эта работа тесно связана с индивидуальной, обеспечивая ее органическое дополнение. Наиболее распространенной формой групповой внеклассной работы является кружок, который рассматривается как добровольный стабильный тип организации школьников в течение года или даже ряда лет. Биологические кружки могут работать по следующей тематике: «Биология и кулинария», «Лекарственные растения», «Комнатные растения» и т. д.

 

Массовые внеклассные мероприятия

По сравнению с индивидуальными и групповыми массовые внеклассные мероприятия дают наиболее полный охват учащихся. Эта форма работы обеспечивает наибольшую самостоятельность учеников, интегрирует результаты по всем другим формам внеклассной деятельности школьников. К наиболее распространенным видам массовых мероприятий относятся КВНы, вечера, конкурсы биологической тематики («День птиц», «Суд над сигаретой»), конкурс рисунков, «неделя биологии».


Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

  • Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера;

  • Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания

29. Факультативный курс - необязательный учебный курс или предмет изучаемый учащимися, выбираемый ими желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. При проведении факультативных занятий учитель мог использовать различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию у них познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и другие формы и виды самостоятельной работы.

Право вести факультативные курсы по биологии предоставлялось учителям школы, а также преподавателям вузов, деятелям науки, специалистам сельского хозяйства, имеющим соответствующую подготовку. Программы по факультативам, в отличие обязательных учебных программ по биологии, предусматривали не только углубление знаний по тем или иным разделам биологии, но и увеличение числа лабораторных работ, практических занятий, экскурсий, то есть в большей степени, чем программы по обязательным разделам курса биологии, были направлены на получение новых знаний и умений учащимися путем использования различных методов самостоятельной работы. Например, программа факультативного курса» Жизнь растений» из отведенных на его изучение 34-х часов включала 12 лабораторных работ, 3 практические работы и3 экскурсии.

30. Цель  проведения   – развитие интереса к предметам, расширение  кругозора учащихся, профилактика здорового образа жизни.

Школьные биологические олимпиады проводят  в школе обычно осенью. К участию в олимпиадах приглашаются обучающиеся  одарённые в этой области с точки зрения учителя и 3-4 обучающихся по желанию. Олимпиада проходит  в два тура. Обычно за месяц до проведения олимпиады группа обучающихся выпускает бюллетень о порядке ее проведения, вывешивает список рекомендованной литературы, варианты олимпиад прошлого года. Первый тур олимпиады проходит письменно. Для проведения второго тура олимпиады юннаты подготавливают живые и фиксированные природные объекты, чучела, таблицы, рисунки и фотоснимки растений и животных, анатомические препараты. Все это размещают по отделам: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология». В каждом отделе участники олимпиады берут билеты с одним вопросом или заданием, требующим назвать растение, животное или сказать, чьи следы изображены на рисунке, либо кратко рассказать о каком-либо объекте, явлении.



Победители школьной олимпиады - претенденты на участи в районной или окружной олимпиаде.

Биологические КВНы, получившие большое распространение в школах, проводят по примеру телевизионных КВН. Для проведения КВН обычно из нескольких классов (лучше параллельных) отбирают две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания готовит биологическое приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живой природе.

Классные часы.  Основная функция классного часа - обогащение обучающихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения. Чаще всего в нашей школе проходят классные часы направленные на профилактику здорового образа жизни. На классном часе  основное «действующее лицо» -  педагог. Он готовит сценарий классного часа и помощников – обучающихся для проведения классного часа.

Биологические вечеранапример: «Лесные сокровища», «Путешествие на родину комнатных растений». Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовятся его занимательная часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды), номера художественной самодеятельности (стихотворения, инсценировки), художественное оформление.

Общественнополезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу. В проводимых школой массовых общественно полезных мероприятияхпо охране природы, озеленению школьной территории принимают участие все школьники. Эту работу организуют администрация школы, учитель биологии, классные руководители, кружковцы, школьный ученический актив. Перед каждой массовой общественно полезной кампанией обучающимся дают объем и характер работы, они получают необходимый инструктаж и проводят работы.  Во время таких мероприятий обучающиеся приобретают соответствующие умения и экологические знания. На территории нашей школы разбито множество цветочных клумб. В посадке рассады на них участвуют  5-6 классы. Задания для выращивания рассады однолетних растений ученики получают на уроках биологии. Подземные части  многолетних растений весной и осенью ученики приносят с семейных дач. Таким образом, практически все обучающиеся школы любуются «своими» растениями на этих клумбах. Дизайнерами являются учителя биологии и желающие ученики.  


Проектные работы. Назначение: обучение школьников рациональным приемам коллективной (групповой) творческой исследовательской работы; развитие индивидуальных учебных, организаторских, творческих и др. способностей учащихся; освоение учащимися содержательной стороны предмета.

31. Внеурочная работа — это форма организации учащихся для вы­полнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса прак­тических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. В процессе изучения биологии преподаватель учит детей само­стоятельно ставить опыты с растениями и животными, вести наблюдения за ростом и развитием организмов. На уроке во время лабораторной работы можно познакомить учащихся со строением растений, животных, с составом семян, с системами внутренних органов животных и т.п., но невозмож­но провести некоторые опыты, требующие продолжительного на­блюдения. Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую оче­редь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие ра­боты носят предварительный характер. Это значит, что учителю надо своевременно организовать учащихся, чтобы получить ре­зультаты к конкретному уроку, основываясь на продолжительности опыта. Внеурочные работы предварительного характера обогащают уроки и развивают интерес у учащихся. Внеурочные работы могут осуществляться после изучения темы в классе как закрепление и углубление знаний, полученных на уроке. Внеурочные работы применяют при изучении нового материала, его закреплении, а также с целью проверки знаний учащихся. Продолжительность выполнения внеурочной работы может быть различна в зависимости от характера задания и времени, необ­ходимого для проведения тех или иных опытов и наблюдений. Иногда выполнение заданий приходится переносить на весенне-летний период. Учащиеся должны вести записи своих наблюдений вдневнике. Результаты работы должны использоваться на уроках при повторении пройденного материала или при изучении следующих тем. Внеурочные работы имеют большое значение для формирования личности учащегося. Они развивают самостоятельность, прививают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям.

32. При проблемном обучении учащиеся под руководством учителя самостоятельно решают учебную проблему, т.е. сами ищут и находят ответ на неизвестный им познавательный вопрос, опираясь на ранее усвоенные знания.


Проблемное обучение как теория имеет свою систему понятий: проблемная ситуация, гипотеза, проблемный вопрос, проблемное изложение. Гипотеза – способ умственного поиска путей решения проблемы. Проблемная ситуация – центральный инструмент проблемного обучения. Проблемная ситуация позволяет столкнуть учащихся с познавательными затруднениями, требующими активной мыслительной деятельности и потребности в поиске новых знаний.